Административная юрисдикция: понятие, признаки и виды производств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административная юрисдикция: понятие, признаки и виды производств.



 

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

· является составным элементом (частью) административного процесса;

· регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

· направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

· выступает средством реализации охранительной функции административного права;

· характеризуется множественностью субъектов осуществления;

· состоит из определенных административных производств;

· результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

 

Административная юрисдикция — установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция — это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрис-дикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функ­ции, судебная же юрисдикция в реализации правосудия являет­ся основной при осуществлении всех видов судопроизводства.

Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга.

Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2)-индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикцион-ной деятельности.

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей ос­нове содержит рассмотрение и разрешение дел об администра­тивных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно- процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как прави­ло, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, дол­жностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или возможно ущемленный ин­терес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицируют (дают правовую оценку) правовой спор и при­нимают обязательное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции администра­тивной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных, трудовых и др.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.039 с.)