Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарубежный опыт борьбы с терроризмом↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Терроризм уже давно представляет собой глобальную угрозу, и, следовательно, борьба с ним автоматически обретает общемировое измерение. Объединение усилий правоохранительных органов и служб безопасности заинтересованных государств, в свою очередь, предполагает обмен опытом такой борьбы, выявление наиболее эффективных ее форм. Существенным подспорьем является использование ОВД приемлемых стратегических решений, тактических приемов, конкретных методик, выработанных и апробированных зарубежными коллегами, отвечающими за безопасность. Российские органы внутренних дел могут многое позаимствовать у правоохранительных органов тех стран, для которых терроризм является бичом на протяжении нескольких десятков лет и которые накопили солидный опыт в области его предупреждения. Наибольший интерес представляет опыт полиции и спецслужб ряда стран Западной Европы. Они и другие граждане в тех или иных формах и в разное время испытали на себе кровавые акции террористов и были вынуждены принимать экстраординарные меры. Характерной чертой борьбы с терроризмом последних лет является активное использование специальных силовых подразделений, включая армейские. К этому прибегают почти все государства, где подобная проблема актуальна. В России эта практика стала реальной после принятия 25 июля 1998 г. Федерального закона "О борьбе с терроризмом". Все ведущие государства контролируют основные мероприятия по борьбе с терроризмом и пресекают любые попытки пропаганды террористической деятельности. В последние годы борьба с терроризмом обрела широкие масштабы. Разработаны, в частности, методы распознавания террористов, нахождения и обезвреживания взрывных устройств, различных видов оружия террористов, способы получения информации о террористах, необходимой для полиции и органов безопасности. Начат поиск новых, более эффективных средств борьбы с терроризмом. Анализ террористических акций, совершенных за рубежом, и опыт борьбы с терроризмом позволяют выделить наиболее характерные их виды. Это - угон самолетов с заложниками; захват заложников в административных зданиях; похищение людей (политических деятелей, дипломатов, представителей имущих классов, партийных руководителей, членов различных организаций); убийства; взрывы бомб в зданиях, транспортных средствах; закладка взрывных устройств в местах наибольшего скопления людей; шантаж и угрозы совершения террористического акта. Предпринимаемые правительствами разных стран меры по борьбе с терроризмом также носят разнообразный характер, диктуемый различными формами и методами выполнения террористических акций. Так, страны договариваются о выдаче захваченных или сдавшихся им террористов, об отказе в приеме угнанных транспортных средств и прежде всего самолетов, создают специальные подразделения для борьбы с террористами, оснащая их современной техникой, оружием и транспортом. Они применяют в своей работе и разведывательно-поисковые методы. Существуют два вида подразделений для борьбы с терроризмом: подразделения, непосредственно подчиненные спецслужбам и формированные из числа сотрудников этих служб, и подразделения типа "командос", которые комплектуются из военнослужащих войск специального назначения и поступают в оперативное подчинение спецслужб на период проведения конкретной операции. Примерами такого рода спецподразделений могут служить британская SАS, германская GSG, итальянский отряд R, австрийская “Кобра”, израильское подразделение общей разведки 269 и др. Руководство действиями особых подразделений возлагается на государственные органы (министерства, специально созданные комитеты, штабы и т.п.). Непрерывно совершенствуется правовое и организационное обеспечение государственной системы борьбы с терроризмом. Так, в США принят пакет законов, которые составляют прочную правовую основу деятельности администрации, правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с терроризмом. Разработана национальная программа борьбы с террористическими акциями, определена структура органов, занимающихся этой борьбой под эгидой Совета национальной безопасности, обеспечено финансирование данной программы (в начале 90-х гг. было выделено 10 млрд. долларов.). В 1974 г. был создан Исполнительный комитет, в состав которого вошли представители только тех организаций, обязанности которых по борьбе с терроризмом определены законом, а именно: государственного департамента, министерства обороны, юстиции, ФБР, финансов и энергетики, ЦРУ, федерального управления авиации, объединенного комитета начальников штабов. В США для раскрытия криминальных взрывов создано бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (АТФ). В структуру АТФ входят Национальный лабораторный центр и две региональные лаборатории, одной из задач которых