Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-правовые и тактические основы↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ А.Ю. НАЗАРОВ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ Учебное пособие
Допущено Министерством внутренних дел Москва • 2002 А.Ю. Назаров Организационно-правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом: Учебное пособие. – ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 200 с.
В учебном пособии представлены описание и анализ терроризма, его разнообразных проявлений и последствий террористической деятельности. Изложены правовые и организационно-тактические основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом. Рассмотрены организация управления и тактика действий сил и средств органов внутренних дел при проведении различных видов контртеррористических операций. Освещен зарубежный опыт борьбы с терроризмом. Приложения содержат рекомендации по алгоритму действий сотрудников милиции по предупреждению и пресечению различных видов террористических акций. Пособие предназначено для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, может быть использовано в практической деятельности органов внутренних дел.
Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Р.А. Базаров (Челябинский юридический институт МВД России); кандидат военных наук, доцент Д.К. Войлошников (Тюменский юридический институт МВД России).
© ИМЦ ГУК МВД России, 2002 Офицерам России - живым и павшим в борьбе с террором, моим боевым товарищам, посвящаю. Автор
"Для меня всегда было существен- но самое главное, ради чего я жил и страдал на белом свете: - Я, русский офицер, честь имею!" В.С. Пикуль. Честь имею: Роман. - М.: Воениздат, 1992, с. 12.
Введение
Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы. Его проявления обычно влекут массовые человеческие жертвы, разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию; он порождает недоверие и ненависть между социальными, национальными и религиозными (конфессиональными) группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Только за последние пять лет от последствий террористических акций в России пострадало более 250 тысяч человек, нанесен экономический ущерб в размере 70 миллионов долларов США.[1] Растущее в мире число террористических акций сделало необходимым создание международной системы борьбы с ними, координацию усилий не только различных органов государственной власти, но и самих государств на самом высшем уровне. Терроризм, давно выйдя за национальные рамки, приобрел международный характер. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения их проблем - политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и т.д. Терроризм встроен в насильственную преступность. Преступная среда продолжает накапливать ресурсный и функциональный потенциал, усиливается ее организованность. Резче проявляется ориентация преступных кланов на реализацию широкомасштабных замыслов. Для демонстрации силы и устрашения используются чрезвычайно опасные методы и средства, включая уголовный террор. Можно констатировать, что сейчас террористы ориентированы на устрашение общества и удовлетворение собственных деструктивных влечений, чем на устрашение конкретных неугодных людей. Нынешним этапом развития терроризма является провоцирование войн, масштабные посягательства на людей, жизненно важные объекты и природную среду. Следовательно, данное явление приобретает характер всемирного зла, небывалый прежде размах и глобальность террористических акций содержит в себе реальную угрозу современной цивилизации. Часть 1. Терроризм и террористическая деятельность
Характеристика субъектов и мотивов Компетенция и основные функции органов внутренних дел В борьбе с терроризмом
В соответствии с действующим законодательством Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Центрами координации и руководства силами и средствами ОВД в федеральных округах являются Главные управления МВД Российской Федерации по федеральным округам. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основная роль в борьбе с терроризмом принадлежит милиции. В организационном плане милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Рассмотрим компетенцию и основные функции по борьбе с терроризмом отраслевых служб милиции. Компетенция и основные функции криминальной милиции по борьбе с терроризмом. Закон возлагает на криминальную милицию три основные задачи: 1) борьба с преступностью; 2) розыск лиц в случаях, установленных законом; 3) оказание содействия милиции общественной безопасности. Борьба с преступностью ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам, о которых предварительное следствие обязательно. К таким преступлениям относятся тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе против общественной безопасности - терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, а также другие преступления террористического характера. Розыскная функция криминальной милиции в сфере борьбы с терроризмом реализуется по двум направлениям: а) непосредственный розыск соответствующей категории лиц; б) организация такого розыска. Объектом розыска и установления личности криминальной милиции являются: а) обвиняемые, подсудимые и осужденные за совершение преступлений террористического характера: - скрывшиеся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение; - совершившие побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под конвоя милиции; - совершившие побег из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов (СИЗО), из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы; б) лица, пропавшие без вести (без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными). Розыск и установление данной категории лиц имеет большое значение, учитывая значительное распространение такого вида террористического преступления как захват заложника. Как организующий центр розыскной работы криминальная милиция изучает и оценивает состояние розыскной работы, подготавливает проекты управленческих решений по вопросам организации и осуществления розыска, осуществляет планирование розыскной работы, оказывает методическую и практическую помощь службам и подразделениям в постановке розыскной работы, распространяет положительный опыт, готовит информацию по розыску для направления в другие органы, поддерживает с ними взаимодействие. Содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется по различным направлениям антитеррористического характера. Силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах. Оперативно-розыскные возможности криминальной милиции используются для предупреждения террористических акций при массовых мероприятиях, проведения крупномасштабных оперативно-профилактических ("Вихрь-Антитеррор") и контртеррористических операций; спасения людей пострадавших при террористических акциях; контроля за соблюдением установленных правил осуществления частной детективной и охранной деятельности; оборота служебного и гражданского оружия и для решения других задач, возложенных на милицию общественной безопасности. Необходимо рассмотреть компетенцию в сфере борьбы с терроризмом структурных подразделений криминальной милиции. В состав криминальной милиции входят следующие подразделения: уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, оперативно-технических мероприятий, оперативно-поисковые. Частью криминальной милиции является Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения. В основу создания названных подразделений положен принцип специализации в борьбе с отдельными видами преступлений. Подразделения уголовного розыска решают задачи криминальной милиции по предотвращению и раскрытию убийств, изнасилований, краж, разбоев, грабежей, вымогательств, хищений огнестрельного оружия и ряду других преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье, общественную безопасность и собственность. В их обязанности входит также розыск лиц, относящийся к компетенции криминальной милиции. Следует отметить, что роль подразделений уголовного розыска трудно переоценить на этапах выявления и предупреждения терроризма, поскольку указанные преступления являются как сопутствующими террористической деятельности, так и могут совершаться в целях получения материальных и денежных средств для ее осуществления. Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями занимаются борьбой с терроризмом посредством предотвращения и раскрытия преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемыми замаскированными способами, с посягательствами на интересы государственной службы, службы в коммерческих и иных организациях. Это такие преступления, как незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность и ряд других подобных деяний. Известно, что современный терроризм требует значительной экономической, в первую очередь финансовой базы, и первостепенная задача подразделений по борьбе с экономическими преступлениями состоит в предупреждении и пресечении финансирования террористической деятельности. Основным объектом противодействия для подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков являются неправомерное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт, хищение, вымогательство, культивирование, склонение к потреблению наркотических средств либо психотропных веществ, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Учитывая прогрессирующий уровень наркотизации современного общества, а также тенденции сращивания наркопреступности и террористической деятельности следует указать на важную роль и место подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в сфере борьбы с терроризмом. Предназначение подразделений по борьбе с организованной преступностью (БОП) заключается в пресечении деятельности преступных сообществ, предупреждении, выявлении и раскрытии фактов бандитизма, похищения людей, незаконного лишения свободы, вымогательств, захватов заложников, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными преступными группами, в том числе террористическими, привлечении к ответственности должностных лиц органов государственной власти, использующих свое служебное положение в интересах преступных организаций и организованных групп. Поскольку преступления террористического характера являются одной из форм проявления организованной преступной деятельности, особую задачу подразделений БОП составляет выявление их субъектов - террористических групп. Здесь они добывают и используют информацию о преступных сообществах, мафиозных группах и кланах, а также об учреждениях и организациях, которые могут использовать для достижения своих, прежде всего корыстных целей террористические методы и группы. Другое направление работы - выявление собственно террористических групп, установление их состава, главарей, сообщников, мест хранения оружия, наличия транспортных средств и т.