Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы проведения контртеррористической операции

Поиск

 

Одной из основных тактических форм действий ОВД по пресечению террористической деятельности является проведение контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Анализ материалов отечественной и зарубежной печати показывает, что контртеррористические операции могут иметь разведывательный, спасательный, психологический, силовой и другие аспекты, в том числе:

- получение информации о деятельности, возможностях и намерениях существующих или потенциальных террористических организаций и групп, обнаружении лагерей и других мест содержания заложников;

- предотвращение террористических акций, поиск, задержание или уничтожение террористических групп и ликвидация баз террористических организаций до начала их активных действий;

- воздействие на определенные группы людей и отдельных лиц с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которое способствовало бы достижению целей борьбы с терроризмом;

- деморализация террористов, дискредитация террористических организаций и террористических методов в глазах общества и формирование у населения благожелательного отношения к контртеррористической политике государства;

- обеспечение безопасности граждан, находящихся в зоне совершения террористической акции, проведение эвакуации населения и материальных ценностей;

- освобождение и эвакуация в безопасное место военнослужащих, гражданских лиц и иностранных граждан, захваченных в качестве заложников или удерживаемых насильно по другим причинам;

- пресечение антигосударственной или террористической деятельности, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами;

- деблокирование объектов, пресечение совершающейся террористической акции, обезвреживание террористов, сохранение или восстановление на отдельных территориях конституционного строя;

- захват, разоружение или разгром бандформирований, уничтожение баз и лагерей их подготовки или ликвидация особо одиозных боевиков и лидеров террористических организаций и групп.

Для успешного проведения контртеррористической операции необходимо определить:

1) общие принципы антитеррористической деятельности;

2) систему управления контртеррористической операцией;

3) порядок привлечения сил и средств, необходимых для проведения операции;

4) компетенцию руководителя операции, его взаимоотношения с органами власти;

5) процесс управления контртеррористической операцией;

6) правовой режим в зоне проведения контртеррористической операцией;

7) правила ведения переговоров с террористами;

8) порядок информирования общественности о террористической акции;

9) сроки окончания контртеррористической операции;

10) обязанности организаций и граждан при возникновении кризисной ситуации.

Антитеррористическая деятельность в Российской Федерации основывается на следующих принципах: неотвратимости наказания за террористическую деятельность; приоритетности защиты прав лиц, подвергающихся опасности; правомерности причинения вреда террористу; минимальных уступок террористам; единоначалия в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами; персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти и управления за выполнение решений, принятых штабом по проведению контртеррористической операции; минимальной огласке при проведении специальных контртеррористических операций.

Система управления контртеррористической операцией должна отвечать определенным требованиям, к которым относятся: эффективные действия в ходе операции; строгое соответствие поставленным задачам; возможность оперативного информирования инстанции о меняющейся обстановке; способность быстрого реагирования на стремительно меняющуюся ситуацию и адаптация всей системы к новым условиям.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб (ОШ), возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерством внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

В субъектах и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях этих субъектов (регионов).

Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяется положением, утверждаемым председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положения, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией.

Для проведения контртеррористической операции ОШ по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом". Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

Как правило, для проведения контртеррористической операции задействуются силы и средства различных правоохранительных, военных и гражданских ведомств, предприятий и организаций.

Компетенция руководителя ОШ по управлению контртеррористической операцией, распространяется на всех военнослужащих, сотрудников и специалистов, привлекаемых к проведению контртеррористической операции, которые подчиняются руководителю с момента начала указанной операции.

В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

Так, руководителем ОШ может быть представитель внутренних войск (при введении режима проведения контртеррористической операции), который имеет заместителей по криминальной милиции, милиции общественной безопасности, войскам, следствию. Объединенный ОШ разрабатывает и организует выполнение всех мероприятий по проведению операции и ликвидации негативных последствий. Здесь возможна несколько иная система управления. ОШ возглавляет руководитель органа внутренних дел - начальник управления МВД РФ по федеральному округу, министр внутренних дел республики в составе РФ, начальник УВД (ГУВД) края, области, автономного образования, города, УВДТ (ОВДТ). Членами ОШ являются: заместители руководителей органов внутренних дел (заместители руководителя ОШ); представитель Федеральной службы безопасности, командиры соединений, воинских частей вооруженных сил Министерства обороны и внутренних войск МВД (на правах заместителей руководителя ОШ); представители администрации того региона, где проводится операция. В ОШ могут быть включены и руководители органов государственной власти и управления.

Руководитель ОШ по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

Процесс управления контртеррористической операцией включает в себя два комплекса функций: а) подготовку и принятие решения; б) организацию его исполнения.

Контртеррористическая операция начинается с момента постановки подразделениям задачи и включает в себя: оценку обстановки; отдачу предварительных распоряжений подчиненным и своим заместителям для принятия решения о подготовке подразделения к выполнению поставленных задач; принятие решения (выбор тактики); отдание боевого приказа (реализация выбранной тактики).

Командир подразделения доводит до сведения сотрудников, участвующих в контртеррористической операции:

1) этапы проведения контртеррористической операции;

2) границы района операции, участки сосредоточения основных усилий, подходы к ним;

3) характер оперативных и режимных мероприятий;

4) порядок действий при выполнении поставленной задачи и после ее выполнения;

5) состав сил и средств, привлекаемых к операции;

6) роль и место каждого подразделения (сотрудника) в выполняемой задаче;

7) время, местонахождение взаимодействующих подразделений;

8) время готовности к операции.

Оценка обстановки проводится путем умозаключений руководителя операции (командира подразделения), основанных на глубоком и всестороннем анализе: тактики и состояния противника; информации, полученной в результате проведенных оперативных и разведывательных мероприятий; изучении особенностей рельефа местности (населенного пункта); специфики региона; состояния своих сил и средств; погоды, времени проведения операции и т.д.

Решение на проведение контртеррористической операции является наиболее важным этапом процесса управления операцией. В нем должны быть определены: замысел действий, группировка используемых сил и средств, задачи исполнителям и последовательность их решения, организация связи и управления, тактика применения оружия и спецсредств, исходные рубежи, а также материально-техническое, медицинское обеспечение.

Решение оформляется приказом, в котором указываются: краткие выводы из оценки обстановки, место, время и цель проведения операции, привлекаемые силы и средства, исходные позиции, направления (рубежи) действий, задачи группам оперативного построения и их руководителям (указываются на прилагаемой к приказу схеме), порядок взаимодействия, ответственные лица и задачи по всестороннему обеспечению операции, порядок использования боевой техники, место расположения пункта (пунктов) управления, время и порядок докладов о ходе выполнения задач. Уточняется также порядок применения оружия и специальных средств.

Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции определяет права лиц, проводящих указанную операцию. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по своевременному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

Ведение переговоров с террористами допускается при проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы.

К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией.

При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

Информирование общественности о террористической акции при проведении контртеррористической операции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не допускается распространение информации:

1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель ОШ по управлению контртеррористической операцией.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 14299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.90.61 (0.007 с.)