является исследование вещественных доказательств, связанных с пожарами и взрывами, и 4 национальные группы быстрого реагирования, действующие на всей территории США. Раскрытие рассматриваемых преступлений, проведенных террористической группой или совершенных в высших учебных заведениях, а также при обнаружении ВВ на территории правительственных зданий и в случаях, когда совершенное преступление затрагивает дипломатические отношения с другими государствами, отнесено к компетенции ФБР. В структуре ФБР функционируют отдел по уголовным расследованиям и отдел физико-химических экспертиз ВВ. В специальных подразделениях полиции США важное значение придается подготовке плана осмотра места происшествия, в котором четко определяются действия руководителя оперативной группы и ее членов. В плане находят отражение следующие вопросы: - распределение обязанностей между членами группы; - разработка схемы осмотра места происшествия и последовательность его проведения, первичный осмотр места происшествия, оценка собранных вещественных доказательств, организация доставки технико-криминалистических и иных средств, необходимых для осмотра места происшествия; - организация работы членов оперативной группы на месте происшествия в соответствии с их опытом и знаниями; - обеспечение контроля за доступом на место происшествия лиц, не входящих в состав оперативной группы. Особо важное значение придается организации координирующего звена по обмену информацией между сотрудниками, осуществляющими следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. На эту группу возлагается также информирование представителей соответствующих инстанций о ходе раскрытия преступления; совместных действиях, проводимых оперативными группами на месте происшествия и за его пределами, организация обмена сведениями между оперативными работниками и группами, организация деловых встреч представителей оперативных групп, организаций. Планом предусматривается также задействование других лиц: - фотографа, - составителя схем места преступления, - конкретных лиц, ответственных за изъятие вещественных доказательств и их сохранность. В раскрытии преступлений, связанных с применением ВУ, хищением огнестрельного оружия, широко используются специалисты в различных областях науки и техники, которые оказывают экспертную помощь оперативным работникам. После принятия всех мер безопасности, по согласованию с сотрудниками подразделения, занимающегося обезвреживанием ВУ, начинается так называемый "осторожный" осмотр местности, на территории которой сработало ВУ, а также на подходах к нему. По мнению сотрудников ФБР, членам оперативных групп, задействованных на месте происшествия и за его пределами, следует избегать поспешных выводов, которые в перспективе могут свести к нулевому варианту их работу, а также сосредоточения внимания только на поиске вещественных доказательств, относящихся непосредственно к ВУ или к огнестрельному оружию. Такой поиск может привести к тому, что будут упущены другие важные доказательства вещественного или информативного характера. Члены оперативной группы при осмотре места происшествия исходят из следующей предпосылки: все, что находилось на участке местности до взрыва или после взрыва объекта, остается там и после взрыва. Цель такого осмотра - получение общего представления о характерных особенностях места происшествия, сбор максимума вещественных доказательств с принятием мер предосторожности. В отдельных случаях для получения общей картины места происшествия, связанного с использованием ВУ, целесообразно применять и аэрофотосъемку. По завершении "осторожного" осмотра места происшествия проводится детальный осмотр всей территории, цель которого обнаружение частиц ВВ, механизма инициирования взрыва, упаковки устройства. В ФРГ после острых дебатов бундестаг утвердил новое законодательство по борьбе с терроризмом (Аnti-Terror Gesetz). В уголовном кодексе ФРГ значительно расширена формулировка параграфов, касающихся "создания и участия в террористических организациях": опасными признаны действия, направленные на разрушение железнодорожных и портовых механизмов, сооружений аэропортов и промышленных предприятий и прежде всего атомных; под статью "о подстрекательстве к общественно опасным деяниям" подпадают теперь лица, печатающие и распространяющие различные листовки и прокламации (инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств или способов по выведению из строя мачт высоковольтных линий и т.