Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует ряд ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу.

Поиск

Органы исполнительной власти: понятие, признаки, административно-правовой статус

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Признаки исполнительной власти

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Стадии и способы административно-правового регулирования

Стадии административно-правового регулирования:

· регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);

· возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;

· конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;

· реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

· защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.

Существуют следующие способы административно-правового регулирования:

1. императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;

2. диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;

3. рекомендательный - способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;

4. поощрительный - способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

Еще:

Методы правового регулирования:
1. Диспозитивный (метод равноправия сторон и выбора варианта поведения).
2.

Императивный (отношения власти-подчинения, заданное поведение). Типы правового регулирования:
1. Общедозволительный - «разрешено все, что не запрещено», применяется в частном праве.
2. Разрешительный — «запрещено все, что прямо не разрешено законом», применяется в публичном праве.
Способы правового регулирования:
1. Основные:
- дозволение - предоставление субъектам прав на совершение определенных действий;
- обязывание - возложение обязанности совершать определенные действия;
- запрет - возложение обязанности воздерживаться от запрещенных действий;
2. Дополнительные:
- поощрение - награждение субъекта за надлежащую реализацию норм права;
- рекомендация - предложение избрать наиболее целесообразный вариант правомерного поведения.
Стадии правового регулирования:
1. Нормативная регламентация общественных отношений: создание общей нормы права и закрепление ее в нормативно-правовом акте.
2. Индивидуальная регламентация правовых отношений (возникновение правоотношений на основе нормы права): начинается с юридического факта, который порождает правоотношение. Заканчивается принятием правоприменительного акта, который предписывает персонифицированные права и обязанности или возлагает ответственность на стороны возникшего правоотношения.
3. Реализация норм права: непосредственное использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей.
Таким образом, механизм правового регулирования имеет свои элементы, стадии, методы и типы.

Право граждан на обращения.

Такое право закреплено ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». В этой статье речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам публичной власти — главное средство реализации, защиты прав, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Прежде всего Конституция РФ регулирует отношения граждан с публичной властью. Возможно, поэтому в ней речь идет об обращениях в органы публичной власти. Но это не является основанием для вывода о том, что нельзя в законе закрепить право граждан обращаться и к администрациям государственных предприятий, учреждений, в общественные организации, к руководителям коммерческих структур.

Ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать по содержанию (пенсионные, налоговые и т. д.), авторам (индивидуальные, групповые), форме (устные, письменные), адресатам, их можно делить на первичные и повторные и т. д.

В настоящее время принят Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который вступает в силу с ноября 2006 г. Под обращениями граждан в этом Законе понимаются их предложения, заявления и жалобы, направленные в государственные органы или органы местного самоуправления.

Принятые в ряде субъектов РФ законы об обращениях граждан рассматривают также такие обращения, как: ходатайства — письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод; коллективные обращения граждан — обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях. Закон города Москвы «Об обращениях граждан» выделяет, кроме того, петиции — коллективные обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

С 1993 г. действует Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Имеются и другие формы судебного контроля соблюдения прав и свобод граждан.

 

 

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане вправе обращаться в органы власти с предложениями по совершенствованию законодательства, деятельности органов власти, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; с просьбами о содействии в реализации или защите своих конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщать о нарушениях законодательства, о недостатках в работе органов власти и должностных лиц.

Для всех федеральных органов установлен единый порядок работы с обращениями граждан. В любом федеральном органе исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления, жалобы и ходатайства граждан. Обращения могут поступать в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

В обращении обязательно должны быть указаны фамилия и имя автора, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Иначе обращение не рассматривается. Если текст обращения не поддается прочтению, оно не подлежит рассмотрению, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес все же могут быть прочитаны.

Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, так что если реквизиты не введены, заявителя информируют о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

Если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

Если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию конкретного федерального органа, такие обращения направляются в семидневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, а обратившиеся граждане уведомляются о переадресации обращений. Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

Если решение поставленных в обращении гражданина вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с момента его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

Орган, в который поступило обращение, дает в течение 30 дней письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган в соответствии с его компетенцией. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. Срок рассмотрения обращения может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 30 дней.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в описанном выше порядке.

Согласно Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом). Отказ в предоставлении такой информации может быть обжалован в вышестоящих органах или в судебном порядке.

Орган, владеющий документированной информацией о гражданах, обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Административный штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. накладывается на должностное лицо за:

- неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

- несвоевременное предоставление такой информации;

- предоставление гражданину заведомо недостоверной информации.

