Правовые основы организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений



 

Статья 33 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Поскольку суд, в том числе и военный, является органом государственной власти, судебной ее ветви, поэтому, при реализации гражданином своего права на обращение, определенные должностные лица суда обязаны принять гражданина, рассмотреть его жалобу, заявление или предложение и вынести соответствующее решение.

Специальный закон, который бы регламентировал на федеральном уровне порядок рассмотрения обращений граждан, в современной России не принимался. Поэтому на территории Российской Федерации продолжают действовать не противоречащие Конституции нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции от 4 марта 1980 г.). Кроме того, существуют и действуют по этому вопросу законодательные акты ряда субъектов Российской Федерации, например Закон города Москвы от 18 июня 1997 года № 25 «Об обращениях граждан», а также ряд подзаконных актов.

Порядок приема граждан и рассмотрения их жалоб должностными лицами суда во многом определяются такими вопросами: что именно и как обжалуют граждане в суде, кто может обращаться в суд и как эти обращения должны выглядеть.

Весь поток заявителей, граждан, обращающихся в суд можно разделить на две группы: первая – это все те, существо жалоб, заявлений, ходатайств которых касается непосредственно судебной, процессуальной деятельности, т.е. рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. Например, кассационные жалобы и представления, надзорные жалобы, ходатайства в рамках производства по уголовному или гражданскому делу и пр. Другая группа заявителей подает обращения непосредственно не связанные с судебной, процессуальной работой. Это жалобы на судей или сотрудников аппарата военного суда, на сроки рассмотрения дел, поручения Администрации Президента РФ, обращения депутатов Государственной Думы предложения от коммерческих предприятий, если суд ведет самостоятельную хозяйственную деятельность и пр.

С учетом обозначенного, выделяются следующие виды обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложения - это обращения граждан, которые не связаны с конкретным нарушением прав граждан и содержат постановку вопроса о совершенствовании работы государственного аппарата, различных отраслей народного хозяйства, отдельных его участков, сфер деятельности, о путях разрешения конкретных проблем и задач.

Заявление - документ, в котором лицо обращается с просьбой к государственному органу, органу местного самоуправления, общественному объединению, должностным лицам, государственным служащим о реализации принадлежащего ему права, закрепленного в Конституции РФ, законах, подзаконных нормативных или индивидуальных правовых актах.

Жалоба - документ, в котором содержится требование устранить допущенные нарушения субъективных прав и свобод граждан в результате принятия решения или совершения действий (бездействия) государственными органами, служащими, общественными объединениями.

Кроме того, в зависимости от количества лиц, обращающихся в органы государственной власти обращения могут быть единоличные, при одном заявителе, даже в защиту интересов иного лица и коллективные обращения – т.е. обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер. Примером такого обращения являются петиции - коллективные обращения граждан в органы власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства.

Обращения могут быть как письменными, так и устными.

Представляется, что письменная форма более предпочтительна. Это обоснованно, поскольку без письменно зафиксированных требований заявителя, приведенных аргументов, соответствующих документов нередко бывает сложно, а иногда и невозможно принять правильное решение, а затем проверить его исполнение.

Более того, письменное обращение гражданина должно быть им подписано, указаны фамилия, имя, отчество заявителя, а также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Таким образом, письменное обращение – это документ, т. е. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Не принимаются к рассмотрению обращения, содержащие оскорбительные выражения, а также неподдающиеся чтению. Такие обращения после регистрации возвращаются автору с указанием мотивов.

Рассмотрение обращений граждан ведется на русском языке.

Предложения и заявления подаются гражданами в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

Жалобы на решения и действия подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, решения или действия которых обжалуются. По выбору гражданина жалоба может быть подана в суд сразу же после отказа в удовлетворении его требования органом или лицом, к которому он обратился, либо после отказа ему в удовлетворении жалобы вышестоящим органом или должностным лицом. Это правило содержится в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения в те органы или тем должностным лицам, решения и действия которых обжалуются.