п. Решение задачи предупреждения преступлений террористического характера силами подразделений БОП концентрируется вокруг подготовки и проведения, специальных антитеррористических профилактических операций. Их целями могут быть негласное задержание лидеров организованных преступных формирований, проверка по специальным учетам лиц, временно проживающих, а также незарегистрированных на данной территории, ликвидация выявленных мест незаконного хранения оружия, агентурные и другие операции. Особое место в деятельности подразделений должны занимать специальные оперативно-боевые (контртеррористические) операции по ликвидации террористических групп. В составе подразделений по борьбе с организованной преступностью действуют специальные отделы (отряды) быстрого реагирования (СОБР). Они предназначены для обеспечения безопасности следователей и оперативных работников при выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений, совершенных преступными сообществами или организованными преступными группами, участия в контртеррористических операциях, в мероприятиях по ликвидации бандитских формирований, по освобождению заложников. СОБРы осуществляют также оперативно-тактическое обеспечение комплексных мероприятий, проводимых подразделениями по борьбе с организованной преступностью. В компетенцию подразделений по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий входит выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ, нарушением правил эксплуатации ЭВМ, пресечением незаконного оборота радиоэлектронных и специальных технических средств. Эти подразделения занимаются также контролем с помощью специальных технических средств за электромагнитными и другими полями, возникающими в результате передачи данных по сетям электронной связи, работы компьютерных сетей, телекоммуникационных информационных систем. Особенностями информационного терроризма, как одного из видов компьютерных преступлений, вытекающих из использования современных телекоммуникационных технологий являются: - расширение географических рамок террористической деятельности (получение доступа к объектам в других странах); - оказание влияния на более широкую аудиторию; - своевременный и полноценный обмен информацией; - налаживание четкой координации действий; - относительная безопасность (за счет надежных методов шифрования) от перехвата информации сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб. Например, египетская террористическая организация Gamaa-al-Isla-mia создала свою страницу в Internet, состоящую из открытого (запрещенные властями материалы, призывы к вооруженной борьбе, критика правительства) и закрытого (рекомендации по вербовке новых членов организации, боевиков, практические советы по подготовке террактов, изготовлению взрывных усторойств) блоков. Основными мерами, осуществляемыми подразделениями по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий для предупреждения, выявления и пресечения подобных преступлений являются: - разработка эффективных многоуровневых защитных комплексов, охраняющих базы данных от несанкционированного проникновения; - подготовка и широкое распространение программных продуктов, предупреждающих операторов о попытке "взлома" компьютерных сетей; - внедрение органами правопорядка и спецслужбами агентуры в группировки террористов и связанных с ними "хакеров" целью пресечения информационных диверсий на стадии их подготовки; - организация международного обмена данными по таким видам преступлений (в том числе через Интерпол). Оперативно-поисковые подразделения и подразделения оперативно-технических мероприятий являются специализированными подразделениями по добыванию сведений об оперативной обстановке, преступных, в т.ч. террористических, группах, участниках преступной деятельности, их намерениях, связях для других подразделений криминальной милиции по их заданиям путем применения специфических видов оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", таких, как негласное наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и некоторых других. НЦБ Интерпола и его территориальные подразделения в соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190, обеспечивают международный обмен информацией об уголовных преступлениях. Роль и место НЦБ Интерпола и его территориальных органов в сфере борьбы с терроризмом значительно возрастают в процессе предупреждения, выявления и пресечения деятельности террористических групп, имеющих международный характер. В установленном порядке они принимают, обрабатывают и направляют международные запросы, следственные поручения правоохранительных органов России, а также запросы и поручения международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных государств по розыску, аресту и выдаче лиц, совершивших преступления, розыску и аресту перемещенных за границу преступных доходов, похищенных предметов и документов, проведению соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий. Компетенция и основные функции милиции общественной безопасности по борьбе с терроризмом. К компетенции милиции общественной безопасности (МОБ) относятся следующие основные направления ее деятельности, осуществляемые, в том числе, и в сфере борьбы с терроризмом: 1) обеспечение безопасности личности; 2) обеспечение общественной безопасности; 3) охрана собственности; 4) охрана общественного порядка; 5) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 6) раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции. Обеспечение безопасности личности осуществляется МОБ в первую очередь путем реагирования на заявления граждан об угрозах их жизни и здоровью. В этой связи МОБ принимаются меры по пресечению имеющихся угроз, в т.