Если отказ предоставить информацию или предоставленная заведомо ложная, неполная информация привели к причинению вреда правам и законным интересам граждан, это будет расценено как преступление. Наказание за него предусматривает штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Неправомерным считается требование должностного лица указать причину получения справки и назвать место ее последующего предъявления. Граждане не обязаны обосновывать перед чиновниками необходимость получения запрашиваемой ими информации (за исключением информации с ограниченным доступом, например коммерческой или конфиденциальной).

Помимо судебной защиты граждане вправе обратиться за защитой своих прав в прокуратуру. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

 

24. Административно-правовой статус организаций, учреждений и предприятий.

 

Административно-правовой статус юридических лиц - совокупность предусмот­ренных законами, подзаконными актами, учредитель­ными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и админи­стративной ответственности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в ГК, федеральных законах «Об акционерных обществах»,«О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огородни­ческих и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гаран­тиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе со­вести и о религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).

Административная правосубъектность юридических лиц возникает с момента его государственной регистрации. Право заниматься деятельностью,подлежащей лицензированию, возни­кает с момента получения лицензии.Правосубъектность предприятия - это его способность быть субъектом права и участником административно-правовых отношений. Для этого предприятие должно обладать тремя элементами правосубъектности: правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, которые в совокупности входят в административно-правовой статус предприятия.

В от­ношении общественных организаций запрещаются создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и закон­ные интересы граждан.

Организационный блок элементов характеризуется тем, что юридическое лицо осуществляет права и обязанности через свои органы управления:

- высший орган юридических лиц(общее собрание, съезд);

- совет директоров (наблюдательный совет);

- коллегиальные (правление,дирекция) или едино­личные (генеральный директор) исполнительные органы;

- орган контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью.

Права юридических лиц подразделяются:

= на общие, которые реализуются во всех сферах государственного управления(право на получение необходимой информации; на обращение в форме жалобы, заявления, ходатайства, уведомления и др.; право на защиту в административном и судеб­ном порядке);

= на специальные, которые реализуются лишь в кон­кретных сферах (напр., право на получение ин­формации о порядке исчисления и уплаты нало­гов).

Обязанности юридических лиц:

- общие (необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязан­ность государственной регистрации создания, ре­организации,ликвидации юридических лиц, внесе­ния изменений в уставные документы);

- специальные (регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выпуск ценных бумаг, обязанность постановки на учет в налоговых орга­нах и для ведения статистических данных, получе­ние лицензии на осуществление определенных
видов деятельности и др.).

Классификация юридических лиц проводится в зависимости от формы собственности, по целям их деятельности,организационно-правовым формам, объе­му и характеру полномочий, по распоряжению принадлежащим им имуществом, по подчиненности или подведомствен­ности.

По цели своей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Согласно ч. 1ст. 50 ГК, коммер­ческими считаются организации, преследующие извлечение при­были в качестве основной цели своей деятельности, а некоммер­ческие — не имеющие такой цели и не распределяющие получен­ную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяй­ственных товариществ и обществ, производственных коопера­тивов, государственных и муниципальных унитарных предпри­ятий.

В целях координации своей предпринима­тельской деятельности, а также представления и защиты имуще­ственных интересов коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или со­юзов, являющихся некоммерческими организациями.Члены ас­социации (союза) сохраняют самостоятельность и обладают права­ми юридического лица. Некоммерческие организации могут осу­ществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они со­зданы, и соответствует этим целям.

Разновидностью коммерческих организаций являются унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества.

Признаки унитарного предприятия:

♦ вид коммерческой организации;

♦ не наделено правом собственности на закрепленное за ним имуществом;

♦ имущество находится в государственной или муниципальной собственности;

♦ имущество может распределяться по вкладам, долям,паям;

♦ имущество принадлежит на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

♦ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

♦ не несет ответственности по обязательствам собственника имущества;

♦ имеет фирменное наименование;

♦ органом управления является руководитель, назначаемый собственником имущества, которому он и подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть:

А) по форме собственности: государственными и муниципальными.

Б)по объему прав на имущество:

= предприятия с правом оперативного управления имуществом;

= федеральные казенные предприятия;

= предприятия с правом хозяйственного веления.

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций(объединений), бла­готворительных и иных фондов, а также в других формах, пред­усмотренных законом.

Формой некоммерческих организаций являются ассо­циации, указанные в наименовании Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций эконо­мического взаимодействия субъектов Российской Федерации» от 17 декабря1999 г.Они создаются в целях межрегиональной ин­теграции и социально-экономического развития субъектов Феде­рации, совершенствования методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений и повышения уров­ня жизни населения.

