Правовое обеспечение борьбы с терроризмом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение борьбы с терроризмом



 

Эффективность борьбы с терроризмом зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов (полнота и объективность выявления и учета причин и условий, порождающих и благоприятствующих терроризму, и, напротив, сдерживающих это явление; степень технической и специальной оснащенности и профессиональной подготовки подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом; уровень развития и действенности общегосударственной системы противодействия террористическим угрозам; степень осознания обществом тех опасностей, которые исходят от терроризма, и т.д.). Одним из фундаментальных обстоятельств, определяющих в правовом государстве успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений террористического характера, является создание адекватного социально-политической и криминальной обстановке в стране национального антитеррористического законодательства.

Правовую основу борьбы с терроризмом в России составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Система правового обеспечения борьбы с терроризмом основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации.

Так, статья 2 Конституции формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации, определяя, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также обязанность государства создать специальные учреждения по их охране. Это суды, правоохранительные органы и др. Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все содержание Конституции.

Учитывая то обстоятельство, что современный терроризм представляет угрозу не только правам и свободам человека и гражданина, но и целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации (события на Северном Кавказе подтверждают это) Конституция (ст. 4) устанавливает, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, системой мер экономического, политического, правового, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Важными являются положения Конституции (ст. 13, ч. 5), запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Одним из ключевых прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции (ст. 20), является право на жизнь. Закрепление в Конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с терроризмом и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут люди.

Следует также отметить, что Конституция (ст. 56) предусматривает возможность введения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях особого правового режима чрезвычайного положения, которое вводится в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством к обстоятельствам введения чрезвычайного положения относятся лишь те, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам, наряду с другими, относятся террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований и др.

Учитывая особую угрозу, которую представляет терроризм для безопасности личности, общества и государства Конституция (ст. 71, п. "м") устанавливает, что оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся исключительно в ведении Российской Федерации. Вместе с тем, необходимо отметить, что защита прав человека гражданина, в том числе и от преступных посягательств, - процесс многогранный. Поэтому к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Конституция (ст. 72, п."б") отнесла также обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

Исключительно важная роль отводится Конституцией (ст. 80) Президенту Российской Федерации, который является главой государства. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина".

Президент как глава государства принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В частности, он единолично принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами. Например, он имеет право вводить своим решением военное или чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87 ч. 2, ст. 88).

Конституция (ст. 114, ч. 1, п. "е") возлагает на Правительство Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Важнейшим правовым средством борьбы с терроризмом является уголовное законодательство.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. в главе "Государственные преступления" предусматривал ответственность за террористический акт (ст.66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст.67), диверсию (ст.68). В них содержались признаки обобщенного понятия "терроризм". В части 1 статьи 77, предусматривавшей ответственность за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, содержался термин "терроризирующие". Эта норма указывала на специального субъекта преступления и место его совершения, им могло быть лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы.

В Российской Федерации уголовная ответственность за терроризм впервые введена Федеральным законом от 1 июля 1994 года (ст.2133 УК РСФСР). Введение этой нормы стало реакцией государства на следствие социально-политического кризиса общественного развития, когда отдельные лица или группы лиц своими противоправными действиями оказывали влияние на принятие уполномоченными на то лицами организационно-управленческих решений. В ней четко обозначилась цель - нарушение общественной безопасности либо воздействие на принятие решения органами власти. Однако практика борьбы с терроризмом свидетельствует о наличии и иных целей.

Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 года, в ст. 205 не только сохранил ответственность за терроризм, но и конкретизировал его признаки.

В соответствии с уголовным законодательством, по характеру и степени общественной опасности терроризм относится к категории тяжких, а при наличии обстоятельств, отягчающих наказание, к особо тяжким преступлениям. По этой причине УК Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за это преступление в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, а при отягчающих обстоятельствах от десяти до двадцати лет.

Для предупреждения терроризма важное значение имеет поощри-

тельная норма, предусмотренная в примечании к данной статье. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществлению акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Своевременным признается такое предупреждение органов власти, когда они имеют возможность предотвратить совершение террористических действий либо наступление последствий, указанных в ст. 205 УК.

Иное способствование предотвращению акта терроризма может выражаться в активных действиях самого субъекта по предупреждению общеопасных действий (взрыва, пожара и т.п.), привлечению других граждан к локализации вредных последствий и т.д.

Признавая важное значение уголовно-правовых норм борьбы с терроризмом, следует отметить некоторые недостатки в этой сфере. Так, УК России в качестве квалифицирующего терроризм обстоятельства рассматривает лишь его совершение с применением огнестрельного оружия (п."в" ч. 2 ст. 205). Остается непонятным, почему в этот пункт не включено также использование боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, тем более что п."к" ч. 1 ст. 63 УК относит такое использование к числу обстоятельств, отягчающих наказание. В целом норма о терроризме нуждается, на наш взгляд, в серьезных изменениях.

