Введение в теорию и историю сравнительного правоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в теорию и историю сравнительного правоведения



Введение

Актуальность разработки настоящей учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция", обусловлена необходимостью реализации требований, предъявляемых Государственным образовательным стандартом.

Сравнительное правоведение играет всё более существенную и разностороннюю роль в обеспечении прав человека и гражданина и активно проникает из чисто интеллектуальной сферы приложения в сугубо прикладную, практическую. Российскому юристу, имеющему дело с иностранными гражданами и юридическими лицами нужно весьма профессионально знать право и быть осведомленным с правовыми явлениями этих государств.

Сравнительное правоведение играет прогностическую роль и является средством сближения законодательства разных стран и их унификации и гармонизации.

Сравнительное правоведение, по мнению Рене Давида, выступает как средство познания различных правовых систем и как фактор, помогающий понять мировоззрение других и объяснить наши собственные взгляды.

Сравнительное правоведение призвано сыграть значительную роль в стимулировании процессов конвергенции различных правовых и политических систем.

Основными целями учебной дисциплины являются:

приобретение новых разносторонних знаний о правовой карте мира;

· формирование в сознании студентов ориентации на идеалы и ценности гуманизма;

· выработка чувства уважения к правовой культуре других народов;

· повышение уровня правового сознания и правовой культуры;

· расширение общего кругозора, способствующего углублению понимания национального и международного правопорядка;

· формирование чувства ответственности при использовании позитивной критики правовых конструкций с целью их улучшения и совершенствования.

Данный учебный курс включает в себя 21 тему, для освоения которых отведено 10часов аудиторных занятий: лекции, семинарские занятия, экзаменационный зачёт. Настоящий курс может изучаться в комплексе с дисциплиной "Теория государства и права". Кроме того, отдельные темы могут быть использованы в рамках учебных программ по другим специальным дисциплинам.

При составлении программы использовались монографии, учебники и учебные пособия М. Н. Марченко, Ю. А. Тихомирова, А. Х. Саидова и др.

 

1. Тематический план и распределение часов по курсу

«Сравнительное правоведение»

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций. Студент:

1) осознает значимость своей будущей профессии в сравнительно-правовой сфере, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания и правовой культуры;

2) способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, понимать и соблюдать требования профессиональной этики, предъявляемые к юристам во всех государствах и в соответствии с международными требованиями

3) уважительно относится к правовым явлениям различных правовых систем и семей

4) способен анализировать значимые правовые явления как общечеловеческие ценности

5) стремиться к самосовершенствованию, повышению своей квалификации и мастерства

6) осознает и ориентируется на идеалы и ценности гуманизма

 

В результате освоения дисциплины «Сравнительное правоведение» у студента развиваются следующие профессиональные компетенции:

В нормотворческой деятельности:

1)способен принимать участие в формулировании правовых норм

2)сравнивать особенности и различия юридических стилей правовых семей

3)оценивать эффективность формулирования обязываний, дозволений и запретов;

4)использовать соответствующий тип правового регулирования.

 

В правоприменительной деятельности:

5)способен ориентироваться в источниках права иностранных государств;

6)находить ответ на практический вопрос в зависимости от того в какой правовой системе возникли проблемы реализации правовых норм

7)способен принимать решения и оценивать содержание нормативных документов в соответствии с господствующей в том или ином государстве идеей правопонимания

8)способен различать правовые системы государств в зависимости от исторического развития и правового стиля

9)владеет навыками сравнительного анализа правовых явлений на макро и микро уровнях, по горизонтали и по вертикали

10)владеет знаниями в сфере сближения правовых систем

В экспертно-консультационной деятельности:

11)Владеет навыками юридической герменевтики

12)способен давать квалифицированные юридические заключения в сфере унификации и гармонизации законодательства

13)способен проводить лекции и беседы на правовые темы в группах, повышающих уровень правового сознания и правовой культуры

 

В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» обучающийся по квалификации (степени) «магистр» должен:

Знать: о существовании компаративистики, как направления в юридической науке;

особенности национальных правовых систем мира, методах исследовательской деятельности в сфере сравнительного правоведения, о наличии различных форм существования правовых норм и различных способах их фиксации, особенности взаимодействия элементов правовых систем, о наличии характерного стиля правовых семей, об особенностях взаимоотношения международного и внутригосударственного (национального) права, характерные черты правовых семей.

Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями сравнительного правоведения; анализировать юридические факты, лежащие в основе возникновения, изменения и прекращения правоотношений, подлежащих регулированию правовыми нормами, толковать правовые нормы, действующие в правовых системах отдельных государств, использовать достижения сравнительного правоведения для международного частного и уголовного права, толкования международных договоров в деятельности международных судов и арбитражей, международных властных структур, унификации права.

Владеть: культурой мышления в сфере правовой действительности и продвигаться по пути накопления высоких духовных ценностей и усвоения подлинных человеческих идеалов; знаниями, позволяющими участвовать в деятельности, связанной с улучшением окружающей среды, устранении расовой розни, усилении социальной справедливости, борьбы с терроризмом, голодом и другими глобальными проблемами человечества; способностью критически подходить к правовым явлениям и конструкциям; чувством ответственности за все то, что происходит в мире и в своей стране; техникой гармонизации законодательства.

 

 

1.1. Тематический план и распределение часов по курсу

«Сравнительное правоведение»

  Наименование темы всего в том числе кол-во часов сам. раб. студентов кол-во часов индивид. работы студентов
Лекции   практические и семинарские занятия  
  Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина   0,5   0,5   -   0,3
  Методология сравнительного правоведения   0.5 -   0.5   -   0,4
  История сравнительного правоведения   - -       -   0,35
  Функции сравнительного правоведения   - -     -   0,4
  Классификация основных правовых систем современности Европейское право и сравнительное правоведение   0.5 - 0.5   -   0,4
  Сравнительное правоведение и международное право   - -     -   0,4
  Европейское право и сравнительное правоведение   - -     0.5 -   0,4
  Общая характеристика романо-германской правовой семьи   -         0,4
  Правовые системы Скандинавских стран   - 0,5           0,4
  Правовые системы стран Латинской Америки   - -     - -   0,4
  Правовая система Японии   -     -     0,3
  Социалистическое право как особый исторический тип права   -       0,5   0,3
  Правовая система Англии   -         0,3
  Правовая система США   -         0,4
  Правовые системы стран Британского Содружества   -       -   0,3
  Мусульманская правовая семья   -       0,5   0,3
  Индусское право - -     - -   0,4
  Правовые системы стран Дальнего Востока -       0,5   0,3
  Африканская правовая семья   - -     - -   0,4
  Смешанные правовые системы -     - 0,5   0,4
  Российская правовая система   0.5 0.5       0,4
  Всего         7,65

2. Программа дисциплины «Сравнительное правоведение»

 

В соответствии с рабочим учебным планом по специальности «Юриспруденция» для заочной формы обучения выделено следующее количество аудиторных часов - 2часа лекций, 8 часов семинарских занятий.

 

 

Общая часть

Особенная часть

Тема 17. Индусское право

 

Исторические и религиозные корни индусского права. Класси­ческое индусское право.

Сфера применения и взаимодействие индусского права с другими

частями действующего права.

Влияние английского общего права на индусское право.

Источники индусского права.

Особенности методов регулирования. Роль государственного при­нуждения.

Механизмы действия индусского права.

Правовая система Индии.

Тематика контрольных работ

 

Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина

1.Сравнительное правоведение в системе юридических наук.

2. Правовая карта современного мира

3. Предмет, цели, задачи и система курса сравнительного правоведения

Тема 2. Методология сравнительного правоведения

1.Представители общественно-философской и политико-правовой мысли об использовании сравнения и сравнительного метода в изучении государственно-правовых явлений.

2.Макро и микросравнение.