д.); введена новая статья, расширяющая прерогативы генерального прокурора ФРГ, которому вменяется в обязанность прямое участие в разбирательстве дел, связанных с деятельностью на территории ФРГ иностранных террористических организаций и их судебным преследованием. Министерства и ведомства обязаны сообщать в Федеральное ведомство по охране конституции обо всех известных случаях и фактах возможного нанесения ущерба государственной безопасности и, в частности, о террористических акциях. Для организации контртеррористических мероприятий сформированы специальные подразделения. Во Франции нет громоздкой узкоспециализированной службы, занимающейся исключительно борьбой с терроризмом. Вместо этого осуществляется мобилизация и координация действий подразделений министерства внутренних дел, армии и всех заинтересованных служб, способных внести свой вклад как в профилактику, так и в подавление терроризма. Под непосредственным руководством генерального директора национальной полиции создано подразделение по координации борьбы против терроризма (U.C.L.A.T.). В нем образован специальный "отдел по расследованию, содействию, вмешательству и устранению". Последний оказывает свое содействие по запросу служб во время проведения контртеррористических акций, когда требуется высокое профессиональное мастерство, либо осуществляет специальные миссии в виде наблюдения и слежки на национальной территории. Руководитель U.C.L.A.T. при необходимости в кризисных ситуациях собирает своих представителей из служб, занимающихся борьбой с терроризмом. Помимо этого, существует подразделение, которое координирует во Франции работу немецких, испанских, итальянских, британских служб, занимающихся борьбой с терроризмом, и деятельность отрядов французских полицейских в странах, объединенных двусторонними соглашениями о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, включая ФРГ, Италию, Испанию, Великобританию. Координация обеспечивается межминистерским комитетом до борьбе с терроризмом, объединяющим под председательством министра внутренних дел министров юстиции, иностранных дел, обороны и других высокопоставленных чиновников. Проблемы недопущения террористических акций обсуждаются и по ним принимаются решения в рамках Национального совета по безопасности под руководством премьер-министра. Информационным обеспечением занимаются главным образом два управления национальной полиции, одно из которых ведает общей информацией по всем вопросам, касающимся внутреннего терроризма и его возможных последствий в международном плане, а второе - отслеживает действия на территории страны иностранных террористических групп. Тем не менее, сбор информации по своим каналам осуществляют и другие службы, в частности контрразведка и военная разведка. Все прочие образования национальной полиции, особенно воздушная, пограничная и городская полиция, национальная жандармерия носят свой вклад в профилактику и пресечение терроризма. При этом активно используются традиционные оперативно-розыскные мероприятия. Действуют также отряды по борьбе с терроризмом, которые используют опыт, накопленный формированиями по борьбе с бандитизмом, функционировавшими в течение последних десятилетий при крупных подразделениях национальной полиции в Париже, Лионе, Марселе и других городах. В столице, особенно в районах расположения аэропортов, железнодорожных и морских вокзалов, борьбу с терроризмом и бандитизмом ведет бригада по борьбе с бандитизмом парижской префектуры полиции, из состава которой выделена бригада розыска и проведения акций. Их задачей является главным образом патрулирование в целях поддержания общественного порядка в местах наибольшего скопления людей, пресечения проявлений паники и оказания психологического давления на террористов, что немаловажно и может предотвратить некоторые кровавые акции. В обеспечении безопасности большое значение придается внедрению и применению современных технических средств, использованию специально обученных собак для обнаружения взрывных устройств и нейтрализации действий опасных преступников. Одним из важнейших направлений французской системы борьбы с терроризмом является программа действий специальных сил при захвате террористами заложников. В этих случаях помимо сил правопорядка предусматривается участие членов семей пострадавших или террористов, врачей, психологов, психиатров, инженерно-технических работников, спасателей, пожарных и др. Руководитель полицейского подразделения при этом отвечает за подготовку и организацию деятельности соответствующих структур, обеспечение их разведывательной и оперативно-розыскной информацией, работу штабов, взаимодействие с другими силами, анализ обстановки, выработку проектов решений и т.