ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, цели и субъекты борьбы с терроризмом



 

В организационном плане борьба с терроризмом основывается на соответствующих положениях вышеупомянутых нормативных правовых актов и определяет основные принципы и цели борьбы с терроризмом, субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, их компетенцию и основные функции. Кроме того, в механизм организации борьбы с терроризмом включены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица и граждане.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Кроме указанных основных принципов борьбы с терроризмом необходимо выделить дополнительные принципы, без соблюдения которых невозможно выработать и осуществить системную и комплексную стратегию борьбы с терроризмом. К числу таких принципов следует отнести: соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения; системно-уровневый подход (без преодоления не системности, привязки к реакции на состоявшуюся террористическую акцию, выработка и реализация стратегии невозможна); вариативность, наличие комплекса моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач предупреждения, выявления, пресечения и минимизации последствий; обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном, государственном и региональном аспектах, а также в аспекте объединения и координации усилий субъектов борьбы с терроризмом на основе четкого разграничения их компетенции; различие задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычных и особых условиях; сочетание и взаимоподдержка мер профилактики, психологического и силового воздействия, мер смягчения и устранения психологических деформаций в общественном мнении, реадаптации потерпевших.

Учитывая глобальный характер современного терроризма, важное значение должно уделяться информационному обеспечению борьбы с этим явлением. К основным мероприятиям информационного обеспечения борьбы с терроризмом следует отнести: мониторинг терроризма и антитеррористической деятельности; унификация ведомственных и межгосударственных подходов к статистическим учетам, расширение круга статистических данных об участниках и пособниках терроризма, о потерпевших; создание единого банка информации (включая данные судебных разбирательств) и режима информационного обмена, согласования статистической отчетности о террористических преступлениях и смежных с ними преступлениях, разработка и внедрение методики оценки последствий террористических акций, включая ущерб от посягательств на жизнь и здоровье, на материальные объекты, на нормальную деятельность государственного аппарата, на спокойствие населения.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, а именно:

а) федеральные министерства: государственного имущества; здравоохранения; иностранных дел; науки и технологий; природных ресурсов; путей сообщения; по атомной энергии; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; по делам Содружества Независимых Государств; топлива и энергетики; транспорта; труда и социального развития; финансов; экономического развития; юстиции; по делам печати и средств массовой информации;

б) государственные комитеты: по рыболовству; таможенный комитет;

в) федеральные службы: воздушного транспорта; геодезии и картографии; железнодорожных войск; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; налоговой полиции; по телевидению и радиовещанию;

г) федеральные агентства: правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; по государственным резервам; дорожное;

д) федеральные надзоры: по ядерной и радиационной безопасности; горный и промышленный надзор.

Кроме перечисленных федеральных органов исполнительной власти к субъектам, участвующим в борьбе с терроризмом, относится Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне. Федеральная антитеррористическая комиссия была образована и приступила к своей деятельности в ноябре 1998 года.

Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

- вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

- осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;

- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

- принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

- вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.

Субъекты, привлекаемые к борьбе с терроризмом, и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством:

- разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности;

- создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характера;

- предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов, а также в иных формах, исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом.

Безусловно, что при всей очевидной необходимости привлечения столь широкого спектра федеральных органов исполнительной власти к предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности это не гарантирует достижения целей борьбы с терроризмом, особенно целей предупредительного характера. Поэтому Федеральный Закон "О борьбе с терроризмом" определяет, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, а также, что сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.

Для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств - участников Содружества Независимых Государств в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма в 2000 году был создан Антитеррористический центр государств Содружества.

В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внутренних дел государств-участников СНГ, Советом министров обороны государств-участников СНГ, Советом командующих пограничными войсками, их рабочими органами, а также с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ. Центр осуществляет свою деятельность с использованием возможностей специализированных антитеррористических подразделений ФСБ Российской Федерации, объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов-участников СНГ и вправе запрашивать необходимую информацию из органов безопасности (специальных служб), правоохранительных органов, военных, пограничных и других ведомств государств–участников СНГ. По решению Совета глав государств Содружества Центр создает свои региональные подразделения (филиалы, представительства, отделения).

В настоящее время Центр не в полной мере выполняет свои функции, поскольку существуют проблемы финансирования его деятельности. Основное бремя ресурсного обеспечения деятельности Центра несет Россия, тогда как другие государства-участники СНГ, во многом не выполняют свои финансовые обязательства.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.006 с.)