Административное управление и административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере (в сфере здравоохранения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административное управление и административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере (в сфере здравоохранения)



Организация здравоохранения, правовые основы управления и регулирования в области здравоохранения

В России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование "Здравоохранение". Ее предметную основу составляет одноименная гуманитарная область.

В управленческой части системы две группы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административное управление в области здравоохранения. В первую группу органов входят Министерство здравоохранения Российской Федерации, а также подведомственные ему федеральная служба и федеральное агентство: 1) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; 2) Федеральное медико-биологическое агентство. Вторую группу органов составляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководство деятельностью Министерства здравоохранения РФ и деятельностью Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека возложено на Правительство РФ.

Исходя из буквального толкования термина "здравоохранение", можно предположить, что под ним следует понимать область масштабной деятельности огромного общественного значения, обеспечивающей здоровье людей и его охрану. Охрана здоровья граждан представляет собой систему "мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи"

Конституция РФ установила, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно конституционным нормам медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию

Как видим, в соответствии с федеральным законодательством здравоохранение отнесено к ведению Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, частных юридических и физических лиц. Следовательно, в системе здравоохранения в России можно выделить четыре следующих уровня: а) государственный федеральный; б) государственный субъектов РФ; в) муниципальный; г) частный.

Организация и компетенция Министерства здравоохранения РФ, подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)

Оно было образовано в соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" путем разделения Министерства здравоохранения и социального развития РФ на два органа: Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ. Кроме того, из ранее существовавшего министерства была выделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека с передачей ее в ведение Правительства РФ [243].

Основы организации и деятельности, правового статуса и компетенции Минздрава России установлены в Положении о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 [322].

Минздрав России осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Он взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление по поручению Правительства РФ интересов России во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Сфера деятельности Минздрава России включает: 1) здравоохранение; 2) обязательное медицинское страхование; 3) обращение лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа; 4) медицинскую помощь; 5) медицинскую реабилитацию; 6) медицинские экспертизы (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы); 7) фармацевтическую деятельность, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения; 8) обращение медицинских изделий; 9) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; 10) медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы; 11) курортное дело; 12) внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; 13) организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования.

В установленной сфере деятельности Минздрав России осуществляет функции: а) выработки и реализации государственной политики; б) нормативно-правового регулирования. Кроме того, он осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования, а также функции по предоставлению услуг в области курортного дела.

Минздрав России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. Он координирует деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Минздрав России наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере, в том числе на принятие многочисленных нормативных правовых актов [322. П. 5]. Он вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение правительства РФ, по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства.

Минздрав России самостоятельно принимает в установленной сфере деятельности многочисленные нормативные правовые акты, в частности: 1) положения о территориальных органах федеральной службы и федерального агентства, подведомственных Министерству; 2) квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам и номенклатуру специальностей; 3) номенклатуру медицинских услуг; 4) номенклатуру медицинских организаций; 5) требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; 6) общие требования к структуре и штатам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения; 7) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи; 8) порядок деятельности врача общей практики (семейного врача); 9) положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи; 10) порядок оказания медицинской помощи; 11) стандарты медицинской помощи; 12) порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 13) перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству; 14) перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи; 15) перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека, и правила их деятельности; 16) порядок дачи информированного добровольного согласия реципиента (его законного представителя) на трансплантацию (пересадку) органов и тканей человека; 17) порядок организации направления граждан России на лечение за пределы ее территории за счет средств федерального бюджета; 18) порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; 19) порядок проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, порядок проведения профилактического медицинского осмотра; 20) перечень вредных и опасных производственных факторов, работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры; 21) порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией; 22) порядок проведения медицинского психиатрического освидетельствования; 23) порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического); 24) порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Минздрав России в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.005 с.)