Кроме норм, регламентирующих порядок рассмотрения обращений, названный Указ от 12 апреля 1968 года (в ред. от 4 марта 1980 года), устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан и содержит обязательное требование к государственным и общественным органам, в том числе и судам, их руководителям, другим должностным лицам, систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, совершенствования работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Во многих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а таковых в России свыше десятка, работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) граждан - важное самостоятельное направление их деятельности, призванное обеспечить соблюдение, охрану, защиту, а в необходимых случаях восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан. В целях организации такой работы издаются соответствующие ведомственные нормативные правовые акты.

Например, в Министерстве обороны Российской Федерации по­рядок работы с обращениями граждан установлен Инст­рукцией о работе с обращениями граждан в Вооружен­ных Силах Российской Федерации, утвержденной прика­зом Министра обороны РФ 2000 г. № 615.

Основополагающий принцип рассмотрения обраще­ний, поступивших в государственные органы - обязательность рассмотрения таких обращений. Отказ в приеме обраще­ний, рассмотрение которых входит в компетенцию указан­ных органов, недопустим. Такое положение обязательно и для военных судов.

Порядок рассмотрения обращений граждан в судах регламентируется Типовыми правилами внутреннего распорядка суда, утвержденными постановлением Совета судей РФ от 18 апреля 2003 года № 101, в соответствии с которыми «Прием граждан работниками аппарата суда ведется в течение рабочего времени, судьями - в соответствии с графиком, утвержденным председателем суда». Об этом же говорят и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде и Руководство по делопроизводству в военных судах.

Канцелярия военного суда осуществляет прием граждан в течение всего рабочего дня, за исключением обеденного перерыва.

Все входящие документы регистрируются в книге учета входящей документации.

В целом, за организацию работы по рассмотрению жалоб и приема посетителей личную ответственность несет председатель военного суда, который обязан:

- обеспечить гражданам должные условия для беспрепятственного обращения с предложениями, заявлениями и жалобами;

- внимательно разбираться в существе обращений, при необходимости истребовать документы, дополнительные материалы, принимать иные меры для полного, всестороннего и объективного разрешения всех, указанных в обращении вопросов;

- осуществлять контроль за соблюдением сроков, установленных для разрешения предложений, заявлений и жалоб и исполнения поручений;

- сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, в случае отклонения предложений, заявлений и жалоб – указывать мотивы, по просьбам заявителей разъяснять порядок обжалования;

- на обращения, поступившие из органов государственной власти, от членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, из вышестоящих военных судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации давать подробные обоснованные ответы с учетом сроков, установленных для этих категорий документов.

- обеспечивать проведение внутренней проверки состояниями работы с жалобами и приему посетителей.

Ведение делопроизводства по жалобам и подготовка материалов по приему посетителей обычно возлагается на работника канцелярии. Как правило, организация личного приема граждан председателем суда или его заместителями, а также подготовка соответствующих документов осуществляется помощником председателя суда.

Кассационные жалобы и представления, жалобы в порядке надзора регистрируются в журнале входящих несекретных документов.

Конверты к письмам сохраняются лишь тогда, когда только по ним можно установить адрес отправителя и дату времени отправления и получения письма по почтовому штемпелю. Указанное правило касается и жалоб не связанных с судопроизводством.

Кассационные жалобы и представления в день их поступления докладываются председателю военного суда и с его резолюцией передаются судье, председательствовавшему по делу.

При регистрации на 1-м листе или на обороте последнего листа жалобы ставится штамп с указанием на нем порядкового номера по журналу учета, количество листов и дата поступления документа.

Порядок рассмотрения кассационных и надзорных жалоб в рамках производства по уголовному делу регламентируется главами 45 УПК РФ и 48 соответственно. По гражданским делам в соответствии с главами 40 и 41 ГПК РФ.

Жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, поданные в соответствии с ч. 3 ст. 29 УПК РФ, регистрируются в журнале учета входящих служебных документов, докладываются председателю военного суда. После наложения резолюции председателем суда, жалоба заносится в журнал учета жалоб на действия органов предварительного расследования (Форма № 57), жалоба и все материалы, представленные вместе с ней, подшиваются в отдельную обложку и представляются соответствующему судье для рассмотрения.

