Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационное обеспечение деятельности судов и роль в этом Судебного департамента при Верховном Суде Российской ФедерацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главной функцией судов является осуществление правосудия. Отвлечение судей на выполнение различного рода действий иного, отличного от функции правосудия, характера, не только в теоретическом плане является необоснованным, но на практике увеличивает нагрузку на судей. Выполнение не свойственных правосудию функций влечет снижение качества судопроизводства, распыление сил и средств судебной власти и волокиту по делам, а в итоге ведет к ненадлежащей защите прав и охраняемых законом интересов граждан и других субъектов судопроизводства. Согласно Правительственной Программе развития судебной системы России на период 2002-2006 годы[50] эффективность деятельности судебной власти по удовлетворению общественных потребностей в сфере правосудия зависит в первую очередь от скорейшего решения в законодательной форме следующих задач: а) создание механизма эффективного взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти на этапах законотворчества и правоприменения; б) создание механизма обеспечения единства подхода в правоприменительной деятельности судов всех судебных систем в целях обеспечения стабильности правопорядка; в) разработка мер государственной поддержки судебной системы, направленных на создание условий для максимально эффективного удовлетворения общественных потребностей в сфере правосудия; г) создание для судей и работников аппаратов судов системы гарантий, разнообразных форм компенсации и страхования, а также осуществление других мер социальной защиты, направленных на обеспечение независимости судебной власти; д) создание системы гарантий для лиц, обеспечивающих своим участием правосудие в рамках выполнения гражданского долга перед обществом. Как видно, поставленные задачи во многом имеют организационный характер, и их решение не входит в компетенцию судов. В связи с этим объективно имеется необходимость функционирования системы обеспечения деятельности судов. В советский период действовала система обеспечения деятельности судов, однако, она строилась исходя из понимания роли и задач, организации судебной власти и судов на то время. Суды не рассматривались как органы самостоятельной ветви государственной – судебной власти. Их относили к числу правоохранительных органов. На суды возлагались не только задачи по борьбе с преступностью, но и выполнение других не свойственных им функций. В то время не ставился вопрос о реализации положений о подлинной независимости и самостоятельности судов. Этим, в том числе, объясняется значительное влияние (как и на другие сферы общественной жизни) на организацию и обеспечение их деятельности исполнительной власти. Соответствующие полномочия были присущи, например, Министерству юстиции СССР и подчиненным ему органам юстиции на местах. Подлинная независимость судебной власти, самостоятельность судов в кадровом, финансовом и других отношениях невозможна без соответствующего обеспечения их существования. Данное обеспечение в своей основе не должно находиться в зависимости от исполнительной власти. Поэтому Концепцией судебной реформы в России признано необходимым создание органов по обеспечению деятельности судов, которые не являются составной частью системы исполнительных органов. Основы современного организационного обеспечения деятельности судов были заложены в Конституции Российской Федерации 1993 года. Государственная власть провозглашена была как состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, органы которых являлись самостоятельными. В статье 124 Конституции РФ предусмотрены материальные гарантии независимости судебной власти и ее органов – судов. Так, финансирование судов на конституционном уровне рассматривается как необходимое условие обеспечения возможности «полного и независимого осуществления правосудия». Конституционное положение о финансировании судов только из федерального бюджета в дальнейшем нашло свое развитие в Федеральном законе «О финансировании судов Российской Федерации»[51] (ст. 1). Кроме того, в ч. 2 ст. 1 названного Закона предусмотрено ежегодное выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, арбитражных судов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Военные суды до принятия ФКЗ от 23 июня 1999 года № 1 «О военных судах Российской Федерации»[52] финансировались в порядке, установленном Федеральным законом «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»[53], т.е. Министерством обороны РФ. На переходный период (до 1 января 2000 года) на основании ч. 1 ст. 44 ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» такой порядок финансирования военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ, главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ был сохранен. В начале 90-х годов прошлого столетия принимались отдельные решения в направлении обеспечения организационной независимости судов. Так, в соответствии со ст. 111 Федерального конституционного закона РФ от 21 июля 1994 года № 1 «О Конституционном Суде Российской Федерации»[54] деятельность указанного суда обеспечивается своим же аппаратом, состоящим из Секретариата и иных подразделений. Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение, проводит прием посетителей, рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда, если оно не требует изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов. Иные подразделения Конституционного Суда РФ осуществляют материально-техническое, социально-бытовое обеспечение. Аналогичным образом организуется обеспечение деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации[55]. В соответствии с нормами ст. 44 ФКЗ от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[56] организационное обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Он (через соответствующие подразделения) производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование и контроль за расходом финансовых средств арбитражными судами. При этом на органы исполнительной власти федерального и уровня субъектов возлагаются обязанности по содействию Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов. Ст. 45 указанного Закона предусматривает обязанности и основные направления деятельности аппарата арбитражного суда. Таким образом, до принятия ФКЗ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации»[57]отдельными законами применительно к Конституционному Суду РФ и системе арбитражных судов России был установлен автономный порядок организационного обеспечения данных судов. Эти положения и были закреплены в ст. 30 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в частности, было предусмотрено, что обеспечение деятельности Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов, а обеспечение деятельности других арбитражных судов – Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Законом «О судебной системе Российской Федерации» (ч.