3.Сравнительный метод и международное право.

 

Тема 17. Индусское право

1.Правовая система Индии.

2.Индусское право

План семинарского занятия

Введение

Актуальность разработки настоящей учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция", обусловлена необходимостью реализации требований, предъявляемых Государственным образовательным стандартом.

Сравнительное правоведение играет всё более существенную и разностороннюю роль в обеспечении прав человека и гражданина и активно проникает из чисто интеллектуальной сферы приложения в сугубо прикладную, практическую. Российскому юристу, имеющему дело с иностранными гражданами и юридическими лицами нужно весьма профессионально знать право и быть осведомленным с правовыми явлениями этих государств.

Сравнительное правоведение играет прогностическую роль и является средством сближения законодательства разных стран и их унификации и гармонизации.

Сравнительное правоведение, по мнению Рене Давида, выступает как средство познания различных правовых систем и как фактор, помогающий понять мировоззрение других и объяснить наши собственные взгляды.

Сравнительное правоведение призвано сыграть значительную роль в стимулировании процессов конвергенции различных правовых и политических систем.

Основными целями учебной дисциплины являются:

приобретение новых разносторонних знаний о правовой карте мира;

· формирование в сознании студентов ориентации на идеалы и ценности гуманизма;

· выработка чувства уважения к правовой культуре других народов;

· повышение уровня правового сознания и правовой культуры;

· расширение общего кругозора, способствующего углублению понимания национального и международного правопорядка;

· формирование чувства ответственности при использовании позитивной критики правовых конструкций с целью их улучшения и совершенствования.

Данный учебный курс включает в себя 21 тему, для освоения которых отведено 10часов аудиторных занятий: лекции, семинарские занятия, экзаменационный зачёт. Настоящий курс может изучаться в комплексе с дисциплиной "Теория государства и права". Кроме того, отдельные темы могут быть использованы в рамках учебных программ по другим специальным дисциплинам.

При составлении программы использовались монографии, учебники и учебные пособия М. Н. Марченко, Ю. А. Тихомирова, А. Х. Саидова и др.

 

1. Тематический план и распределение часов по курсу

«Сравнительное правоведение»

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций. Студент:

1) осознает значимость своей будущей профессии в сравнительно-правовой сфере, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания и правовой культуры;

2) способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, понимать и соблюдать требования профессиональной этики, предъявляемые к юристам во всех государствах и в соответствии с международными требованиями

3) уважительно относится к правовым явлениям различных правовых систем и семей

4) способен анализировать значимые правовые явления как общечеловеческие ценности

5) стремиться к самосовершенствованию, повышению своей квалификации и мастерства

6) осознает и ориентируется на идеалы и ценности гуманизма

 

В результате освоения дисциплины «Сравнительное правоведение» у студента развиваются следующие профессиональные компетенции:

В нормотворческой деятельности:

1)способен принимать участие в формулировании правовых норм

2)сравнивать особенности и различия юридических стилей правовых семей

3)оценивать эффективность формулирования обязываний, дозволений и запретов;

4)использовать соответствующий тип правового регулирования.

 

В правоприменительной деятельности:

5)способен ориентироваться в источниках права иностранных государств;

6)находить ответ на практический вопрос в зависимости от того в какой правовой системе возникли проблемы реализации правовых норм

7)способен принимать решения и оценивать содержание нормативных документов в соответствии с господствующей в том или ином государстве идеей правопонимания

8)способен различать правовые системы государств в зависимости от исторического развития и правового стиля

9)владеет навыками сравнительного анализа правовых явлений на макро и микро уровнях, по горизонтали и по вертикали

10)владеет знаниями в сфере сближения правовых систем

В экспертно-консультационной деятельности:

11)Владеет навыками юридической герменевтики

12)способен давать квалифицированные юридические заключения в сфере унификации и гармонизации законодательства

13)способен проводить лекции и беседы на правовые темы в группах, повышающих уровень правового сознания и правовой культуры

 

В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» обучающийся по квалификации (степени) «магистр» должен:

Знать: о существовании компаративистики, как направления в юридической науке;

особенности национальных правовых систем мира, методах исследовательской деятельности в сфере сравнительного правоведения, о наличии различных форм существования правовых норм и различных способах их фиксации, особенности взаимодействия элементов правовых систем, о наличии характерного стиля правовых семей, об особенностях взаимоотношения международного и внутригосударственного (национального) права, характерные черты правовых семей.

Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями сравнительного правоведения; анализировать юридические факты, лежащие в основе возникновения, изменения и прекращения правоотношений, подлежащих регулированию правовыми нормами, толковать правовые нормы, действующие в правовых системах отдельных государств, использовать достижения сравнительного правоведения для международного частного и уголовного права, толкования международных договоров в деятельности международных судов и арбитражей, международных властных структур, унификации права.

Владеть: культурой мышления в сфере правовой действительности и продвигаться по пути накопления высоких духовных ценностей и усвоения подлинных человеческих идеалов; знаниями, позволяющими участвовать в деятельности, связанной с улучшением окружающей среды, устранении расовой розни, усилении социальной справедливости, борьбы с терроризмом, голодом и другими глобальными проблемами человечества; способностью критически подходить к правовым явлениям и конструкциям; чувством ответственности за все то, что происходит в мире и в своей стране; техникой гармонизации законодательства.

 

 

1.1. Тематический план и распределение часов по курсу

«Сравнительное правоведение»

  Наименование темы всего в том числе кол-во часов сам. раб. студентов кол-во часов индивид. работы студентов
Лекции   практические и семинарские занятия  
  Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина   0,5   0,5   -   0,3
  Методология сравнительного правоведения   0.5 -   0.5   -   0,4
  История сравнительного правоведения   - -       -   0,35
  Функции сравнительного правоведения   - -     -   0,4
  Классификация основных правовых систем современности Европейское право и сравнительное правоведение   0.5 - 0.5   -   0,4
  Сравнительное правоведение и международное право   - -     -   0,4
  Европейское право и сравнительное правоведение   - -     0.5 -   0,4
  Общая характеристика романо-германской правовой семьи   -         0,4
  Правовые системы Скандинавских стран   - 0,5           0,4
  Правовые системы стран Латинской Америки   - -     - -   0,4
  Правовая система Японии   -     -     0,3
  Социалистическое право как особый исторический тип права   -       0,5   0,3
  Правовая система Англии   -         0,3
  Правовая система США   -         0,4
  Правовые системы стран Британского Содружества   -       -   0,3
  Мусульманская правовая семья   -       0,5   0,3
  Индусское право - -     - -   0,4
  Правовые системы стран Дальнего Востока -       0,5   0,3
  Африканская правовая семья   - -     - -   0,4
  Смешанные правовые системы -     - 0,5   0,4
  Российская правовая система   0.5 0.5       0,4
  Всего         7,65

2. Программа дисциплины «Сравнительное правоведение»

 

В соответствии с рабочим учебным планом по специальности «Юриспруденция» для заочной формы обучения выделено следующее количество аудиторных часов - 2часа лекций, 8 часов семинарских занятий.

 

 

Общая часть

Введение в теорию и историю сравнительного правоведения

 

Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина

Сравнительное правоведение как особая отрасль правового зна­ния.

 

Сравнительное правоведение в системе юридических наук.

Соотношение сравнительного правоведения с другими юридичес­кими науками: общей теорией и историей права, философией и со­циологией права, отраслевыми юридическими науками, сравнитель­ной политологией, юридической этнологией.

Сравнительное правоведение и изучение зарубежного права.

Изучение правовой карты современного мира — основная задача современного сравнительного правоведения.

Сравнительное правоведение как метод и как научная дисциплина.

Сравнительное правоведение как учебный курс.

Предмет, цели, задачи и система курса сравнительного правове­дения.

Значение курса для подготовки юристов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.077 с.)