Особая роль в сфере правового обеспечения борьбы с терроризмом принадлежит Федеральному закону от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом". Закон устраняет один из пробелов, имевшихся в области противодействия терроризму. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

В его 29 статьях, систематизированных в восьми главах, раскрываются основы организации борьбы с терроризмом, приведен порядок проведения контртеррористических операций, предусмотрены положения возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции, и социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции, уделено внимание правовой и социальной защите лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, предусмотрены бланкетные (отсылочные) нормы об ответственности за участие в террористической деятельности и о контроле и надзоре за законностью осуществления борьбы с терроризмом. Кроме того, в Законе особое внимание уделено вопросам регламентации принципов и правовых основ противодействия терроризму.

Существенным является то, что Закон ушел от традиционного в нашей стране в последние годы подхода, когда борьба с терроризмом сводится в основном к осуществлению мер по пресечению акций терроризма. Так, уже во второй статье Закона "Основные принципы борьбы с терроризмом" сразу же после принципа законности провозглашается принцип приоритета мер предупреждения терроризма. На достижение профилактических целей в противодействии террористической угрозе в нашей стране ориентированы и другие положения Закона, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих реализации террористических посягательств, а также на получение своевременной упреждающей информации о подготовке такого рода акций. В целом ориентация законопроекта на профилактику терроризма способствует расширению сферы ответственности за противодействие террористической угрозе, включая ответственность представителей органов исполнительной власти за принятие непродуманных по своим последствиям решений.

Важным представляется наличие в Федеральном законе определений, заложивших основу понятийного аппарата. Так, законодательно закреплены следующие понятия: терроризм, террористическая деятельность, международная террористическая деятельность, террористическая акция, преступления террористического характера, террорист, террористическая группа, террористическая организация, борьба с терроризмом, контртеррористическая операция, зона проведения контртеррористической операции и заложник.

Таким образом, Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" создал определенную законодательную базу противодействия террористической угрозе, формируя условия для совершенствования правовой и социальной защиты участников антитеррористической деятельности, упорядочивая вопросы взаимодействия в этой сфере и ориентируя правоприменительные органы на приоритетное использование профилактических мер борьбы с терроризмом.

К числу других законодательных актов, составляющих правовую основу борьбы с терроризмом относятся: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности", Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Так, в этом списке особо следует отметить Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции", который является одним из немногих российских законодательных актов, принятых до распада СССР, который продолжает действовать с учетом внесенных в последующие годы изменений и дополнений.

Закон о милиции впервые в истории России комплексно урегулировал правовой статус, организационную структуру милиции и определил тем самым место и роль милиции в обществе и государстве. С его опубликованием и введением в действие большой пласт общественных отношений, касающихся публично-правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, в том числе и от терроризма, получил правовое опосредование на уровне законодательного акта.

Закон (ч. 1, ст. 1) содержит законодательное определение милиции, что дает в общей форме ясное представление о ее роли и месте в обществе и государстве. Приоритетными объектами защиты от противоправных посягательств, к которым безусловно относится терроризм, являющимися смыслом всей милицейской деятельности, названы жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства.

Закон устанавливает, что первой и, следовательно, приоритетной среди задач, возложенных на милицию, является обеспечение безопасности личности. Обеспечение безопасности личности как важнейшая задача милиции предполагает ее обязанность принимать в пределах предоставленных законом полномочий исчерпывающие меры к предотвращению, устранению, снижению угрозы конституционно закрепленным правам и свободам человека и гражданина (право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, частной собственности и т.д.), конкретного физического лица, вызываемой преступными деяниями или общественно опасными событиями.

В целом российский Закон о милиции, несмотря на некоторые свои недостатки, выявленные практикой, не только сконструировал в общих чертах новую организационно-правовую модель милиции Российского государства, но и, что не менее важно, создал фундамент для последующего интенсивного правового регулирования вопросов, непосредственно относящихся к деятельности милиции, в том числе и в сфере борьбы с терроризмом.

Важным законодательным актом в сфере правового регулирования борьбы с терроризмом является Закон Российской Федерации от 25 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности".

Закон определяет понятие безопасности и ее объекты, угроза безопасности, устанавливает субъектов обеспечения безопасности и чем она достигается, принципы, законодательные основы и систему обеспечения безопасности.

Закон определяет, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Законом установлено, что к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, государственные и общественные институты, функционирование которых призвано обеспечивать нормальные условия для жизнедеятельности личности, общества и государства.

В ст. 12 Закона отмечено, что к силам обеспечения безопасности относятся органы внутренних дел.

Важным правовым средством борьбы с терроризмом является Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", который устанавливает условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В ст. 8 Закона определено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Данные положения закона имеют особое значение для предупреждения терроризма.

