Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика действий овд по пресечению захвата

Поиск

Воздушного судна

 

Пресечение захвата воздушного судна и задержание (ликвидация) террористов, его захвативших, осуществляется путем проведения контртеррористической операции.

Для успешного проведения операции заблаговременно разрабатывается оперативный план (условное наименование "Набат"). В плане определяются: основные задачи операции; задачи ОШ; силы и средства, выделяемые взаимодействующими ведомствами, и их распределение по группам боевого порядка; количество, наименование, численность, дислокация, вооружение, техническая оснащенность и задачи групп боевого порядка, а также начальники групп и их заместители; места дислокации оперативного штаба и сбора личного состава групп боевого порядка; схема оповещения участников операции; общий порядок проведения операции. К плану прилагаются таблицы расчета сил и средств групп боевого порядка. В них заносятся конкретные данные о численности, вооружении, оснащении, ведомственной принадлежности групп, а также данные о начальниках групп и их заместителях.

Основными задачами контртеррористической операции "Набат" являются: освобождение заложников из числа пассажиров и членов экипажа воздушного судна; обезвреживание террористов, находящихся на борту воздушного судна; предотвращение вылета и угона захваченного воздушного судна; обеспечение сохранности захваченного воздушного судна; обеспечение безопасности пассажиров и экипажей других воздушных судов, выполняющих взлет и посадку или находящиеся на стоянках, а также работников аэропорта; предотвращение уничтожения и повреждения захваченного и других воздушных судов, и объектов на территории аэропорта.

Операция "Набат" проводится в случаях, когда: 1) террористы проникли в подготовленное к вылету воздушное судно и, применив насильственные действия, потребовали от экипажа доставить их в указанное место; 2) экипаж по требованию находящихся на борту террористов, произвел посадку воздушного судна в аэропорту с целью дозаправки его топливом или подготовки техники и экипажа к дальнейшему полету по указанному террористами маршруту; 3) экипаж произвел посадку воздушного судна на аэродроме Российской Федерации, имитировав посадку в иностранном аэропорту; 4) экипаж произвел вынужденную посадку, либо воздушное судно потерпело аварию на аэродроме или в районе ответственности авиапредприятия вследствие применения террористами оружия, взрывных устройств и других средств насилия; 5) экипаж совершил вынужденную посадку в связи с угрозой взрыва.

На ОШ возлагаются следующие основные задачи:

- при получении информации о готовящейся попытке захвата и угона воздушного судна или об угрозе взрыва на борту: приводит в повышенную готовность силы и средства для проведения операции, принимает меры к усилению пропускного и внутриобъектного режима, проведение досмотра ручной клади багажа и личного досмотра всех отлетающих пассажиров, направляет в аэровокзал и на прилегающую к нему территорию поисковые группы с целью возможного выявления и задержания террористов и их сообщников, усиливает охрану мест стоянки воздушных судов, максимально ограничивает доступ к авиатехнике специалистов для ее обслуживания, проводит работу по повышению бдительности всего персонала авиапредприятия.

- при получении сигнала (доклада) о совершении террористической акции с целью угона воздушного судна ОШ объявляет сбор по тревоге личного состава всех групп боевого порядка, предусмотренного планом "Набат"; оценивает обстановку и принимает решение на развертывание сил и средств для проведения операции; информирует о террористической акции и принятых мерах органы государственной власти и управления; проверяет готовность прибывающих групп; доводит до личного состава обстановку, ставит им задачи и расставляет по позициям; организует транспортировку групп боевого порядка и членов ОШ к месту происшествия в случае посадки воздушного судна с преступниками за пределами аэропорта; оказывает помощь аварийно-спасательной команде аэропорта в организации и проведении работ в случае, когда воздушное судно в результате насильственных действий потерпело аварию; осуществляет согласно плану "Набат" с учетом складывающейся обстановки все действия по пресечению угона воздушного судна и обезвреживанию террористов.

Принятие решения на проведение операции начинается с момента получения сообщения о террористической акции.

Руководство ОШ с получением сообщения о захвата воздушного судна на земле, а также предстоящей посадке самолета с террористами в аэропорту или за пределами аэропорта объявляет сбор по тревоге личного состава всех групп, предусмотренных планом "Набат", и при необходимости организует их транспортировку к месту чрезвычайного происшествия.

Несмотря на то, что оперативным планом "Набат" обычно определены заранее район сосредоточения всех групп боевого порядка, рубежи блокирования, командный пункт, исходные позиции и т.п., руководитель операции лично проводит рекогносцировку местности и в зависимости от уяснения сложившейся обстановки и ее оценки может внести изменения в типовой план действий.