ч. террористического характера, их нейтрализации и устранению. В сферу ее деятельности входит оказание помощи гражданам, пострадавшим от террористических акций, других преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья, спасение людей при террористических акциях, авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях. Общественная безопасность как разновидность социальной безопасности представляет собой систему общественных отношений, связанных с защитой личности, общества и государства от угроз, исходящих от противоправных посягательств на общественный порядок, нарушений порядка пользования источниками повышенной безопасности, предметами и веществами, изъятыми из свободного гражданского оборота, а также угрозы, исходящей от чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера. Выполнение задачи обеспечения общественной безопасности имеет своим содержанием обеспечение безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительную деятельность, осуществление паспортно-регистрационной и паспортно-визовой деятельности, обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях. Кратко рассмотрим некоторые из представленных видов деятельности. Как известно, глобальное распространение терроризма во многом определяется большими масштабами незаконного оборота оружия. Сейчас на федеральном учете состоит более 35 тыс. единиц утраченного огнестрельного нарезного оружия и боевой техники. В настоящее время на учете ГИЦ МВД России числится около 8 тыс. единиц оружия иностранного производства. Значительная часть этого оружия находится в руках преступников, которые используют его в криминальных целях. Так, в 1997 с применением оружия было совершено 39,3 тыс. преступных посягательств. Более 900 раз в преступных целях использовались взрывные устройства. Целям предупреждения и пресечения незаконного оборота оружия и боеприпасов служит лицензионно-разрешительная деятельность МОБ. Лицензионно-разрешительная деятельность МОБ позволяет обеспечивать соблюдение установленного порядка обращения с предметами и веществами, бесконтрольное со стороны государства приобретение, владение и пользование которыми может причинить вред личности, обществу и государству. Сущность лицензионно-разрешительной системы, осуществляемой органами внутренних дел, состоит в выдаче соответствующих разрешений (лицензий) на совершение действий с предметами и веществами, которые полностью или частично являются изъятыми из гражданского оборота, и обеспечении соблюдения физическими и юридическими лицами установленных правил обращения с ними. Лицензионно-разрешительная система, осуществляемая МОБ, представляет собой установленный нормами права порядок приобретения, транспортировки, хранения, пользования и сбыта предметов и веществ, а также открытия и функционирования определенных предприятий и объединений в целях обеспечения общественной и личной безопасности граждан. Законами и иными нормативными актами определены объекты, попадающие под лицензионно-разрешительную систему, осуществляемую МОБ. Эти объекты подразделяются на предметы, вещества и предприятия. К предметам относятся: служебное и гражданское огнестрельное оружие и боевые припасы к нему, газовое оружие, а также средства цветного копирования. К веществам относятся взрывчатые материалы, охотничий порох. К предприятиям (объединениям), открытие и функционирование которых происходит в сфере действия лицензионно-разрешительной системы, осуществляемой МОБ, относятся: хранилища, склады, базы, в которых находятся предметы (огнестрельное оружие, боеприпасы к нему, средства взрывания) и вещества (взрывчатые материалы, охотничий порох); тиры, стрельбища, охотничьи спортивные стенды; оружейно-ремонтные и пиротехнические мастерские; предприятия, торгующие огнестрельным оружием, боеприпасами к нему; частные охранно-сыскные структуры. К основным задачам МОБ по осуществлению лицензионно-разрешительной системы являются: регистрация и учет предметов, веществ и объектов, подпадающих под лицензионно-разрешительную систему; предотвращение утраты и хищений предметов и веществ, на которые распространяется особый режим обращения; недопущение их использования в преступных целях или не по назначению; своевременное выявление и устранение нарушений правил лицензионно-разрешительной системы. Значительная роль в предупреждении и пресечении террористической деятельности, особенно в установлении личности и розыске лиц к ней причастных, принадлежит паспортно-регистрационной и паспортно-визовой деятельности МОБ. Под паспортно-регистрационной системой понимается закрепленный в правовых нормах порядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия паспортов и иных документов, удостоверяющих личность гражданина, учета и регистрации граждан в целях упорядочения передвижения населения на территории России, обеспечения реализации субъективных прав и обязанностей