Учитывая, что борьба с терроризмом комплексная задача, решить которую невозможно силами одного ведомства (например МВД), законодательство возлагает эту задачу и на другие правоохранительные органы и спецслужбы.

Одним из таких законодательных актов является Федеральный Закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации".

Закон устанавливает, что органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию...террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Закон обязывает органы ФСБ выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма, а также разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры борьбы с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Закон предоставляет органам ФСБ право:

- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию террористической деятельности;

- осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы.

Другим законодательным актом, составляющим правовые основы борьбы с терроризмом, является Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", который определяет объекты государственной охраны и устанавливает полномочия федеральных органов государственной охраны.

Закон определяет основные задачи федеральных органов государственной охраны по борьбе с терроризмом, к которым относятся:

- участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Следует также отметить такой законодательный акт, как Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Закон устанавливает, что одной из задач, возлагаемых на внутренние войска МВД Российской Федерации, является участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения. Выполнение внутренними войсками данной задачи предполагает их участие в предотвращении, выявлении и пресечении террористических акций, в том числе их участие в контртеррористических операциях.

Закон возлагает на воинские части (подразделения) специального назначения внутренних войск участие в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп; участие в пресечении актов терроризма; участие в обезвреживании лиц, захвативших важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти; участие в обеспечении безопасности должностных лиц и отдельных граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая тот факт, что объектами террористических актов являются, в том числе, сотрудники правоохранительных и контролирующих органов, а также судьи, законодательством предусмотрены правовые меры их защиты.

Так, Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" обязывает милицию применять меры безопасности в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких. Данный нормативный акт определяет лиц, подлежащих государственной защите, основания, виды и порядок применения в отношении них мер безопасности. К таким мерам относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача оружия, замена документов, временное помещение в безопасное место, изменение внешности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах. Кроме того, в целях обеспечения безопасности указанных лиц милиция обязана применять и другие необходимые меры в рамках реализации полномочий, предусмотренных законом о милиции.

В соответствии с законодательством органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

В частности, на это ориентированы ряд положений Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", который предоставляет предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе и на договорной основе. На возмездной договорной основе в целях защиты законных прав и интересов клиентов при угрозах террористического характера могут предоставляться следующие услуги: защита жизни и здоровья граждан; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и др.

Признавая исключительную важность законодательных мер борьбы с терроризмом, следует отметить и ряд их существенных недостатков. Так, в данных законодательных актах отсутствуют единые подходы к определению кризисных ситуаций и их классификации; расплывчаты меры их локализации и пресечения; нечетко определены полномочия государственных органов по их предупреждению и пресечению; не урегулирован порядок применения соответствующих сил и средств; в текстах законов используется несогласованная терминология; имеются разночтения, что в целом отрицательного сказывается на эффективности мер правового обеспечения борьбы с терроризмом.

Следующим элементом правовой системы борьбы с терроризмом являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в этой сфере. Необходимо отметить, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила борьбы с терроризмом, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Первые попытки формирования правовых основ борьбы с терроризмом на международном уровне можно отнести ко второй половине 1920-х годов, когда в соответствии с решением 1-го Международного Конгресса уголовного права (Брюссель, 1926 год), проходившего под эгидой Международной Ассоциации уголовного права, была проведена серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Впервые термин "терроризм" был употреблен на заседании 5-го Комитета третьей Брюссельской конференции в 1930 году. 16 ноября 1937 г. в Женеве по инициативе Лиги Наций на Международной конференции были одобрены две международные Конвенции:

1."О предупреждении преступлений политического характера, определяемых как акты политического терроризма, и об установлении наказаний за них";

2. "Об учреждении Международного уголовного суда".

Первая из названных конвенций, хотя ее подписали 24 государства, так и не вступила в силу. Тем не менее указанные нормативные акты сыграли важную роль в осуждении терроризма, в международной оценке этого преступления.

Современным попыткам определения терроризма предшествовали сформированные в Уставе Международного военного трибунала понятия преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечества, а также в Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него (1948 г.), где это деяние расценивается как действия, "совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую".

Россия как правопреемник Советского Союза является участницей ряда международных конвенций:

- Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов;

- Европейской Конвенции по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 года.

Так, 14 декабря 1973 г. Генеральная ассамблея ООН на 28-й сессии приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, и предложила всем государствам стать ее участниками.

В тексте Конвенции используется ряд терминов, которые не имели ранее четких дефиниций. Поэтому некоторые ее статьи направлены на раскрытие их содержания. Например, ст. 1.1 дает исчерпывающий перечень лиц, пользующихся международной защитой; ст. 1.2 раскрывает понятие "предполагаемый преступник"; ст. 2 перечисляет преступные деяния, направленные против лиц, пользующихся международной защитой, которые "должны рассматриваться каждым государством-участником в соответствии с его внутренним законодательством как преступление".