д. Огромный опыт борьбы с разного рода экстремистскими проявлениями накоплен в Израиле. Контртеррористическая деятельность израильских служб безопасности базируется на принципе "никаких уступок террористам", ибо давно уже доказано, что уступки террористам только порождают новый террор. Деятельность израильских спецслужб - яркий пример именно такого бескомпромиссного подхода. Хотя, безусловно, такая позиция, сопряженная с огромными трудностями, а зачастую и жертвами, требует от властей исключительной выдержки и огромной ответственности перед гражданами. Израильские власти пошли на создание спецподразделений, но борьбе с терроризмом. Этим в 60-70-е гг. занималась контртеррористическая бригада, которая провела ряд успешных операций, в частности сопровождение 90 пассажиров самолета компании "Sabena", захваченных террористами в аэропорту Лод в 1972 г. Позднее на ее базе было создано подразделение общей разведки 269. Израильский опыт борьбы с терроризмом представляется ценным не только с технической точки зрения, но прежде всего в плане исключительной последовательности проведения бескомпромиссной, жесткой линии в отношении преступников, исключающей их уход от ответственности. Израильтяне стали массировано применять в борьбе с террористами вооруженные силы, де-факто, придав преступникам статус воюющей стороны. Израильский опыт убедительно демонстрирует, что основную роль в борьбе с терроризмом должно играть специально предназначенные для этого службы и подразделения, используя гибкую тактику, все многообразие находящихся в их арсенале способов и средств. Привлечение вооруженных сил не должно, однако, при этом полностью исключаться, но они могут выполнять лишь вспомогательные функции (охрана важных объектов, поддержка контртеррористических операций, обеспечение психологического эффекта присутствия в наиболее вероятных местах проведения акций и пр.). Изучение и обобщение зарубежного опыта является важным условием выработки эффективных мер борьбы с терроризмом, обеспечения безопасности личности и общества в Российской Федерации.
Контрольные задания:
1. Изложите основы проведения контртеррористической операции. 2. Раскройте тактику действий ОВД по пресечению террористической акции в форме взрыва. 3. Изложите тактику действий ОВД по освобождению заложников. 4. Расскажите о тактике действий ОВД по ликвидации незаконных вооруженных формирований. 5. Раскройте основы тактики действий ОВД по пресечению захвата воздушного судна. 6. Осветите зарубежный опыт борьбы с терроризмом.
Заключение
Предупреждение и пресечение терроризма представляют собой исключительно сложные задачи, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, экономическими, религиозными и историческими причинам, а также неадекватностью мер правового, организационного, профессионального характера, направленных на борьбу с этой глобальной угрозой человечеству. Настоящим изданием автор не претендует на всестороннее и полное изложение этой проблемы, а также выработку готовых решений на все случаи жизни, учитывая великое многообразие форм, методов и проявлений терроризма. Многие рекомендации - это "штучные" решения, основанные на всестороннем анализе конкретных ситуаций. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла. Поэтому подход к решению этой проблемы должен отражать данное обстоятельство. Это относится к согласованному и однозначному пониманию терроризма, созданию более эффективных международных правовых актов и особенно комплексных программ борьбы с ним, совместному планированию и осуществлению предупредительных, оперативно-розыскных, экономических, силовых и иных мероприятий, задержанию и преданию суду террористов. Защита от террористов может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на профессиональном уровне компетентными специалистами, в том числе специалистами органов внутренних дел. Библиографический список использованной литературы: Часть 1
Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 1998.- 306 с. Артамошкин М.Н. На повестке дня - борьба с терроризмом// Общественная безопасность. 2000.- Сб.4.- С.4-13. Афанасьев Н.Н., Кипятков Г.М., Спичек А.А. Современный терроризм: идеология и практика.- М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. Вестник МВД России. 2000. N 1. С.5-7, 32, 43, 56, 90. Дзыбов М., Пучков В. Оценка опасности чрезвычайных ситуаций. // Гражданская защита 1998.- N 7.- С. 74-75. Дэвис Л. Терроризм и насилие. Террор и катастрофы. Перевод с англ. - А. Марченко, И. Соколова. Смоленск: Русич, 1998. – 496 с., ил. ("Omnibus Rebus"). Киреев М.П. Терроризм - проблема общая.// Вестник МВД РФ, 1994, N 6, с. 141. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений /Под общ. ред. А.Е. Тараса.- Мн.: Харвест, 2000. С - 448. ("Коммандос"). Костюк М.Ф. Терроризм: уголовно-правовой аспект// Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью: Материалы науч.-практ. конф./Под общ. ред. Л.В.Сердюка. - Уфа: УЮИ МВД РФ,1999, с. 67. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века/Под общ. ред. А.И. Гурова.- М.: ВНИИ МВД России, 2000.- с. 96. Курс - на атомную энергетику//Российская газета.- 1999.- 2 марта. Ларин А.М. Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов//В кн.: Право и чрезвычайные ситуации. - М., 1992.- С.109-110. Малая война (Организация и тактика боевых действий малых подразделений): хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас.- Мн.: Харвест, 2000.- 512 с.- "Коммандос". Манацков И.