Террористических акций, совершаемых в форме взрыва



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Террористических акций, совершаемых в форме взрыва



(бомбовый терроризм)

 

Выявление и предупреждение террористических акций, совершаемых в форме взрывов, связано с комплексом мероприятий ОВД, к которым следует отнести:

1) профилактику указанного вида преступления;

2) поиск взрывных устройств;

3) обнаружение и обезвреживание взрывных устройств.

Наибольшие возможности в предупреждении данной категории преступлений имеют подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Именно на них, в качестве основной, возложена задача предупреждения и раскрытия преступлений с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов, позволяющих вести успешную борьбу с преступностью.

Предупреждение преступлений, как одна из основных задач оперативно-розыскной деятельности ОВД, в теории ОРД ОВД получила название "оперативно-розыскная профилактика". Ее основная цель - перепроверка первичной информации об оперативно-значимых фактах, профилактическое воздействие с помощью сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений и устранение (нейтрализация) криминогенных факторов.

Все материалы и сведения, полученные в ходе осуществления мер оперативно-розыскной профилактики, в зависимости от их объема, направленности (общая или индивидуальная профилактика), временных рамок (разовые, многоразовые, постоянные и т.п.), количественных и качественных характеристик сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, как правило, могут концентрироваться в соответствующих делах оперативного учета.

В целях совершенствования организации оперативно-розыскной деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВУ, необходимо улучшить практику оперативного обслуживания объектов изготовления, хранения, использования ВВ и ВУ, контроля за лицами, имеющими отношение к этому виду деятельности.

Главная цель оперативного обслуживания - выявление (на ранней стадии) недостатков в режиме функционирования объекта и устранение их до того, как будет совершено преступление.

Для достижения этой цели оперативные сотрудники изучают:

- расположение объекта, отмечая места, наиболее уязвимые для несанкционированного проникновения либо для выноса (вывоза) с территории объекта оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ;

- лиц, работающих на объекте, посещающих его клиентов, партнеров по производственно-хозяйственной деятельности и т.п. Обращается внимание на тех из них, кто скомпрометировал себя совершением правонарушений и преступлений, связями с полученным элементом, членством в различного толка экстремистских организациях, антиобщественным поведением;

- производственно-технологический процесс оборота оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ с выявлением стадий, на которых легче всего осуществить хищение;

- режим функционирования и систему охраны объекта с критической оценкой их эффективности и способности предупреждать хищения.

Одновременно с изучением объекта оперативного обслуживания следует получить образцы для сравнительного исследования. Ими могут быть образцы боеприпасов, комплектующие изделия, детали или отдельные фрагменты, виды маркировки и т.п. В дальнейшем это может оказать существенную помощь в раскрытии террористических взрывов, совершенных с использованием похищенных боеприпасов, самодельных ВУ.

Целесообразно также исследовать документы, сопровождающие оборот оружия, с целью возможного обнаружения подделок, скрывающих уже совершенные хищения или недостатки в сохранности боеприпасов, ВВ и ВУ, которые могут повлечь за собой их хищение.

В этих же целях исследуется оборудование объекта оборота оружия и ВВ ИТСО, средствами охранно-пожарной сигнализации. Конкретные объекты такого исследования выявляются при обследовании зданий, сооружений, помещений, участков местности, на которых расположены такие объекты, обслуживающих их транспортных средств, изучении работающих на них сотрудников.

Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия общепрофилактического характера, сотрудники ОВД должны нацеливать свои негласные источники на выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту ВВ и ВУ, в соответствии со своей компетенцией проводить предупредительную работу в сфере борьбы с незаконным оборотом ВВ и ВУ по следующим направлениям:

- анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объекте (главной целью такого анализа является выявление наиболее уязвимых мест, требующих особого внимания, проведение в таких местах регулярного инициативного поиска);

- выявление лиц, проявляющих намерения неправомерно завладеть ВВ и ВУ, информирование о них сотрудников соответствующих оперативных подразделений в целях согласованного осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

- осуществление локальных комплексных оперативно-поисковых мероприятий на объекте оперативного обслуживания с привлечением различных служб ОВД.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий по индивидуальной профилактике преступлений в сфере незаконного оборота ВВ и ВУ направлено на систематическое и полное выявление всех лиц, могущих совершить преступление с их применением, факторов, негативно влияющих на формирование их личности, а также постоянное и целенаправленное воздействие на эти факторы и личность профилактируемого в целях недопущения совершения таким лицом преступления.