Оценивая обстановку руководитель операции наряду с другими вопросами особое внимание обращает на оценку следующих факторов: место расположения воздушного судна; наиболее удобные направления подхода групп; исходное положение групп захвата и групп прикрытия; рубежи блокирования, места, удобные для позиций снайперов и других; количество, вооружение, оснащение и места расположения террористов, их намерения и требования; количество и места расположения пассажиров; места расположения членов экипажа, их состояние; количество пассажиров в аэропорту; возможность оказания помощи заложникам, пострадавшим в ходе операции; возможность пожаротушения в случае загорания воздушного судна.

Уяснив задачу и оценив обстановку, руководитель операции принимает решение на проведение операции. В своем решении руководитель операции определяет: замысел операции (время начала операции, уточненные исходные позиции оперативных групп, основные способы их действий); общий характер оперативных и режимных мероприятий; количество сил и средств, привлекаемых к операции; время выезда из района сосредоточения и занятия исходных позиций группами; порядок ведения переговоров с террористами с целью освобождения заложников; задачи группе захвата и группе прикрытия, порядок их выдвижения с исходных позиций, способы действий и порядок взаимодействия, мероприятия по отвлечению внимания преступников и срыву возможной расправы с заложниками; порядок проделывания проходов в воздушном судне, места установки зарядов для срыва дверей и люков; порядок применения оружия и специальных средств.

Приняв решение, руководитель операции ставит задачи подчиненным.

Действия оперативных групп в операции по пресечению, захвата воздушного судна, обычно проводятся способом блокирования района стоянки самолета с последующим захватом (ликвидацией) террористов.

До прибытия групп боевого порядка месту происшествия руководство авиапредприятия совместно с сотрудниками ФСБ, силами ОВД на транспорте и службы безопасности авиапредприятия организует первичное блокирование захваченного воздушного судна, принимает меры к задержанию террористов при их попытке скрыться и к прекращению возможного взлета воздушного судна путем расстановки на полосе взлета препятствий.

По прибытии групп боевого порядка в район сосредоточения основная группа блокирования с ходу занимает рубеж блокирования, исключая возможность прорыва и ухода террористов из района действий, а также прекращает доступ к воздушному судну посторонних лиц.

Блокирование захваченного воздушного судна проводится по возможности скрытно, с использованием естественных и искусственных укрытий. Посты блокирования в зависимости от условий местности располагают на возможно более близком, но безопасном расстоянии от воздушного судна в местах, обеспечивающих хороший обзор всех выходов из него, а также возможность ведения прицельного огня при побеге террористов. С момента занятия основной группой блокирования своих позиций группа первичного блокирования снимается и поступает в распоряжение руководителя операции.

Посты оцепления располагаются (в зависимости от рельефа местности) на расстоянии 500-1000 м от захваченного воздушного судна.

Остальные группы занимают позиции, предусмотренные планом "Набат", с учетом месторасположения захваченного воздушного судна.

Руководитель операции и его заместители с началом операции находятся на командном диспетчерском пункте. Связь с оперативными группами поддерживается через носимые УКВ радиостанции.

После занятия исходных позиций группами боевого порядка начинается выполнение основной задачи - захват (ликвидация) террористов. Успех выполнения этой задачи во многом зависит от избранной тактики действий, которая включает в себя четкую оценку обстановки и выбор из многих возможных вариантов одного, наиболее приемлемого. Выбор его опирается на предшествующий опыт действий в подобной обстановке, а также на возможно новые, нетипичные ситуации и интуицию.

Тактические способы действий групп зависят от многих обстоятельств, в том числе от количества преступников, их намерений, вооружения, требований, выдвигаемых ими, местности, где находится захваченное судно, время года и суток, метеорологических условий, от количества и состояния пассажиров и экипажа на борту воздушного судна, от типа воздушного судна и т.п.

Прежде всего, тактические способы действий должны быть подчинены цели не допустить тяжких последствий, связанных с захватом воздушного судна. Поэтому вначале с преступниками ведется так называемая оперативная игра, представляющая собой совокупность переговоров и видимых действий (маскировочных, ложных и подлинных), которые преследуют цель ввести террористов в заблуждение для того, чтобы выиграть время, необходимое для определения наиболее эффективной тактики действий, а также сосредоточения сил и средств групп боевого порядка, оказать психологическое воздействие на преступников с целью склонить их к отказу от преступных намерений и сдаче или к созданию на борту благоприятных условий для обезвреживания террористов силой.