В. Политический терроризм (Региональный аспект)//Автореф. канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 1998, 22 с. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним//Государство и право.- 1997.- N 8.- С.84-91. Полоса террора//Щит и меч.- 2001.- 10 мая. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября//Труд-7.- 2001.- 4 окт. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. - М.: Щит-М, 1999. 216 с. Ситковский А.Л., Разинков Б.И., Хмель А.П. Преступления, совершаемые с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. Их влияние на криминальную ситуацию в стране.// Вестник МВД РФ, 1998, N 2-3, с. 98. Террор и антитеррор: Покушения, взрывы, убийства / Автор-составитель Т.И. Ревяко.- Минск: Литература, 1997.- 608 с.- (Энциклопедия преступлений и катастроф).
Часть 2
Конституция Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в ред. Законов Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 5304-1, Федеральных законов от 15 июля 1996 г. N 73-ФЗ, от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ, от 6 декабря 1999 г. N 209-ФЗ 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ)//Собрание законодательства Российской (СЗ РФ). 1999. N 14. Ст. 1666. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (ВСНД РФ и ВС РФ). 1992. N 15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"// ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"// СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"// СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране"//СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом"// СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"// СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом"//Российская газета. 1996. 12 марта. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"// СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706. "О Военной доктрине Российской Федерации"//СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852. Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. N 1225 "О мерах по повышению эффективности контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 и от 27 марта 2001 N 346)//Российская газета. 2001. 23 января. Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 2001 г. N 346)//Российская газета. 2001. 23 января. Указ Президента Российской Федерации от10 января 2002 года N 6 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 года"//Российская газета. 2002. 12 января. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола"//СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1302 "О Федеральной антитеррористической комиссии"//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5697. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 660 "Об утверждении Перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1025)//СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3363; N 38. Ст. 4538. Постановление Правительства Российской Федерации 15 сентября 1999 г. N 1040 "О мерах по противодействию терроризму"//СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4550. Конвенция Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года//СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472. Конвенция (международная) о борьбе с бомбовым терроризмом//СЗ РФ. 2001. N 35. Ст. 3513. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г.// Сборник документов МВД РФ "Сотрудничество государств в борьбе с преступностью", - М., 1993. С. 15-20. Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом от 8 сентября 2000 г.// Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: в 3-х томах. Том 1/Отв. ред. Васильев В.А., составители Москалькова Т.Н., Черников В.В.,- М.: МСС, 2001, с. 726-732 (816 с.). Приказ МВД РФ от 12 января 1996 г. N 20. Приказ МВД РФ от 28 февраля 1997 г. Приказ МВД РФ от 28 февраля 2000 г. N 221 "О мерах по совершенствованию сотрудничества по линии Интерпола". Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: БЕК, 1994.- 458 с. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. доктора юридических наук, профессора Ю.И. Скуратова и доктора юридических наук, Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. - 3-е изд., изм. и доп.- М.: НОРМА, 2001.- 896 с. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-пра- вовые средства ее обеспечения. Монография.- М.: Щит-М, 1998. - 296 с. Куликов А.С. Хватит бороться со своей тенью//Щит и Меч. - 2001.- 6 декабря. Правовое обеспечение противодействия терроризму: Справочное пособие/Авт.-сост. докт. юрид. наук А.Ю. Шумилов.- М.: Издатель Шумилова И.И., 1998.- 48 с. Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью (материалы научно-практической конференции)/Под общ. ред. Л.В. Сердюка - Уфа: УЮИ МВД РФ, 1999. - 174 с. Прокофьев А.В. Борьба с современным терроризмом.// Вестник МВД РФ, 1997, N 2-3, с. 149. Ю. П. Соловей, В. В. Черников. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции".- М.: "Проспект", 2000.- 496 с.