По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как:предприятия, учреждения, об­щественные объединения граждан и иные организации (междуна­родные, иностранные и т.д.).

По видам собственности организации подразделяются на го­сударственные и негосударственные (муниципальные, частные,общественные и религиозные).

Различие между предприятиями и учреждениями содержится в резуль­татах их основной деятельности.

Предприятие это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией,полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Признаки предприятий:

~ организационное единство;

~ имущественная обособленность;

~ самостоятельная имущественная ответственность;

~ в гражданском обороте выступает от своего имени;

~ выполнение работ услуг на возмездной основе с целью получения прибыли.

Законодательство о предприятиях в равной степени распро­страняется на предприятия всех форм собственности. Это — выра­жение юридического равенства всех форм собственности, установ­ленного ч. 2 ст.8 Конституции России. Однако для государствен­ных предприятий законодательство предусматривает особые правила. Например,только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Предприятие считается созданным с момента его государст­венной регистрации и действует на основе учредительных доку­ментов.

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) - ком­плекс прав и обязанностей,которые предприятие (учреждение) при­обретает и реализует в процессе совершения следующих действий:

- создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива предприятия;

- государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения
предприятия (учреждения) местным органом государственной власти;

- получение разрешения на занятие определенными видами деятельно­сти, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти;

- формирование органа управления делами;

- определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государствен­ных органов в отношении предприятия (учреждения);

- ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности.

В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры админис­тративно-правового характера:

= недопущение отказа в регистрации предприятия(учреждения) по мо­тивам нецелесообразности;

= запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприя­тия (учреждения), за исключением случаев,предусмотренных законо­дательством;

= защита имущества предприятия от незаконного изъятия;

= недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.

Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности разделяются на:

- государственные(федеральные или субъектов Российской Федерации);

- муниципальные (районного, городского,поселкового и сельского значения);

- частные;

- общественные;

- смешанных форм собственности.

В зависимости от организационно-правовых форм различают:

• полные товарищества;

• товарищества на вере;

• общества с ограниченной ответственностью;

• открытые и закрытые акционерные общества;

• унитарные пред­приятия (государственные и муниципальные);

• производственные кооперативы.

В зависимости от отраслевой специализации различают:

= промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники,комбинаты и др.);

= сельскохозяйственные (совхозы, фермерские хозяйства и др.);

= строительные (строительные управления,кооперативы и др.);

= транспортные (предприятия железнодорожного транспорта, предпри­ятия водного транспорта, аэропорты, предприятия гражданской авиа­ции и др.);

= связи (узлы связи, почтамты, телеграфы и др.);

= торговли (универмаги, гастрономы и др.);

= жилищно-коммунальные (жилищно-эксплутационные управления и др.).

По мас­штабу и значению своей деятельности государственные предприятия и учреждения могут быть: федеральны­ми, субъектов Федерации и местными — районного, городского, поселкового и сельского значения.

Предприятия могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участника­ми), собственниками имущества либо органами, уполномоченны­ми на то собственниками имущества.

Учредительным документом государственного и муниципаль­ного предприятия является устав, который утверждается учреди­телем предприятия.Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Государственные предприятия — это собственность государ­ства. Поэтому к ведению государственных органов относится: со­здание государственных предприятий;определение целей их дея­тельности, а также их размещение; утверждение устава; управле­ние предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового ре­жима их имущества подразделяются на два вида:

1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК);

2) основанные на праве оперативного управления, которые создаются в виде феде­ральных казенных предприятий (ст. 115 ГК).

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают существенным объемом оперативно-производственной самостоятельности. Они самостоя­тельно планируют свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые ими хозяйственные до­говоры.

Разновидностью государственных унитарных предприятий яв­ляются федеральные казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые создаются в соответствии с Указом Президента «О реформе государственных предприятий» от23 мая 1994 г.Казенные предприятия могут быть образованы только на базе имущества,находящегося в федеральной собствен­ности. Поэтому они являются федеральными казенными предпри­ятиями, действующими на праве оперативного управления, т.е. степень их хозяйственной самостоятельности значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. Федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы могут передаваться в собственность субъектов Федерации. Управление предприятиями, находящимися в государствен­ной собственности субъектов Федерации, осуществляют исполни­тельные органы этих субъектов в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Влияние со стороны государства на негосударственные пред­приятия ограничено.Управление осущест­вляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административ­но-правового режима, общего для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдени­ем ими установленного режима. Законода­тельство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

В соответствии с законодательством ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо органа, уполно­моченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть:истечение срока, на который создано предприятие;достижение цели, ради которой оно создано; призна­ние в судебном порядке его регистрации недействительной; осу­ществление деятельности без лицензии;грубое нарушение закона; признание предприятия несостоятельным (банкротом).

