Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационное обеспечение деятельности судов и роль в этом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Поиск

 

Главной функцией судов является осуществление правосудия. Отвлечение судей на выполнение различного рода действий иного, отличного от функции правосудия, характера, не только в теоретическом плане является необоснованным, но на практике увеличивает нагрузку на судей. Выполнение не свойственных правосудию функций влечет снижение качества судопроизводства, распыление сил и средств судебной власти и волокиту по делам, а в итоге ведет к ненадлежащей защите прав и охраняемых законом интересов граждан и других субъектов судопроизводства.

Согласно Правительственной Программе развития судебной системы России на период 2002-2006 годы[50] эффективность деятельности судебной власти по удовлетворению общественных потребностей в сфере правосудия зависит в первую очередь от скорейшего решения в законодательной форме следующих задач:

а) создание механизма эффективного взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти на этапах законотворчества и правоприменения;

б) создание механизма обеспечения единства подхода в правоприменительной деятельности судов всех судебных систем в целях обеспечения стабильности правопорядка;

в) разработка мер государственной поддержки судебной системы, направленных на создание условий для максимально эффективного удовлетворения общественных потребностей в сфере правосудия;

г) создание для судей и работников аппаратов судов системы гарантий, разнообразных форм компенсации и страхования, а также осуществление других мер социальной защиты, направленных на обеспечение независимости судебной власти;

д) создание системы гарантий для лиц, обеспечивающих своим участием правосудие в рамках выполнения гражданского долга перед обществом.

Как видно, поставленные задачи во многом имеют организационный характер, и их решение не входит в компетенцию судов. В связи с этим объективно имеется необходимость функционирования системы обеспечения деятельности судов.

В советский период действовала система обеспечения деятельности судов, однако, она строилась исходя из понимания роли и задач, организации судебной власти и судов на то время. Суды не рассматривались как органы самостоятельной ветви государственной – судебной власти. Их относили к числу правоохранительных органов. На суды возлагались не только задачи по борьбе с преступностью, но и выполнение других не свойственных им функций. В то время не ставился вопрос о реализации положений о подлинной независимости и самостоятельности судов. Этим, в том числе, объясняется значительное влияние (как и на другие сферы общественной жизни) на организацию и обеспечение их деятельности исполнительной власти. Соответствующие полномочия были присущи, например, Министерству юстиции СССР и подчиненным ему органам юстиции на местах.

Подлинная независимость судебной власти, самостоятельность судов в кадровом, финансовом и других отношениях невозможна без соответствующего обеспечения их существования. Данное обеспечение в своей основе не должно находиться в зависимости от исполнительной власти.

Поэтому Концепцией судебной реформы в России признано необходимым создание органов по обеспечению деятельности судов, которые не являются составной частью системы исполнительных органов.

Основы современного организационного обеспечения деятельности судов были заложены в Конституции Российской Федерации 1993 года. Государственная власть провозглашена была как состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, органы которых являлись самостоятельными. В статье 124 Конституции РФ предусмотрены материальные гарантии независимости судебной власти и ее органов – судов. Так, финансирование судов на конституционном уровне рассматривается как необходимое условие обеспечения возможности «полного и независимого осуществления правосудия». Конституционное положение о финансировании судов только из федерального бюджета в дальнейшем нашло свое развитие в Федеральном законе «О финансировании судов Российской Федерации»[51] (ст. 1). Кроме того, в ч. 2 ст. 1 названного Закона предусмотрено ежегодное выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, арбитражных судов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Военные суды до принятия ФКЗ от 23 июня 1999 года № 1 «О военных судах Российской Федерации»[52] финансировались в порядке, установленном Федеральным законом «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»[53], т.е. Министерством обороны РФ. На переходный период (до 1 января 2000 года) на основании ч. 1 ст. 44 ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» такой порядок финансирования военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ, главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ был сохранен.

В начале 90-х годов прошлого столетия принимались отдельные решения в направлении обеспечения организационной независимости судов. Так, в соответствии со ст. 111 Федерального конституционного закона РФ от 21 июля 1994 года № 1 «О Конституционном Суде Российской Федерации»[54] деятельность указанного суда обеспечивается своим же аппаратом, состоящим из Секретариата и иных подразделений. Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение, проводит прием посетителей, рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда, если оно не требует изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов. Иные подразделения Конституционного Суда РФ осуществляют материально-техническое, социально-бытовое обеспечение. Аналогичным образом организуется обеспечение деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации[55].

В соответствии с нормами ст. 44 ФКЗ от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[56] организационное обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Он (через соответствующие подразделения) производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование и контроль за расходом финансовых средств арбитражными судами. При этом на органы исполнительной власти федерального и уровня субъектов возлагаются обязанности по содействию Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов. Ст. 45 указанного Закона предусматривает обязанности и основные направления деятельности аппарата арбитражного суда.

Таким образом, до принятия ФКЗ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации»[57]отдельными законами применительно к Конституционному Суду РФ и системе арбитражных судов России был установлен автономный порядок организационного обеспечения данных судов. Эти положения и были закреплены в ст. 30 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в частности, было предусмотрено, что обеспечение деятельности Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов, а обеспечение деятельности других арбитражных судов – Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Законом «О судебной системе Российской Федерации» (ч.ч. 1 и 2 ст. 30) определено, что обеспечение деятельности Верховного Суда РФ производится его же аппаратом, а других судов общей юрисдикции, в том числе и военных судов – Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

На завершающем этапе процесса формирования системы законодательного регулирования организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции важным было принятие Федерального закона от 8 января 1998 года № 7 «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[58]. Кроме того, важные положения об обеспечении деятельности судов предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах»[59].