Часть 3
Андрусенко И. М., Дуков Р. Г., Фомин Ю. Р. Мотострелковый (танковый) взвод в бою. - М.: Воениздат, 1989.- 336 с. Анисимов В.Л., Артюх А.Г., Баранов В.А., Березко О.В., Зубарев В.В., Мелехин А.В., Молозин А.В., Пищелко А.В., Рыльская М. А., Рябов С.И., Тихомиров А.Б. Организационные основы деятельности ОВД при проведении специальных операций: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1998.- 140 с. Баев А.А., Савелий М.Ф. Организация некоторых мероприятий органов внутренних дел по предупреждению террористических актов (криминогенных взрывов).// Совершенствование системы экстренного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные ситуации. Труды Академии МВД РФ, 1996, с. 138. Васильев В. Предотвращение террористических актов и минимизация числа жертв в случае их осуществления.// Профессионал, 1997, N 4 (20), с. 34. Галахов С.С., Горшков А.А., Степанов С.Ю. Предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых с применением взрывчатых веществ и взрывных устройств//Оперативно-розыскная работа. 2000. N 4. С. 68-77. Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера - М.: Экзамен, 2002.- 288 с. Гиленсен В. Готовность идти на риск. Контртеррористическая тактика малых групп спецназа// На боевом посту, 1997, N 6, с. 27. Горбунов В. Во имя спасения людей//Преступление и наказание. 1999. N 7. С. 60-61. Дубовец Г.К. Роль руководителя органа внутренних дел в организации операций по захвату террористов//Вестник МВД России. 2001. N 5-6. С. 19-24. Киреев М.П. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте. Учебное пособие. - М., 1992. Киреев М.П. Организационно-правовые меры проведения контртеррористических операций//Профессионал 2001.- N 1.- С. 21-24. Киреев М.П. Организационно-правовые меры проведения контртеррористических операций//Профессионал 2001.- N 2.- С. 4-6. Конторович А., Петренко Е. Уничтожить "ВУ" // Профессионал. 1997. N 2. С. 45. Луценко В.В., Моторный И.Д. Антибомбинг - гражданские технологии противодействия бомбовому терроризму: Практическое руководство. - М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2000.- 152 с. Назаркин М.В. Криминологические аспекты терроризма и меры его предупреждения на объектах транспорта//Оперативно-розыскная работа. 2000. N 1. С. 72-81. Полежаев А., Савелий М. Организация реагирования на угрозу закладки бомб//Профессионал. 2000. N 3. С. 23-24. Псарев А.А., Коваленко А.Н. Топографическая подготовка командира -М.: Воениздат, 1989. С. 70-75. Савелий М.Ф. Чрезвычайные мероприятия при обнаружении взрывных устройств, взрывчатых веществ или зажигательных механизмов// Профессионал. 1999. N 4. С. 34-43. Фролов В.Ю. Участие спецподразделений милиции в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- М., 2000.- 28 с. Приложение 1 Основные понятия, используемые в учебном пособии Терроризм (ст. 3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом») - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений. Терроризм (ст. 205 УК Российской Федерации) – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: 1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции; 2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях; 3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции; 4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; 5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.
Международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая: 1) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства; 2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; 3) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств.
Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Преступления террористического характера ― преступления, предусмотренные статьями 205—208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
Террорист ― лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.
Террористическая группа — группа лиц, объединившихся в целяхосуществления террористической деятельности.
Террористическая организация — организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из её структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность, с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации.
Борьба с терроризмом ― деятельность по предупреждению, выявление пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.
Контртеррористическая операция ― специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции ― отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающиек ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция. Заложник ― физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
Незаконное вооруженное формирование ― не предусмотренное федеральным законом общественное объединение (соединение, отряд, дружина и др.), имеющее на вооружении огнестрельное оружие, деятельность которого не подпадает под все признаки бандитизма, но общественно опасна и противоправна.
Приложение 2
Осмотр в по |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 3359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.116 (0.021 с.) |