Для достижения этих целей устанавливают личность преступников, их намерения, вооружение, расположение на воздушном судне и другие данные, позволяющие найти конкретные возможности психологического воздействия на них и обстановку на захваченном воздушном судне, состояние заложников (количестве, составе, физическом и моральном состоянии, поведении), принять меры к оказанию помощи пострадавшим. Как правило, решение указанных задач не может проводиться изолированно от решения других задач, возложенных на группы, но следует четко представлять, какая именно задача является главной на том или ином этапе действий и в какой последовательности их решать в зависимости от складывающейся обстановки.

Изменения обстановки могут быть динамичными, поэтому вырабатываются основы тактики ведения переговоров с террористами. Наиболее вероятными вариантами обстановки при ведении переговоров с террористами могут быть: воздушное судно захвачено террористами, но еще находится в аэропорту; террористы захватив заложников, находятся в здании аэропорта и требуют предоставления им воздушного судна для вылета; террористы захватили автотранспортное средство (обычно автобус) с пассажирами и требуют проезда на аэродромное поле и предоставления воздушного судна; террористы захватили воздушное судно, находящееся в воздухе, и пытаются силой заставить экипаж воздушного судна изменить курс и следовать в нужном им направлении.

Несомненно, самым сложным является вариант, когда преступники находятся в воздухе. В этом случае делается все, чтобы под любым предлогом возвратить и посадить захваченное воздушное судно на аэродром вылета или другой и тем самым создать благоприятные условия для проведения операции по захвату (ликвидации) террористов.

Предлогом для возвращения и посадки воздушного судна в аэропорт могут быть: необходимость дозаправки воздушного судна горючим; неисправность воздушного судна, возникшая в результате действий террористов и могущая привести к аварии, катастрофе, если не сделать срочной посадки; отсутствие навигационных карт полета и др. При решении этого вопроса многое зависит от инициативы и находчивости экипажа захваченного судна. Сразу же после посадки захваченного воздушного судна активизируются действия по ведению переговоров с террористами и в скрытом порядке проводятся мероприятия по их захвату и освобождению заложников.

Несомненно, террористы сразу же после посадки воздушного судна предъявляют свои требования: немедленно дозаправить самолет, выдать навигационные карты и вылететь из аэропорта. В такой обстановке могут быть приняты различные решения, но для получения сведений, достаточных для оказания на преступников психологического воздействия или принятия решения на захват их силой, в первую очередь принимаются меры по обеспечению выигрыша времени, т.е. по оттягиванию выполнения предъявляемых требований.

Давая согласие на выполнение выдвинутых террористами требований, одновременно ставятся встречные условия: освободить пассажиров и, прежде всего женщин, детей, престарелых, больных и раненых. Так, дозаправка горючим в соответствии с инструкцией по техники безопасности может быть произведена при условии выхода всех пассажиров из воздушного судна, а в соответствии с нормами международного права воздушное судно не может быть выпущено из аэропорта при наличии на борту раненого, так как неоказание медицинской помощи раненому во всех странах считается тяжким уголовным преступлением.

При согласии террористов заменить экипаж или допустить в воздушное судно авиаспециалистов с целью его технического обслуживания, под видом названных лиц в воздушное судно проникают участники группы захвата и внезапными, решительными действиями обезвреживают, а при необходимости и ликвидируют террористов.

Если переговоры с преступниками не дали положительных результатов, по команде руководителя операции осуществляется скрытый подход группы захвата к воздушному судну. При этом создается видимость подготовки воздушного судна к вылету в целях убеждения террористов в выполнении их требований и усиления бдительности, а также создания шумового эффекта для прикрытия действий группы захвата по занятию исходных позиций перед началом действий.

Скрытое сосредоточение группы захвата осуществляется подходом по одному со стороны хвостового оперения строго по направлению продольной оси воздушного судна или другими способами, в зависимости от местных условий и обстановки. Например, разделением группы захвата на две подгруппы и подходом к захваченному воздушному судну в сочетании скрытого и открытого продвижения.

В случае, если в ходе переговоров с террористами удалось добиться освобождения пассажиров, в воздушное судно подается слезоточивый газ или используются другие средства нелегального воздействия.

Если террористы требуют денежный выкуп за освобождение пассажиров, то в операции участвуют группа захвата, группа прикрытия, снайперские пары и переговорщик для передачи выкупа.