Учреждение в отличие от предприятиявыполняет только социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например,учреждения образования, здравоохранения).

Учреждением признается организация, созданная собственни­ком для осуществления управленческих, социально-культурных, административно-политических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично. Социально-культурные функции выполняют учреждения образо­вания, науки, культуры, здравоохранения и др.Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основ­ной деятельности.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, напри­мер,аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры.

Признаки учреждения:

~разновидность некоммерческих организаций;

~обладает правом юридического лица;

~полностью или частично финансируется собственником имущества;

~обладает правом оперативного управление на закрепленное за ним имущество;

~ создается собственником имущества для некоммерческих целей;

~отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении;

~ собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности имущества учреждения.

Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных от­раслях и сферах управления, например, в федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственной научно-техничес­кой политике», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Основах законодательства Рос­сийской Федерации о культуре» и др.

Государственные учреждения, как и государственные пред­приятия, наделены достаточной самостоятельностью; их опера­тивная деятельность координируется и контролируется соответст­вующими органами исполнительной власти.

Что касается муниципальных предприятий и учреждений, то ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений с орга­нами исполнительной власти разных уровней определен Феде­ральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28августа 1995 г.,Указом Президента «Об утверждении Основных положений госу­дарственной политики в области развития местного самоуправле­ния в Российской Федерации» от 15октября 1999 г.и некоторы­ми другими правовыми актами.

Органы местного самоуправления вправе создавать предпри­ятия, учреждения и организации для осуществления хозяйствен­ной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятель­ности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию(услуги), утверждают их уставы, на­значают и увольняют руководителей данных предприятий, уч­реждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятель­ности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муници­пальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуп­равления.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий,учреждений и организаций в комплекс­ном социально-экономическом развитии территории муници­пального образования. Их долг — создавать благоприятные ус­ловия для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказания ему услуг, обеспечению его продукта­ми питания и товарами народного потребления. Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности пред­приятий, учреждений и организаций, за исключением случаев,предусмотренных федеральными законами и законами субъек­тов Федерации.

Акционерным обществом признается коммерческая организа­ция открытого или закрытого типа, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обяза­тельственные права участников общества(акционеров) по отноше­нию к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам обще­ства и несут риск убытков, связанный с его деятельностью, в пре­делах стоимости принадлежащих им акций. По каждой категории (типу) акций общество выплачивает акционерам дивиденды. Они выплачиваются деньгами, а в случаях,предусмотренных уставом общества, — иным имуществом.

Акционерное общество имеет гражданские права и несет обя­занности, необходимые для осуществления любых видов деятель­ности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельнос­ти оно может заниматься только на основании лицензии.

Высшим органом управления общества является общее собра­ние акционеров. Ру­ководство текущей деятельностью общества осуществляется еди­ноличным исполнительным органом (директором, генеральным директором)или им и коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Учредительным документом общества является его устав. Об­щество подлежит государственной регистрации.

Производственным кооперативом (артелью)признается доб­ровольное объединение граждан на основе членства для совмест­ной производственной и иной хозяйственной деятельности, осно­ванной на их личном трудовом и ином участии, а также объе­динении его членами(участниками) имущественных паевых взносов.Кооператив является коммерческой организацией, юри­дическим лицом и может действовать в промышленности, сельском хозяйстве и др. Прибыль кооператива распределяется между его членами в со­ответствии с их личным трудовым и (или)иным участием, разме­ром паевого взноса, а между членами кооператива, не принимаю­щими личного трудового участия в деятельности кооператива, со­ответственно размеру их паевого взноса. Порядок распределения прибыли предусматривается уставом кооператива.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов.В кооперативе с числом членов более пятиде­сяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполни­тельных органов, которые осуществляют руководство деятельнос­тью кооператива, входят правление и (или)председатель коопера­тива.

Производственный сельскохозяйственный кооператив явля­ется коммерческой организацией. Его виды — сельскохозяйствен­ная артель или колхоз либо рыболовецкая артель или рыболовец­кий колхоз, а также иные кооперативы производственного или хозяйственного назначения.

Колхоз создается главами крестьянских (фермерских)хо­зяйств или гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства. Их главная цель — совместная деятельность по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной, рыбной продукции (колхоз)или по обработке земли, производству животноводческой продукции.

Потребительские кооперативы —некоммерческие организа­ции, в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие,сбытовые (торговые), обслужив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.207 (0.019 с.)