В этих целях проводятся опросы лиц, проявляющих интерес к объектам оборота оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ. Наводятся справки о сотрудниках этих объектов (уволенных, нанимающихся на работу, работающих), а при необходимости, обусловленной поведением изучаемых лиц - на родственников и лиц из числа их окружения. Сведения, полученные таким образом, концентрируются в делах оперативного учета.

При наличии законных оснований в отношении проверяемых лиц могут проводиться оперативно-технические мероприятия, использоваться возможности оперативно-поисковых подразделений.

Располагая сведениями, характеризующими лиц, склонных к совершению преступлений, можно, с учетом оперативной обстановки на конкретном участке оперативного обслуживания, достаточно четко определить круг лиц, среди которых необходимо проводить оперативный поиск и профилактическую работу по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВВ и ВУ.

Положительным итогом оперативного обслуживания объекта можно считать:

- наведение соответствующего порядка в учете и сохранности оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в процессе их производства, продажи, передачи, хранения, транспортировки, использования, изъятия и уничтожения;

- изменение производственно-технологического процесса оборота ВВ и ВУ, исключающее их неоправданные потери или создание неучтенных излишков с целью последующего хищения;

- создание технически совершенной и обеспеченной квалифицированными кадрами системы сохранности обслуживаемых объектов;

- своевременное принятие мер по выявленным нарушениям и к лицам, попавшим в сферу оперативных интересов сотрудников ОВД.

К основным задачам оперативных источников в предупреждении террористических акций относятся:

а) выявление обстоятельств (время, место, способ и т.д.) совершения подготовительных действий;

б) выяснение дальнейших намерений проверяемых;

в) устранение условий, способствующих совершению преступления;

г) сбор сведений о лицах, оказывающих содействие в подготовке преступления;

д) установление иных данных, уличающих лицо в подготовке к совершению преступления, (например, высказывание угроз в отношении определенных лиц, проявление интереса к конструкции огнестрельного оружия и действию ВУ, к особенностям использования отдельных видов ВВ).

В этих целях особое место должно быть отведено проверке всех лиц, имеющих отношение к легальному обороту оружия, ВВ и ВУ, по оперативно-справочным учетам и с помощью оперативно-розыскных возможностей подразделений ОВД.

Располагая сведениями о признаках подготовки данной категории преступлений, с учетом особенностей оперативной обстановки на обслуживаемых объектах и территории, можно достаточно четко определить круг лиц, среди которых необходимо проводить не только оперативный поиск, но и профилактическую работу по предупреждению преступлений, совершаемых с применением ВВ и ВУ. В целях собирания, систематизации и анализа сведений о таких лицах целесообразно на отдельные категории из их числа заведение оперативно-наблюдательных дел и дел предварительной оперативной проверки.

Деятельность по подготовке к совершению террористических взрывов, как правило, носит достаточно длительный характер. Это связано с необходимостью изготовления или приобретения орудия совершения преступления, получения навыков обращения с ВУ и т.п. Высокая степень общественной опасности этих преступлений выдвигает задачу своевременного выявления лиц, замышляющих их совершение, принятие мер, препятствующих перерастанию умысла в покушение на преступление.

Для успешного решения этой задачи необходимо выявить умысел на совершение преступления у конкретного лица (группы лиц). Данный этап профилактической деятельности вызывает наибольшие сложности, поскольку лица, склонные к совершению преступлений, стремятся скрыть свои намерения не только от правоохранительных органов, но и своего близкого окружения.

Значительная часть информации о лицах, замышляющих совершение преступления с применением ВУ, поступает от негласных сотрудников. Как правило, в ней содержатся данные о намерении приобрести или изготовить ВУ, устранить, отомстить или запугать предполагаемого потерпевшего.

В качестве самостоятельной и наиболее специфичной стороны этой деятельности подразделений криминальной милиции можно назвать борьбу с подстрекателями, вовлекающими несовершеннолетних в преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ.

Притягательность оружия для подростков всегда была связана с удовлетворением потребностей в технических знаниях и спортивными интересами. Однако в последнее время тяга несовершеннолетних к оружию, боеприпасам, ВВ и ВУ в большей мере обусловлена пропагандой культа насилия в средствах массовой информации (особенно на телевидении, где оружие стало обязательным атрибутом решения проблем киногероев). Оружие подается как надежное средство, многократно увеличивающее возможности человека, обеспечивающее независимость и защиту личности от посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство, дающее возможность попасть в сферу общения так называемых "крутых", придающее уверенность поступкам.

