Подготавливающих и совершающих террористические акции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготавливающих и совершающих террористические акции



 

Одним из главных направлений оперативно-розыскной деятельности ОВД является своевременное выявление различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес, в т.ч. замышляющих и подготавливающих террористические акции. И в этой же связи причин и условий, способствующих их противоправной деятельности.

Анализ практики борьбы с террористическими акциями показывает: деятельность оперативных подразделений ОВД, в чью компетенцию входит это направление работы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Продолжающееся осложнение оперативной обстановки во многом связано с недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников, просчетами в организации оперативно-розыскной и следственной работы.

В теории оперативно-розыскной деятельности ОВД под выявлением лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, понимается процесс осуществления комплекса оперативно-розыскных, иных мероприятий, включающих поиск и получение первичных сведений о таких лицах и фактах, их проверку и принятие решения в целях предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. На оперативные подразделения ОВД возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии своеобразный четко работающий "конвейер" сбора информации, носящей не только криминальный, но и предкриминальный характер – ее накопление и обработку в целях принятия необходимых мер.

Как правило, сначала должна анализироваться и оцениваться оперативная обстановка на обслуживаемой территории или по линии работы. Исходя из этого, на последующих этапах определяются цели и объекты поиска, его направления, необходимые для этого силы и средства, формы осуществления оперативно-поисковой работы.

С точки зрения содержательной эта деятельность предполагает обнаружение первичных сведений о подготовке или совершении преступлений, не известных ОВД, и о лицах, не состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах, однако являющихся носителями криминальной информации.

Анализ практики свидетельствует о том, что лиц, от которых можно ожидать организации или совершения террористических акций, в т.ч. в форме взрывов, следует выявлять среди следующих категорий граждан:

- ранее судимых за преступления террористического характера, или связанных с незаконным оборотом ВВ и ВУ;

- в отношении которых поступала следственная или оперативно-розыскная информация о попытках приобрести ВВ, изготовить ВУ, или совершить террористическую акцию;

- чья производственная или служебная деятельность (бывшая либо настоящая) связана с изготовлением, хранением, перевозкой и использованием оружия, боеприпасов или ВВ;

- лидеров и боевиков организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);

- прошедших подготовку в качестве подрывников в учебных заведениях и работавших на предприятиях горнодобывающей промышленности;

- работающих (работавших) в области химических технологий, связанных с производством ВВ, порохов, других взрывоопасных материалов;

- пиротехников кино- и видеостудий;

- бывших военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, имеющих опыт обращения с ВВ и ВУ, замеченных в связях с криминальными структурами;

- имеющих опыт боевых действий в локальных вооруженных конфликтах;

- участников конфликтующих, хулиганских молодежных группировок, а также лиц, входящих в неформальные объединения экстремистского толка, систематически нарушающих общественный порядок;

- склонных к незаконной охоте и браконьерству;

- задержанных вблизи мест хранения взрывчатых материалов;

- учащихся учебных заведений, чья практика и обучение специальности связаны с горнорудной промышленностью, металлообработкой, химическими технологиями, радиотехникой;

- занимающихся изготовлением самодельных ВУ для различных целей;

- психически больных (включая больных пироманией), высказывающих агрессивные намерения.

Для своевременного выявления лиц, замышляющих совершение преступления с применением ВУ, необходимо:

- обучать источники оперативной информации распознаванию внешних признаков приготовительных действий для осуществления взрыва;

- оказывать им помощь в установлении доверительных отношений с лицами, склонными к совершению преступлений с применением ВУ;

- привлекать к конфиденциальному сотрудничеству граждан, имеющих связи с лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВУ;

- использовать возможности информационных центров для выявления конфиденциальных сотрудников, состоящих на связи в других оперативных аппаратах ОВД, которые могут предоставлять информацию о поведении того или иного лица, интересующего оперативного работника.

К фактам, представляющим оперативный интерес, применительно к борьбе с террористическими взрывами, следует в первую очередь отнести обстоятельства, способствующие их совершению. На практике подобные обстоятельства могут находить самое разнообразное проявление. К основным из них следует отнести факторы, способствующие возникновению и реализации преступного умысла. Чаще всего они заключаются в недостатках системы государственного контроля за оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, нарушениях правил их учета и охраны. Именно эти факты чаще всего служат причиной попадания ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота.