Происшедшие кардинальные изменения в организационном обеспечении деятельности судов нашли свое отражение и в новом Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954[60], а также в некоторых других подзаконных актах[61].

Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ и входящих в его состав коллегий) возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации[62].

В соответствии со ст. 31 Закона о судебной системе и ст. 1 Закона о Судебном департаменте Судебный департамент осуществляет не только организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, но и органов судейского сообщества.

В соответствии со ст. 3 Закона о Судебном департаменте Судебный департамент, его органы и учреждения руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

К источникам правового регулирования деятельности Судебного департамента следует отнести и международные правовые нормы.

В своей деятельности Судебный департамент руководствуется также распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Значительный объем правового регулирования организации и деятельности судебного департамента осуществляется посредством Приказов Генерального директора Судебного департамента.

Судебный департамент и входящие в его состав органы и учреждения, являясь субъектами обеспечительной деятельности судов общей юрисдикции, не вмешиваются в деятельность судов и судей по осуществлению правосудия.

Таким образом, современное состояние правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов указывает на то, что произошел переход рассматриваемой функции от Министерства юстиции к органам судебной системы.

Под организационным обеспечением в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально - технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (верховными судами республик, краевыми, областными, судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов, районными судами, военными и специализированными судами), а также на создание условий для деятельности органов судейского сообщества и проведение финансирования мировых судей.

Содержание организационного обеспечения деятельности судов раскрывается в ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте. В систему организационного обеспечения деятельности судов включаются мероприятия:

- по кадровому обеспечению. Как отмечено в Федеральной программе Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 года «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы[63]штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству; наблюдается острая нехватка судей и работников аппаратов судов. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов. Введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах), по мнению разработчиков Программы, позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия. Отмечается в Программе необходимость увеличения численности судей, работников аппаратов и обслуживающего персонала судов общей юрисдикции в связи с передачей в ведение суда решения ряда вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Кадровое обеспечение предполагает отбор, подготовку и переподготовку судей, сотрудников аппаратов судов и самого Судебного департамента. Важными факторами, существенно влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов. Центральными звеньями этой системы являются Российская академия правосудия и Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исходя из установленных нормативов в 2004 году планируется повысить квалификацию 1923, в 2005 году - 2338, в 2006 году - 2820 судей. Каждый судья один раз в три года должен в течение месяца пройти повышение квалификации с отрывом от производства.

- по финансовому обеспечению, а именно по обеспечению судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализации финансирования строительства и других мероприятий. Программа развития судебной системы предусматривает повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей следует увеличить и в 2006 году довести до 28 500 рублей в месяц (в ценах 2001 года). Повышение заработной платы работникам аппаратов судов должно осуществляться одновременно с повышением денежного содержания федеральных государственных служащих. Кроме того, конкретные денежные средства выделяются на улучшение размещения судов и обеспечение судей жильем. На 2002 год 719 (34 процента) зданий судов общей юрисдикции располагались в неприспособленных для осуществления правосудия зданиях, в аварийном состоянии находились 162 (7,8 процента) здания суда. До 2006 года предлагается существенно улучшить состояние зданий, занимаемых федеральными судами. В соответствии с Программой планируется обеспечить полное финансирование завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов, существенно увеличить расходы на текущий ремонт. Особое внимание Программа обращает на обеспечение органов федерального правосудия соответствующими рабочими площадями. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий предписывается исходить из минимальной потребности 150 кв. метров на одного судью в судах районного звена и 160 кв. метров на одного судью в судах областного звена (с учетом введения судов присяжных). Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предлагается перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья.

- по материально-техническому обеспечению. Программа предусматривает увеличение финансирования обеспечения федеральных судов предметами снабжения и расходными материалами.

- по проведению мероприятий иного характера. Одними из важнейших среди них является создание в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно - правовыми и другими информационными ресурсами. Это позволит обеспечить, по мнению разработчиков Программы оперативную информационно - правовую поддержку правоприменительной деятельности судов; открытость работы всей судебной системы; повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел; сокращение сроков рассмотрения дел; формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации; доступность для судей и работников аппаратов судов всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике; полноту и достоверность информации о деятельности судов; повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики; повышение эффективности кадрового, организационного, материально - технического и ресурсного обеспечения деятельности судов; информационно - аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности. К иным мероприятиям следует отнести обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда, по принудительному исполнению судебных решений, по организации охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей (в той части, в которой это относится к компетенции Судебного департамента)[64]. К данной группе мероприятий следует отнести работу: по укреплению научного потенциала судебной власти; по аналитическому и информационному обеспечению; по проведению научных исследований, касающихся различных сторон организации и деятельности судов общей юрисдикции, судей, а также собственно Судебного департамента, его органов и учреждений, разработка проблем правового положения сотрудников системы судебного департамента.

Работу конкретного суда обеспечивает аппарат суда, который подчиняется председателю суда. Работники Судебного департамента и аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.009 с.)