Анализ практики показывает: подавляющая часть граждан, оказывающих негласное содействие подразделениям криминальной милиции в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, не ориентируется на выявление и разработку подстрекателей. Нередко даже имеющаяся оперативная информация проверяется поверхностно, а в большинстве случаев "теряется", как не представляющая оперативного интереса. Наряду с этим не налажена четкая система взаимодействия с подразделениями по профилактике преступности несовершеннолетних.

Под информацией, представляющей интерес с позиций решения задач предупреждения вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот оружия, боеприпасов ВВ и ВУ, имеются в виду сведения:

- о местах концентрации криминальных и маргинальных групп из числа несовершеннолетних и молодежи;

- о лицах, проявляющих намерения завладеть оружием и прибегающих в этих целях к помощи несовершеннолетних;

- об органах и организациях, должностных лицах и отдельных гражданах, способных оказывать гласную и негласную помощь органам внутренних дел, включая их оперативные подразделения, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений данной категории.

Внешними источниками получения такой информации могут быть:

- сведения, поступающие из различных правоохранительных и других государственных органов;

- сведения из негосударственных структур, в первую очередь оборонно-технических обществ, коллективов охотников, добровольных спортивных обществ и клубов, по роду своей деятельности имеющих отношение к обороту оружия, а также учебных заведений, использующих оружие в процессе обучения.

Внутренними источниками получения такой информации являются:

- сообщения негласных сотрудников;

- сведения, получаемые оперативными работниками в процессе проведения различных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий;

- материалы дел оперативного учета;

- данные паспортных аппаратов;

- материалы инспекции по делам несовершеннолетних;

- сведения оперативных аппаратов мест лишения свободы.

Не умаляя значения выше перечисленных источников и каналов сбора информации, представляющей оперативный интерес, следует отметить, что основной объем ее поступает от конфиденциальных источников оперативных подразделений ОВД и в результате активного личного сыска.

Из числа лиц, содействующих оперативным подразделениям ОВД на конфиденциальной основе, необходимо определить тех, кто имеет возможность добывать сведения о несовершеннолетних и лицах, вовлекающих подростков в преступную деятельность. В случае, если таких негласных сотрудников не имеется или их недостаточно, то следует осуществить их дополнительный подбор и целевое привлечение к конфиденциальному сотрудничеству. При этом целесообразно использовать и привлекать лиц, работающих (работавших) на предприятиях и в организациях, имеющих станочный парк, где, как правило, проходят производственную практику учащиеся ПТУ, СПТУ и т.п.

Для того, чтобы результативно работать в подростковой среде, интересующейся оружием, оперативный источник должен уметь войти в подростковый круг на правах "своего, равного". Обычно это удается молодым людям, хорошо разбирающимся в различных видах огнестрельного и холодного оружия, боевой технике.

Представлять интерес для подростков может и взрослый - в связи со спецификой своей профессии или навыков (например, способен выточить металлическую деталь).

Профилактика террористических взрывов в основном связана с обучением населения и сотрудников ОВД способам обнаружения и устранения условий для совершения данных преступлений, с привлечением к этой работе общественности, совершенствованием технической укрепленности объектов преступных посягательств. Важным элементом профилактики является также высокая раскрываемость данного вида преступлений и изоляция активных профессиональных преступников, в первую очередь организаторов преступлений.

При обычном режиме работы ОВД для предупреждения террористических взрывов следует обучать население вопросам защиты на улице, в транспорте и дома. Это направление работы ОВД на сегодняшний день остается наиболее слабым. Чрезвычайно редко можно встретить в различных СМИ практические рекомендации населению по предупреждению террористических акций.

Сотрудники ГИБДД во время проведения профилактических бесед должны обращать внимание автомобилистов на способы оборудования автомобиля сигнализацией, осмотра автомобиля с целью обнаружения ВУ и на другие действия, которые могут предупредить взрыв. Лицензионно-разрешительным службам при проверке знаний частных охранников и детективов (при получении лицензии на охранную и детективную деятельность) следует включить вопросы, связанные с профилактикой, поиском и обезвреживанием взрывных устройств.

Участковые уполномоченные милиции обязаны проводить работу по предупреждению террористических акций на обслуживаемой территории, поддерживать постоянную связь с населением, проводить сплошную отработку жилого сектора и нежилых помещений.

Необходимо шире привлекать к профилактической работе общественность, частные охранные предприятия, чтобы ограничить свободу действий преступников в окружающем пространстве.

