Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральные органы исполнительной власти: система, структура, территориальные органы.

Поиск

К ведению Российской Федерации относятся уста­новление системы федеральных органов исполнительной влас­ти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится уста­новление общих принципов организации системы органов го­сударственной власти. На уровне Российской Федерации по данному вопросу должны приниматься федеральные законы.

Система органов государственной власти субъектов РФ оп­ределяется этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и испол­нительных органов государственной власти, которые установле­ны федеральными законами.

Система федеральных органов исполнительной власти пред­ставляет собой совокупность органов государственного управ­ления, установленных Конституцией РФ, федеральными кон­ституционными законами, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами и имеющих свое специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

В систему федеральных орга­нов исполнительной власти входят:

1) федеральные министер­ства;

2) федеральные службы;

3) федеральные агентства.

Понятия и виды функций федеральных ор­ганов исполнительной власти.

1. Функции по принятию нормативных правовых актов.

5. Функции по контролю и надзору.

6. Функции по управлению государственным имуществом

7. Функции по оказанию государственных услуг

Функции федерального органа исполнительной власти, ру­ководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью ко­торого осуществляет Правительство РФ, — постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство — это федеральный орган испол­нительной власти, осуществляющий функции по выработке го­сударственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное министерство осуществляет координацию и кон­троль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное министерство осуществляет координацию дея­тельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба — это федеральный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и ох­раны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступ­ностью и обеспечения общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установ­ленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции изда­ет индивидуальные правовые акты на основании и во исполне­ние Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуще­ствляющего координацию и контроль деятельности службы.

Федеральное агентство — это федеральный орган исполни­тельной власти, осуществляющий в установленной сфере дея­тельности функции по оказанию государственных услуг, по уп­равлению государственным имуществом и правоприменитель­ные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции может издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министер­ства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Руководители федеральных органов исполнительной власти, Руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобожда­ются от должности Президентом РФ. Положения о федераль­ных органах исполнительной власти, руководство деятельнос­тью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Пре­зидентом РФ. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) фе­деральных служб, федеральных агентств, руководство деятель­ностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, ру­ководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности соот­ветствующим федеральным министром по представлению руко­водителей федеральных служб, федеральных агентств.

В настоящее время действует следующая Структура феде­ральных органов исполнительной власти:

1. Федеральные министерства, федеральные службы и федераль­ные агентства, руководство деятельностью которых осуществля­ет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

2. Федеральные министерства, руководство которыми осуще­ствляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

3. Федеральные службы и федеральные агентства, руковод­ство которыми осуществляет Правительство РФ.

 

9. Административно-правовой статус граждан РФ.

 

Административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности. Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производим от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности, соответствуя общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации системы управления государством, в первую очередь следует назвать следующие.

1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);

2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);

3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);

4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);

5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);

6. Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);

7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);

9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);

10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно-правовую сферу и устанавливающих административно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления.

Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности. Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

 

 

10. Правовые акты управления: понятие, требования, предъявляемые к ним и виды.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

1. является разновидностью юридического акта;

2. представляет собой юридический вариант управленческого решения;

3. носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;

4. исходит от компетентного субъекта государственного управления;

5. является результатом одностороннего юридического волеизъявления;

6. определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;

7. применяется в определенном процессуальном порядке;

8. издается, как правило, в форме документа;

9. имеет определенную структуру;

10. обеспечивается системой правовых средств;

11. несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно -индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия - бессрочными, срочными и временными; по территории действия - действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции - общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли - плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

Правовой акт управления вступает в силу:

1. с момента принятия;

2. по истечении семи дней после дня первого опубликования;

3. со дня подписания;

4. со дня получения адресатом (содержащие сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер);

5. с наступлением срока, указанного в акте.

Правовой акт управления может утрачивать силу:

1. в случае отмены в установленном порядке;

2. в случае признания недействительным;

3. вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;

4. в случае окончания срока, на который был принят акт;

5. вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в случаях, когда акт обусловлен осуществлением данным лицом субъективных прав.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется в следующем порядке:

· для регистрации нормативных правовых актов необходимо основание – наличие вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

· документы представляются для регистрации в Министерство юстиции РФ;

· срок государственной регистрации – семь дней со дня получения;

· составляется заключение о законности акта, представленного на регистрацию;

· утверждается заключение, присваивается регистрационный номер.

Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение:

1. выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственного управления;

2. устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;

3. устанавливают правовой статус субъектов административного права;

4. выступают в качестве юридических фактов;

5. служат основанием для издания других актов управления;

6. служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;

7. являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;

8. могут быть условием действенности других актов.

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

1. состояние системы управления;

2. ранее принятые акты;

3. возможные варианты решения проблемы;

4. интересы участников управленческих отношений;

5. права и свободы человека;

6. научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

1. должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;

2. соответствовать закону по существу;

3. соответствовать цели закона;

4. приниматься в установленном процессуальном порядке;

5. не противоречить правовым актам большей юридической силы;

6. иметь соответствующую форму (акт-документ);

7. в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

1. лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

2. грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

3. акт должен быть своевременно доведен до адресатов;

4. иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);

5. своевременно сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.

Ничтожный правовой акт - правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт - правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

· не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;

· не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;

· в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.015 с.)