граждан, охраны общественного порядка, обеспечения общественной и личной безопасности граждан. Паспортно-регистрационной системе принадлежит существенная роль в охране общественного порядка, обеспечении общественной и личной безопасности граждан. Она широко используется ОВД в профилактике правонарушений, посягающих на общественную и личную безопасность, и розыске лиц, их совершивших. Паспортно-визовые подразделения МОБ оказывают содействие оперативно-розыскным и иным службам ОВД в осуществлении розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного взыскания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Это в полной мере относится к лицам, разыскиваемым за совершение преступлений террористического характера. Охрана собственности заключается в исполнении договоров об охране имущества физических и юридических лиц, обеспечении сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, охране имущества, оставшегося без присмотра при чрезвычайных ситуациях, в т.ч. в результате террористических акций. Охрана общественного порядка МОБ предполагает прежде всего обеспечение ею правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях и в других общественных местах, при проведении митингов, шествий и других публичных мероприятий. В плане реализации розыскной задачи МОБ непосредственно отвечает за установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность. Содействие криминальной милиции обеспечивается по всему спектру решаемых ею задач. Силы и средства МОБ используются при проведении операций по пресечению деятельности преступных групп, при ликвидации незаконных вооруженных формирований, освобождении заложников, в борьбе с терроризмом, для розыска лиц, уклоняющихся от следствия и суда, в интересах государственной защиты работников правоохранительных органов и для решения ряда других подобных задач, решаемых криминальной милицией. Названные задачи не исчерпывают всей компетенции МОБ. Наряду с ними сотрудники МОБ выполняют некоторые контрольные функции за соблюдением установленных правил регистрационного учета, въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, учета, хранения и использования средств цветного копирования, оказывают содействие органам власти, их должностным лицам в выполнении возложенных на них задач, когда им оказывается противодействие или угрожает опасность, конвоируют задержанных и лиц, заключенных под стражу, и др. В целях приобретения сотрудниками ОВД теоретических знаний, практических навыков и умений, необходимых для осуществления своей служебной деятельности в вопросах противодействия терроризму в марте принята типовая программа подготовки (переподготовки) сотрудников ОВД Российской Федерации по противодействию терроризму. Задачами обучения являются: - подготовка сотрудников органов и подразделений внутренних дел к выполнению задач в экстремальных условиях; - обучение сотрудников слаженным действиям в составе групп боевого расчета, поддержанию тесного взаимодействия между элементами боевого порядка и взаимодействующими силами; - совершенствование у сотрудников умений и навыков, связанных с использованием боевой техники, оружия, специальных средств, а также улучшения их физических и морально-психологических качеств; - совершенствование навыков руководителей подразделений в управлении силами и средствами. Программа содержит следующие разделы: правовая подготовка; специальная подготовка; психологическая подготовка; медицинская подготовка; огневая подготовка; физическая подготовка. В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложено участие в мероприятиях по борьбе с преступлениями террористического характера, преследующими корыстные цели, по их предупреждению, выявлению и пресечению. Это предполагает, вне зависимости от обстоятельств возникновения угрозы или совершения террористических акций, комплекс следственно-оперативных и силовых действий. Однако, в отличие от ФСБ России, где практически все вопросы организации и координации деятельности по борьбе с терроризмом сосредоточены в Антитеррористическом центре, МВД России аналогичной структурой не располагает. Этим занимаются определенные главные управления и управления МВД России. Причем каждое подразделение выполняет в рамках антитеррористической деятельности только те обязанности, которые определяются традиционно решаемыми ими задачами. По этой причине они зачастую действуют разрозненно. Для многих из них соответствующие функции не предусмотрены положениями о главках и управлениях. Неопределенность зон приложения сил и ответственности задействованных служб снижает эффективность принимаемых мер, затрудняет повседневный контроль за мероприятиями межотраслевого характера, маневрами сил и средств. Исключительная опасность терроризма требует комплексного подхода органов внутренних дел к борьбе с этим явлением, выдвигает задачу формирования в МВД структуры, координирующей эту деятельность. Следует указать на существующие организационно-правовые проблемы, которые в настоящее время не позволяют адекватно и эффективно реагировать на террористические угрозы, в том числе и международного характера. 