Необходимость совершенствования деятельности ОВД по борьбе с бомбовым терроризмом, вызвала создание сети специальных взрывотехнических подразделений в правоохранительных органах, интенсивную разработку новых научно-технических средств и методов, бурное развитие теории криминалистики в части разработки положений, характеризующих профилактику и предупреждение преступности, технико-криминалистическое и структурно-функциональное обеспечение борьбы с терроризмом.

В настоящее время в рамках криминалистической техники (одного из разделов криминалистики) сформировалась новая отрасль, которая получила название криминалистической взрывотехники.

В целях предупреждения и пресечения террористических актов с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств ОВД в рамках административно-правовой, уголовно-процессуальной деятельности осуществляют ряд общих и специальных мер по защите граждан, охраняемых физических лиц, зданий, сооружений, транспортных средств от поражения взрывом.

К числу общих мер относятся: патрулирование работниками милиции и военнослужащими улиц и городов, парков и скверов, поездов дальнего следования, электричек, метро и других видов общественного транспорта; досмотр автотранспортных средств, их водителей и пассажиров на дорогах работниками ГИБДД; "зачистка" (оперативно-служебный досмотр и обследование) силами работников милиции и спецслужб помещений и территорий вокзалов, аэропортов, парков, стадионов, концертных залов, театров, кинотеатров и других мест массового скопления людей перед проведением общественных и спортивных мероприятий; служебный досмотр охраняемых территорий и помещений и т.д.

В данных случаях сущность поиска и досмотра состоит в визуальном и одорологическом (с применением служебно-розыскных собак) обследовании участков местности, помещений, зданий и сооружений, отдельных предметов, носильных вещей, одежды и багажа человека с целью обнаружения взрывоопасных предметов в условиях неопределенности их фактического наличия, реальных свойств и конкретного места нахождения.

Досмотру подлежат все предметы материальной среды в конкретной ситуации: бесхозные предметы на улицах или в транспорте; посторонние предметы в обстановке, в технологическом оборудовании, коммуникациях; ручная кладь, багаж, личные вещи пассажиров; грузы и иные предметы, перевозимые в транспортных средствах.

Взрывоопасные объекты распознаются по комплексу внешних отличительных и особых демаскирующих признаков, а также по результатам применения служебно-розыскной собаки, натренированной на обнаружение взрывчатых веществ. В последнее время применение служебно-розыскных собак в рамках поисковых мероприятий обязательно. Результаты работы собаки в каждом случае оформляются инспектором-кинологом отдельным актом. Каких-либо специальных исследований обнаруженных предметов, подозрительных на наличие взрывоопасных вложений, на этом этапе не производится.

Основанием для инициирования дальнейшей работы служит наличие внешних признаков взрывотехнического изделия и положительная реакция собаки на предмет. При наличии этих признаков принимаются первичные меры безопасности и для дальнейшей работы с соответствующим предметом вызываются специалисты-взрывотехники или саперы.

Некоторые отличия имеет досмотр (специальный контроль) взрывоопасных предметов, выполняемый сотрудниками милиции (обученным персоналом) в рамках специальных мер по предупреждению и пресечению террористических акций.

К числу специальных мер защиты относятся:

- досмотр и специальный контроль служащих и посетителей режимных объектов государственных предприятий, учреждений и организаций, выполняемый работниками милиции (государственных охранных структур) с применением стационарных и иных средств металлообнаружения;

- предполетный досмотр и специальный контроль ручной клади, багажа и носильных вещей авиапассажиров в аэропортах работниками милиции и служб безопасности авиакомпаний, выполняемый с применением рентгенотелевизионной техники;

- специальный контроль почтовой корреспонденции, посылок и бандеролей, выполняемый работниками почтовых служб безопасности с целью выявления и изъятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, радиоактивно -, химически -, биологически опасных веществ и иных запрещенных к пересылке предметов;

- досмотр личных вещей, багажа и грузов граждан, пересекающих Государственную границу РФ, выполняемый работниками таможни и пограничниками;

- личный досмотр граждан, посещающих банки, торгово-промышленные компании и частные фирмы, выполняемый персоналом частных охранных предприятий и служб безопасности.

Проводят досмотр и специальный контроль, прошедшие специальную подготовку работники милиции, таможенный персонал пограничники, сотрудники спецслужб, работники почтовых служб безопасности, частные детективы и охранники.

Досмотру и специальному контролю подлежат либо одежда граждан, либо конкретные предметы (почтовые отправления, ручная кладь, багаж, грузы, личные и носильные вещи граждан), непосредственно предоставленные для этих целей. Объекты, подозрительные на наличие взрывоопасных вложений, диагностируются по комплексу признаков, выявляемых как визуально, так и с использованием специальных технических средств контроля - металлоискателем, рентгеновской техникой, обнаружителем паров взрывчатого вещества. Применение служебно-розыскных собак в рамках этих действий в отдельных случаях возможно, но не обязательно.

