Взаимодействие Судебного департамента с правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, в том числе военных судов, безопасности судей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие Судебного департамента с правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, в том числе военных судов, безопасности судей



а) Взаимодействие Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации со Службой судебных приставов [135]

Функции организационного, материально-технического и иных видов обеспечения деятельности судов наряду с Судебным департаментом осуществляет и ряд правоохранительных органов, которые в этой области тесно взаимодействуют друг с другом.

Так, Судебный департамент и Служба судебных приставов обладают определенными сходствами в целевом назначении своих функций. Судебный департамент предназначен в целом организационно обеспечивать деятельности судов по материально-техническим, финансовым, кадровым и иного характера вопросам, а Служба судебных приставов – обеспечивать установленный порядок деятельности судов, исполнять судебные решения.

Согласно законодательного предназначения на Службу судебных приставов возложены обязанности по обеспечению общественного порядка в помещениях судов, охраны и безопасности работников судов и участников судебного процесса. Выполнение данных функций предполагает, в том числе, оснащение помещений судов новыми технологическими устройствами обеспечения безопасности. Приобретение и установка такого оборудования в судах общей юрисдикции входят в обязанности Судебного департамента, в то время как применение данных технических средств осуществляется Службой судебных приставов.

Еще одно из основных направлений взаимодействия Судебного департамента и Службы судебных приставов - это совместная эксплуатация служебных помещений, находящихся в зданиях судов.

Общие указания об организации совместных действий Судебного департамента со Службой судебных приставов закреплены в федеральных законах «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», а так же в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Непосредственно же формы и методы взаимодействия по вопросам взаимного интереса, определяются центральными аппаратами данных организаций.

Многие задачи, на решение которых направлено их сотрудничество, определены совместным приказом Министра юстиции и Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 24 сентября 1998 г. №132/52.

В настоящий момент, эти задачи отражают достаточно сложное положение дел с ресурсным обеспечением судебной системы, те проблемы, которые связаны с реформой исполнительного производства и выделением органов принудительного исполнения судебных актов из организационно-штатной структуры суда, а также трудности, которые испытывают Судебный департамент и Служба судебных приставов.

 

б) Взаимодействие Судебного департамента с иными правоохранительными органами по вопросам безопасности судей

Согласно п. 17 ст. 6 Закона о Судебном департаменте данный государственный орган «Принимает во взаимодействие с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей».

В целях обеспечения государственной защиты судей, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательством на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями в Российской Федерации 20 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[136]. Закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких. Во исполнение отдельных положений этого Закона принято постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите». Кроме того, порядок обеспечения органами внутренних дел государственной защиты должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов регулируется Временной инструкцией, утвержденной приказом МВД РФ от 20 декабря 1995 г. № 483.

Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество названных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

То есть, государственной защите в соответствии с этим Федеральным законом подлежат не только судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжные заседатели, но также и их близкие лица.

В соответствии с Законом о государственной защите защищаемым лицам обеспечивается:

1) применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного этим Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

В целях реализации предусмотренных в названном Законе мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности».

В ходе оперативно-розыскной деятельности могут проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Наиболее часто применяемыми средствами государственной защиты в отношении судей являются:

1) личная охрана;

2) охрана жилища и имущества;

3) выдача оружия.

При установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество судей, с их согласия органами, обеспечивающими безопасность, осуществляется их личная охрана, охрана их жилища и имущества. При необходимости, жилище и имущество судей могут быть оборудованы средствами противопожарной и охранной сигнализации, номера их телефонов и государственные регистрационные знаки используемых ими транспортных средств могут быть заменены.

При поступлении материалов, являющихся поводом для принятия мер безопасности в отношении судей, руководитель органа внутренних дел принимает меры к их своевременной регистрации, проверке и принятию решения.

Прием и рассмотрение обращений, информации о наличии угрозы осуществляет соответствующий отдел Судебного департамента, который непосредственно занимается вопросами безопасности судей.

Применение и осуществление мер безопасности в отношении судей, присяжных заседателей и иных должностных лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона о государственной защите, а также их близких - возлагается в основном на органы внутренних дел. Порядок обеспечения органами внутренних дел государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов регулируется, как уже отмечалось, Временной инструкцией, утвержденной приказом МВД РФ от 20 декабря 1995 г. № 483.

В органах внутренних дел, органах контрразведки, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах и федеральных органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц должны быть созданы специальные подразделения.

Осуществление данных функций в системе МВД возложено на Главное управление по борьбе с организованной преступностью. Сегодня личная (физическая) охрана судей в основном возложена на специальные отряды быстрого реагирования ГУБОП, РУБОП, УОП, ООП. К этой деятельности, в случае необходимости, могут быть привлечены сотрудники иных подразделений органов внутренних дел, иных правоохранительных органов. Иных специальные подразделения в органах внутренних дел для осуществления мер государственной охраны именно в отношении судей не созданы.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно их близких могут осуществляться также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения.

Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут быть возложены на защищаемое лицо.

Личная охрана может осуществляться круглосуточно или в определенное время по месту жительства, в пути следования, по месту работы, отдыха защищаемых лиц, а также в иных местах их пребывания.

Охрану жилища и имущества в основном осуществляют подразделения вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы, с привлечением, при необходимости, сотрудников других подразделений органов внутренних дел.

При осуществлении внешней охраны жилища и имущества силами патрульно-постовой службы составляется план-схема жилища, подходы к нему. При обращении органов, обеспечивающих безопасность, подразделения вневедомственной охраны принимают меры к первоочередному оснащению жилища защищаемых лиц средствами охранной и тревожной сигнализации, с подключением к пультам централизованного наблюдения. В случаях отсутствия технической возможности организации централизованной охраны жилье защищаемых лиц оборудуется средствами автономной сигнализации.

С учетом степени угрозы для жизни и здоровья судей органы, обеспечивающие их безопасность, могут выдавать им оружие, в том числе служебное или боевое, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности. При этом боевое оружие может быть выдано лишь в исключительных случаях, когда будет признано, что выдача такого оружия крайне необходима для обеспечения защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите. Постановление о применении мер безопасности в виде выдачи оружия выносится в субъектах Российской Федерации министрами внутренних дел, начальниками главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции начальниками УВДТ, УВД (ОВД) Восьмого главного управления МВД России при согласии защищаемого лица на применение данной меры безопасности и отсутствия у него ограничений, установленных федеральным законодательством об оружии получению лицензии на приобретение оружия.

Защищаемым лицам с учетом степени угрозы для их жизни и здоровья орган, обеспечивающий безопасность, может выдавать специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности в соответствии с порядком, установленным ведомственными нормативными актами.

В случае порчи или утраты оружия, боеприпасов, специальных средств защищаемым лицом руководитель органа, обеспечивающего безопасность, организует проведение служебной проверки, по результатам которой выносит заключение.

Возмещение ущерба от порчи или утраты оружия и специальных средств, выданных защищаемому лицу, производится в установленном законодательством порядке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.018 с.)