Обращения граждан, не связанные с рассмотрением уголовных, гражданских и административных дел имеют несколько иной порядок разрешения.

Поступившие обращения регистрируются в день их поступления в журнале учета предложений, заявлений и жалоб (Форма № 62) и в этот же день докладываются председателю военного суда с обязательным указанием на повторность обращения и с приложением имеющихся по данному вопросу материалов.

Председатель военного суда по ознакомлении с жалобой определяет исполнителя и срок исполнения (кому и что следует исполнить, срок, дата и подпись). Поручение по исполнению жалобы дается, как правило, одному должностному лицу в форме резолюции председателя военного суда на свободных от текста полях этого документа.

Жалоба с резолюцией не позднее следующего дна передается исполнителю под расписку в журнале учета жалоб и заявлений.

Поручения по обращениям граждан, поступившие из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, письма Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации исполняются:

с конкретным сроком исполнения – в указанный срок;

без указанной конкретной даты исполнения, имеющие в тексте пометку «Срочно» - в 3-дневный срок, пометку «Оперативно» - в 10-дневный срок, остальные – в срок не более месяца.

Запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обращениям граждан исполняются в 30-дневный срок со дня поступления его в военный суд.

Обращения граждан, принятые к производству в военном суде, разрешаются в течение одного месяца со дня их регистрации, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки – в течение 15 дней со дня их поступления в военный суд.

В тех случаях, когда для разрешения предложений, заявлений и жалоб необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть, в порядке исключения, продлены председателем военного суда, но не более чем на один месяц, а по обращениям военнослужащих – не более чем на 15 дней, с сообщением об этом лицу, подавшему обращение.

Обращения, рассмотрение которых не входит в компетенцию военного суда, не позднее чем в пятидневный срок направляются по принадлежности с извещением об этом заявителя.

Запрещается направлять обращения на рассмотрение тем должностным лицам или организациям, действия которых обжалуются в обращении.

При коллективном обращении ответ направляется на фамилию первого заявителя. В необходимых случаях по требованию лиц, подписавших обращение, ответы направляются и остальным адресатам.

На коллективное обращение работников учреждений, организаций и предприятий ответ направляется их руководителю с просьбой сообщить о результатах рассмотрения обратившимся подчиненным работникам.

Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившие. На повторных письмах в свободном от текста месте, а также в графе 2 Формы № 62 после даты поступления документа, проставляется штамп «Повторно».

Дубликатами обращения считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в военный суд, или обращения этого же лица с одинаковым текстом.

Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу:

- если заявитель не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;

- если со времени подачи первого обращения истек установленный срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.

Обращения одного и того же автора по одному и тому же вопросу, поступившие до истечения срока рассмотрения, считаются первичными.

Не считаются повторными: обращения одного и того же автора, но по разным вопросам, а также многократные – по одному и тому же вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы.

После рассмотрения жалобы составляется письменный ответ в соответствии с требованиями Руководства по делопроизводству в военных суда, который направляется лицу, принесшему жалобу. Жалоба будет считаться рассмотренной, если в мотивированном ответе разрешены все поставленные в ней вопросы и о принятом решении сообщено заявителю.

Ответ по рассмотренной жалобе составляется от имени военного суда. Он должен быть написан при соблюдении всех общепринятых грамматических правил, кратко и четко. Применяемые термины должны соответствовать терминологии, принятой в законодательстве и употребляться в одном и том же значении.

Бланки служебных документов имеют установленный состав обязательных реквизитов, стабильный порядок их расположения в строгом соответствии с ГОСТ Р6.30-97 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Ответы на жалобы подписываются председателем военного суда, либо лицом, исполняющим его обязанности.

На каждом обращении после окончательного решения и исполнения должна быть проставлена надпись «В наряд» и личная подпись должностного лица, принявшего это решение.

Предложения, заявления и жалобы граждан, копии ответов на них и документы, связанные с разрешением обращений (в необходимых случаях и конверты), формируются в отдельные производства. При получении повторного предложения, заявления, жалобы или поступлении дополнительных документов они размещаются также в производстве. Неразрешенные обращения и неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.023 с.)