При наличии сигнала со стороны технических средств контроля оператор либо отбирает подозрительный предмет из группы проверяемых, либо предлагает соответствующему лицу дать пояснения о находящемся у него предмете и (или) предъявить его для визуального досмотра. При наличии признаков взрывотехнического изделия предмет изымается для детального взрывотехнического обследования, которое выполняют специалисты взрывотехники из правоохранительных органов или спецслужб.

Что касается предупреждения террористических акций на охраняемых объектах, то оптимальным решением защиты объекта является комплексный подход, сочетающий вопросы оперативного, режимного, технического и физического характера. Все составные части комплексной защиты составляют единое целое, и изменение одной из частей влечет за собой изменение в других частях и в организации безопасности объекта в целом.

Например, можно за счет увеличения высоты забора, колючей проволоки уменьшить количество рубежей на базе электронных охранных систем. За счет организации патрулирования и освещения территории можно увеличить вероятность визуального обнаружения нарушителя, уменьшив количество видеокамер внешнего наблюдения. Составных элементов комплексной системы много. Комбинаций этих элементов еще больше. Комплексная система безопасности объекта допускает, что за счет комбинирования какие-то элементы уберутся, какие-то добавятся, но в целом уровень надежности и вероятности обнаружения нарушителя останется без изменения.

Но есть элемент, который должен присутствовать во всех комплексных системах безопасности объектов. Это так называемый "механический барьер". В отличие от стен и заборов, "механический барьер" представляет собой так называемое "прозрачное" препятствие. Речь идет о таких известных вещах, как ворота, шлагбаумы, турникеты, разделители и т.п. Все они призваны выполнить две основные функции: затруднить несанкционированный доступ на территорию объекта и обеспечить возможность контроля за лицами, находящимися на территории.

С оперативной точки зрения, здесь проходит первый и зачастую самый важный контакт наряда по КПП (представителей СБ объекта) с посетителями, транспортными средствами - как своими, так и чужими. И от того, как будет проведен этот контакт, будет ли определен потенциальный нарушитель, смогут ли сотрудники предотвратить на этом рубеже несанкционированный проезд на территорию, может зависеть дальнейшее развитие оперативной ситуации на объекте. Ведь если у потенциального нарушителя (террориста) больше шансов проникнуть на территорию через ворота, КПП и т.п., то теряется весь смысл многорубежности охраны, технической сложности электронных средств и прочего, о чем говорилось выше.

С общими профилактическими мероприятиями по предупреждению взрывов тесно связаны и конкретные меры поиска взрывчатых веществ и взрывных устройств. Последние, как правило, состоят из следующих основных компонентов: корпуса, заряда ВВ, детонатора, источника питания, временного или иного спускового устройства, проводов и соединений. Цель поиска - обнаружение, прежде всего самого опасного компонента ВУ - взрывчатого вещества, т.к. остальные компоненты, кроме детонатора, по своему внешнему виду, физическим и химическим свойствам, как правило, не отличаются от различных бытовых предметов.

Поиск ВВ и ВУ должен быть хорошо продуманной операцией, включающей определенную последовательность действий, которые различаются в зависимости от характера объекта, где ведется поиск (транспортные средства, дороги, площади, здания, люди).

Методы поиска ВВ и ВУ обычно классифицируется на три вида: заградительные, предупредительные и противодействующие.

Заградительный поиск достаточно широко применяется на проходных охраняемых объектов, таможенных и пограничных постах, в аэропортах. Самым простым способом из заградительного поиска является досмотр, т.е. принудительное обследование лица либо его имущества с целью обнаружения и изъятия ВУ.

Предупредительный поиск используется в основном в трех случаях.

1. В качестве профилактической меры при охране общественного порядка, и проведении массовых мероприятий (съездов, концертов, митингов, конференций и т. д.).

2. Как средство срыва террористических акций.

3. В качестве повседневной меры безопасности.

Противодействующий поиск осуществляется, как правило, при получении сигнала о "бомбовой угрозе", а также как поиск после взрыва.

 

Контрольные задания:

 

1. Назовите основные направления деятельности по предупреждению терроризма.

2. Изложите основы тактики действий ОВД по выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих террористические акции.

3. Расскажите об основах тактики действий ОВД по выявлению и предупреждению террористических акций, совершаемых в форме взрыва (бомбовый терроризм).



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.014 с.)