1. Сложившиеся к настоящему времени международно-правовые институты и организационные структуры международного сообщества, прежде всего ООН, не способны адекватно реагировать на атаки террористических организаций, наркокартелей и преступно-финансовых сообществ. Несмотря на множество принятых международных конвенций, рекомендаций, резолюций единого правового поля в борьбе с преступностью и терроризмом до сих пор нет. Национальные законодательства не унифицированы даже с действующими международными актами. 2. Действующие международные механизмы обеспечения безопасности (ООН, ее Совет Безопасности, НАТО) во многом не пересмотрели приоритеты своей деятельности применительно к современным реальным, а не мнимым, глобальным угрозам и вызовам. 3. Отсутствие на сегодняшний день единого антитеррористического центра, который бы не ограничивался в своей деятельности только борьбой с терроризмом, а стал бы мировым центром борьбы с международной преступностью. 4. Тенденции в международной политике, процессы глобализации выталкивают целые страны и регионы за пределы современной цивилизации. Социальная база терроризма при этом, конечно же, будет расти. 5. Невозможность вести эффективную борьбу с современной международной преступностью и терроризмом, используя при этом двойные стандарты в оценке тех или иных явлений, если фактически международные криминально-террористические группы в одном случае называются борцами за свободу, за национальную независимость, в другом - опасными преступниками. В целом назрела необходимость создания в России единого координирующего и управляющего центра борьбы с терроризмом - Департамента по борьбе с терроризмом. В Департамент должны войти специалисты-профессионалы всех направлений - от науки до практики. Департамент должен иметь свои звенья во всех силовых структурах: в МВД, ФСБ и в других субъектах борьбы с терроризмом. Кроме того, представляется, что для обеспечения содействия органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, необходимо принятие мер правового, материально-технического и финансового характера. При всей сложности ресурсного обеспечения (финансовые, материально-технические средства и т.д.) борьбы с терроризмом, наиболее приемлемым видится целевое выделение средств на эти нужды, финансирование мероприятий по борьбе с терроризмом "отдельной строкой" в федеральном бюджете.
Контрольные задания:
1. Назовите основные принципы и цели борьбы с терроризмом. 2. Укажите субъекты борьбы с терроризмом и их компетенцию. 3. Раскройте компетенцию и основные функции ОВД в борьбе с терроризмом.
Таким образом, основной целью выявления лиц и фактов, имеющих отношение к террористической деятельности, является информационное обеспечение всей оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, то есть при ее осуществлении реализуется, главным образом, познавательная сторона этой деятельности. При освобождении заложников
Не исключая предусмотренные законом возможности пресечения преступных действий силой, переговоры значительно расширяют арсенал мер борьбы с террористами, помогают избежать возможных жертв и других нежелательных последствий противоправных акций. Среди факторов, которые необходимо учитывать при проведении переговоров с преступниками, можно выделить следующие: - этническую, субкультурную группу или клан, к которым принадлежат террористы и заложники; - тип взаимоотношений преступников с заложниками; - готовность террористов идти на постепенное освобождение заложников (раненых, больных, престарелых, детей); - проявление кем-либо из них реального стремления убивать при обнаружении преступного замысла, издеваться над жертвами; - тактические приемы, аргументы в переговорах, технические средства и вооружение, используемые террористами; - наличие требований, заявлений или угроз, предшествующих преступным действиям; - требования террористов, аргументы, с помощью которых они их отстаивают. Для успешного ведения переговоров, оперативной игры с террористами, а при необходимости и силовой контртеррористической операции важно выяснить следующие обстоятельства: - определить вид чрезвычайной ситуации и возможные варианты ее развития; - установить численность, замыслы и тип террористов; - определить способы проведения операции, а также конкретные тактические приемы, направленные на реализацию поставленной задачи; - выяснить потребности сил и средств, необходимых для проведения специальной операции; - организовать управление специальной операцией. Важное практическое значение имеет соотношение численности заложников и террористов, вооруженность последних. 1. Один преступник захватывает одного заложника. В этом случае шансы на освобождение заложника переговорным путем относительно невелики, однако наиболее вероятно его безопасное освобождение путем спланированной силовой операции (особенно если террорист не является самоубийцей, психически больным или фанатиком того или иного толка). Даже профессиональный террорист редко идет на уничтожение заложника, отчетливо понимая уголовно-правовые последствия подобной акции и возможные ответные меры правоохранительных органов. 2. Несколько преступников захватывают одного заложника. Подобные ситуации возникают, как правило, в тех случаях, когда целью противоправных действий является получение выкупа. Здесь помимо перечисленных выше первоочередных действий (установление личности преступников, их численности, вооруженности, принадлежности к той или иной структуре общества) необходимо установить наличие сообщников вн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.016 с.) |