Группа захвата и группа прикрытия сосредотачиваются со стороны хвостовой части воздушного судна. Снайперские пары занимают места согласно карточкам ведения огня и держат под наблюдением двери пассажирского салона, особенно входную дверь в головной части самолета. Группа захвата разбивается на две подгруппы. Руководитель группы захвата ставит задачу старшим подгрупп и указывает места выхода к самолету каждой подгруппы. Подгруппа захвата, которая будет действовать у входных дверей, обеспечивается штурмовыми лестницами и баграми.

Руководитель группы прикрытия также определяет места выхода (позиций) к воздушному судну и сектора наблюдения при боевых действиях.

По команде руководителя ОШ или его заместителя начинается движение к воздушному судну переговорщика с деньгами, группы захвата и группы прикрытия с учетом того, что подгруппы захвата к моменту прибытия к воздушному судну переговорщика с деньгами займут позиции для ведения боя.

В момент приоткрытия двери террористом и передачи ему денег в створе открытой двери самолета один из группы захвата пожарным багром или другим предметом заклинивает дверь. Переговорщик сразу же скрывается за самолетом. В случае, если террорист попытается применить оружие, снайпер открывает по нему огонь.

Здесь уместно отметить, что умелые, быстрые и точные действия снайперов во многом предопределяют успех операции или, наоборот, могут сорвать операцию. Так, например 5 сентября 1972 г. в 4 часа 55 минут группа арабских террористов в Мюнхене проникла в Олимпийскую деревню и захватила израильскую команду в качестве заложников. Террористы потребовали от израильского правительства освобождения 200 политических заключенных арабов. Полицией были приняты меры по выигрышу времени, а затем и попытки захвата террористов, но они оказались безуспешными. Террористы, узнав, что израильское правительство отказалось выполнить их требование, потребовали предоставить им самолет для вылета в Каир. Он был им предоставлен. До аэропорта террористов и заложников доставили на двух вертолетах. Замысел руководителя операции состоял в том, чтобы при переходе из вертолетов в самолет снайперским огнем одновременно уничтожить максимум преступников, и используя шоковое состояние, оставшихся в живых захватить. Однако, из-за недостаточной меткости и малого количества снайперов (пять на восемь террористов) операция практически была сорвана. Все заложники и пятеро из восьми террористов были убиты.

Одновременно с началом действий группы захвата, группа прикрытия занимает огневые позиции вокруг самолета: первый бронетранспортер останавливается в 8-12 м от входной двери пассажирского самолета, второй берет под наблюдение вторую пассажирскую дверь; третий занимает позицию в головной части самолета, предотвращая возможность его взлета, а последний бронетранспортер занимает позицию справа по борту с задачей задержания, а в необходимых случаях уничтожения пытающихся скрыться через аварийные или грузовые люки террористов.

С бронетранспортера, занимающего позицию у входной двери головной части самолета, в открытую дверь производится отстрел спецсредств и ведется огонь по появившимся в проеме двери террористам, обеспечивая действия группы захвата для проникновения в салон самолета.

Группа захвата по штурмовой лестнице проникает на борт воздушного судна, и, действуя в противогазах, обезвреживает преступников и эвакуирует пассажиров и членов экипажа.

Другим тактическим способом проникновения в салон самолета является проникновение в него через аварийные люки, расположенные в туалете. При этом создается шумовой эффект стоящим вблизи работающим самолетом или вертолетом. Высадку группы захвата на верх самолета осуществляют по выдвижной пожарной лестнице или по веревочной лестнице с вертолета. Этот способ позволяет внезапно атаковать преступников, применять спецсредства непосредственно в салоне, что повышает успех операции. В самолеты, в которых грузовые отсеки соединены с пассажирским салоном, проникнуть можно и через грузовые люки.

После захвата террористов, они обыскиваются. Находящееся у них оружие, боеприпасы изымаются, после чего террористы конвоируются на фильтрационный пункт.

Лицам, раненым во время операции, оказывается неотложная медицинская помощь.

По выполнении намеченных мероприятий личный состав выводится из района действий в район сосредоточения, затем проверяется наличие личного состава, вооружения, имущества, проводится разбор операции.

В исключительных случаях, когда принятыми мерами не удалось обезвредить террористов и жизни пассажиров и экипажа угрожает неотвратимая опасность, дается разрешение на вылет захваченного воздушного судна согласно требованиям террористов, вплоть до вылета за пределы Российской Федерации и посадки в аэропорту иностранного государства.

Описанные тактические действия не отражают всех вариантов обезвреживания террористов, они дают лишь общее представление о тактических и технических возможностях по выполнению поставленных задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 5485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.011 с.)