Успешное решение задачи выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, применительно к борьбе с террористическими взрывами, в значительной степени определяется системой мер по формированию специализированного негласного аппарата для выявления и оперативного прикрытия каналов незаконного распространения ВВ и ВУ.

При этом возможны следующие виды специализации:

- линейный, т.е. ориентированный на выявление преступников в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в среде лиц, со стороны которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВВ и ВУ;

- объектово-территориальный, т.е. заключающийся в оперативном обслуживании одного или группы объектов оборота ВВ и ВУ.

Такая систематизация позволяет ориентировать силы негласного аппарата на наиболее сложных в оперативном отношении объектах или участках, созданием системы оперативного слежения за незаконным распространением взрывчатых материалов и раскрытия преступлений террористического характера, совершаемых с применением ВУ.

Полученные первичные сведения о лицах и фактах подлежат тщательной проверке. Это позволяет определить достоверность поступившей информации, ее полноту и возможность дальнейшего использования в предупреждении, пресечении и раскрытии террористических взрывов.

Такая проверка необходима прежде всего потому, что первоначальные сведения могут не соответствовать действительности, а их использование может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан, или дать большие возможности террористам для более тщательного сокрытия свои действий.

В зависимости от характера полученных сведений, мероприятия по их проверке осуществляются в сроки, как правило, не превышающие 3-10 суток. В случае если поступившая информация свидетельствует о подготовке преступления и реально угрожает жизни и здоровью граждан, то одновременно принимаются меры профилактического характера либо по его пресечению. Причем мероприятия, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, планируются и осуществляются немедленно вслед за поступившей об этом информацией, и имеют целью недопущение совершения подготавливаемого преступления.

Виды мероприятий и направления их осуществления по проверке выявленных первичных сведений, представляющих оперативный интерес весьма разнообразны и зависят от тех конкретных обстоятельств, которые содержатся в полученной информации. Однако в каждом случае в процессе проверки следует установить:

- место жительства (местонахождение) проверяемого, его личность, судимость, связи, поведение и образ жизни;

- причастность проверяемого к противоправным действиям, о которых сообщается, имел ли место сам факт криминального события, причастность проверяемого к ранее совершенным преступлениям, наличие у него ценностей, приобретенных преступным путем;

- преступные намерения проверяемого, его конкретные действия по подготовке преступления и созданию условий, способствующих осуществлению преступных намерений.

Выясняются также иные обстоятельства, исходя из тех или иных конкретных данных, содержащихся в первичной информации. Каждое выявленное лицо проверяется по оперативно-розыскным учетам ОВД.

Все документы, которые поступают в результате поиска информации и ее проверки, собираются в отдельную папку, именуемую "проверочным материалом". Каждый проверочный материал в отдельности регистрируется в специальном журнале, который ведется отдельно по линиям криминальной милиции.

По результатам проверки могут приниматься следующие решения:

1) если первичные данные представляют оперативный интерес для других служб и подразделений криминальной милиции и ОВД в целом, то принимается решение о передаче материалов заинтересованной стороне;

2) при не подтверждении первичных сведений принимается решение о списании имеющихся материалов в установленном порядке;

3) в случае установления при проверке, что совершенные проверяемым противоправные действия не представляют большой общественной опасности, может быть принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела с применением к виновному мер административного и общественного воздействия;

4) при установлении лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и данных о том, что они могут совершать преступления, а также причин и условий, способствующих им в этом, принимается решение о взятии такого лица под оперативно-профилактическое наблюдение, и принимаются меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;

5) в случае выявления фактов подготовки либо совершения преступлений, подтверждаемых наличием обоснованных данных, если для пресечения или раскрытия необходим комплекс агентурно-оперативных мероприятий, обеспечивающих обнаружение доказательств, а иным путем достичь указанных целей невозможно либо затруднительно, заводятся дела оперативной разработки, по ним проводится комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий по их разработке;

6) если в поступившей первичной информации в результате ее проверки будет установлено, что лицо совершило преступление и есть достоверные данные об этом, то материалы передаются следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или же оно возбуждается органом дознания.

Мероприятия по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для ОВД, являются начальными в процессе их деятельности и осуществляются непрерывно не только в рамках рассматриваемого направления, но и при определенных тактических условиях - в рамках иных направлений их оперативно-служебной деятельности (предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений).

Таким образом, основной целью выявления лиц и фактов, имеющих отношение к террористической деятельности, является информационное обеспечение всей оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, то есть при ее осуществлении реализуется, главным образом, познавательная сторона этой деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.021 с.)