Важным является положение Конвенции, которое требует от государства, в котором было совершено подобное преступление, и если у него есть основания полагать, что предполагаемый преступник покинул его территорию, сообщать всем другим заинтересованным странам имеющиеся у него сведения относительно обстоятельств дела и личности преступника.

В начале 70-х годов ХХ века активизировались такие виды террористических акций, как захват заложников и похищение людей, поэтому в повестку дня 33-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН были включены вопросы, посвященные, во-первых, предотвращению актов международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей, или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучению коренных причин этих форм терроризма и актов насилия, проистекающих от нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждающих некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свою собственную, в стремлении добиться радикальных перемен; во-вторых, разработке Международной конвенции о борьбе с захватом заложников.

17 декабря 1979 г. на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята и открыта для подписания и ратификации Международная конвенция о борьбе с захватом заложников.

Этот международный договор налагает на подписавшие его государства обязанность подвергать уголовному преследованию или экстрадировать любое лицо, совершившее захват заложников, а также принимать в отношении таких лиц суровые меры наказания с учетом тяжкого характера совершенного ими преступления.

При общей положительной направленности данного международного правового документа нельзя не отметить, что в нем содержится ряд положений политического характера, которые явились препятствием для подписания Конвенции целым рядом государств, в том числе и СССР. Это обстоятельство в свою очередь не позволило вступить в силу данному международному договору.

На рубеже 60-х - 70-х годов ХХ века угрожающий рост преступности по угону самолетов и увеличение человеческих жертв потребовали принятия решительных и согласованных действий по борьбе с этой опасной преступностью в международном масштабе.

Были приняты три конвенции (Токийская, Гаагская, Монреальская), которые заключены под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и направлены на обеспечение безопасности воздушных судов (за исключением военных, таможенных, полицейских).

Токийская конвенция о преступлениях и некоторых деяниях, совершенных на борту воздушного судна, была подписана 14 сентября 1963 г. и направлена на борьбу как с уголовными преступлениями, так и с другими деяниями, независимо от того, являются они преступными или нет, если они угрожают или могут создать угрозу безопасности воздушного судна, пассажирам или имуществу, находящемуся на борту. СССР не стал участником данной Конвенции.

В ноябре 1970 года 25 сессия Генеральной ассамблеи ООН приняла резолюцию, осуждающую все без исключения акты захвата самолетов. Всем государствам - членам ООН было рекомендовано принять законы, строго карающие преступников за угон самолетов, по каким бы мотивам он не совершился.

16 декабря 1970 года в Гааге была принята международная конвенция, в соответствии с которой преступником признается любое лицо или его соучастник, находящийся на борту воздушного судна в полете, захватившее или осуществляющее над ним контроль, либо пытающееся совершить преступление. Эту конвенцию подписали уже более 50 государств, в том числе Советский Союз. В национальном уголовном законодательстве все большего числа стран появляются нормы, предусматривающие суровые, более жесткие меры наказания за подобные преступления.

Монреальская Конвенция (23 сентября 1971 г.) поставила вне закона такие деяния, как насилие в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности воздушного судна.

В различные годы были приняты еще некоторые международные правовые акты, направленные на борьбу с терроризмом: Конвенция 1987 года по пресечению терроризма; Меры по борьбе с международным терроризмом, принятые решением VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1990 года; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, утвержденная резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 года.

На рубеже XX и XXI вв. проблема борьбы с терроризмом не только не потеряла свою актуальность, но, наоборот, крайне обострилась, что заставило мировое сообщество активизировать свои усилия в борьбе с этим явлением. Так, 30 июля 1996 г. в Париже состоялась конференция министров иностранных дел и министров, ответственных за обеспечение безопасности стран "большой семерки" и России, на которой были утверждены меры по борьбе с международным терроризмом.

16 декабря 1997 г. резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН принята Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. В 1998 г. к ней присоединилась Россия.

В соответствии с Конвенцией любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры или таким образом, что это направлено против них: а) с намерением причинить смерть или серьезное увечье, или б) с намерением произвести значительное разрушение таких мест, объекта или системы, когда такое разрушение влечет или может повлечь причинение крупного экономического ущерба. Любое лицо совершает преступление, если оно пытается совершить какое-либо из указанных выше преступлений.

Конвенция отмечает необходимость улучшения подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям, содержит рекомендации по ужесточению национальных законодательств в отношении террористов, а также призывает к установлению более эффективного контроля за производством и торговлей оружием и взрывчатыми веществами.

Еще одним шагом, направленным на пресечение международного терроризма, стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1999 г. Конвенция о недопущении финансирования террористической деятельности. С января 2000 г. этот международно-правовой документ был открыт для подписания, а уже в апреле его подписал полномочный представитель России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.05 с.)