ч. 1 и 2 ст. 30) определено, что обеспечение деятельности Верховного Суда РФ производится его же аппаратом, а других судов общей юрисдикции, в том числе и военных судов – Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. На завершающем этапе процесса формирования системы законодательного регулирования организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции важным было принятие Федерального закона от 8 января 1998 года № 7 «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[58]. Кроме того, важные положения об обеспечении деятельности судов предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах»[59]. Происшедшие кардинальные изменения в организационном обеспечении деятельности судов нашли свое отражение и в новом Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954[60], а также в некоторых других подзаконных актах[61]. Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ и входящих в его состав коллегий) возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации[62]. В соответствии со ст. 31 Закона о судебной системе и ст. 1 Закона о Судебном департаменте Судебный департамент осуществляет не только организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, но и органов судейского сообщества. В соответствии со ст. 3 Закона о Судебном департаменте Судебный департамент, его органы и учреждения руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. К источникам правового регулирования деятельности Судебного департамента следует отнести и международные правовые нормы. В своей деятельности Судебный департамент руководствуется также распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий. Значительный объем правового регулирования организации и деятельности судебного департамента осуществляется посредством Приказов Генерального директора Судебного департамента. Судебный департамент и входящие в его состав органы и учреждения, являясь субъектами обеспечительной деятельности судов общей юрисдикции, не вмешиваются в деятельность судов и судей по осуществлению правосудия. Таким образом, современное состояние правового регулирования организационного обеспечения деятельности судов указывает на то, что произошел переход рассматриваемой функции от Министерства юстиции к органам судебной системы. Под организационным обеспечением в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально - технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (верховными судами республик, краевыми, областными, судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов, районными судами, военными и специализированными судами), а также на создание условий для деятельности органов судейского сообщества и проведение финансирования мировых судей. Содержание организационного обеспечения деятельности судов раскрывается в ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте. В систему организационного обеспечения деятельности судов включаются мероприятия: - по кадровому обеспечению. Как отмечено в Федеральной программе Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 года «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы[63]штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству; наблюдается острая нехватка судей и работников аппаратов судов. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов. Введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах), по мнению разработчиков Программы, позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия. Отмечается в Программе необходимость увеличения численности судей, работников аппаратов и обслуживающего персонала судов общей юрисдикции в связи с передачей в ведение суда решения ряда вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Кадровое обеспечение предполагает отбор, подготовку и переподготовку судей, сотрудников аппаратов судов и самого Судебного департамента. Важными факторами, существенно влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов. Центральными звеньями этой системы являются Российская академия правосудия и Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исходя из установленных нормативов в 2004 году планируется повысить квалификацию 1923, в 2005 году - 2338, в 2006 году - 2820 судей. Каждый судья один раз в три года должен в течение месяца пройти повышение квалификации с отрывом от производства. - по финансовому обеспечению, а именно по обеспечению судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализации финансирования строительства и других мероприятий. Программа развития судебной системы предусматривает повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей следует увеличить и в 2006 году довести до 28 500 рублей в месяц (в ценах 2001 года). Повышение заработной платы работникам аппаратов судов должно осуществляться одновременно с повышением денежного содержания федеральных государственных служащих. Кроме того, конкретные денежные средства выделяются на улучшение размещения судов и обеспечение судей жильем. На 2002 год 719 (34 процента) зданий судов общей юрисдикции располагались в неприспособленных для осуществления правосудия зданиях, в аварийном состоянии находились 162 (7,8 процента) здания суда. До 2006 года предлагается существенно улучшить состояние зданий, занимаемых федеральными судами. В соответствии с Программой планируется обеспечить полное финансирование завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов, существенно увеличить расходы на текущий ремонт. Особое внимание Программа обращает на обеспечение органов федерального правосудия соответствующими рабочими площадями. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий предписывается исходить из минимальной потребности 150 кв. метров на одного судью в судах районного звена и 160 кв. метров на одного судью в судах областного звена (с учетом введения судов присяжных). Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предлагается перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья. - по материально-техническому обеспечению. Программа предусматривает увеличение финансирования обеспечения федеральных судов предметами снабжения и расходными материалами. - по проведению мероприятий иного характера. Одними из важнейших среди них является создание в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно - правовыми и другими информационными ресурсами. Это позволит обеспечить, по мнению разработчиков Программы оперативную информационно - правовую поддержку правоприменительной деятельности судов; открытость работы всей судебной системы; повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел; сокращение сроков рассмотрения дел; формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации; доступность для судей и работников аппаратов судов всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике; полноту и достоверность информации о деятельности судов; повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики; повышение эффективности кадрового, организационного, материально - технического и ресурсного обеспечения деятельности судов; информационно - аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности. К иным мероприятиям следует отнести обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда, по принудительному исполнению судебных решений, по организации охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей (в той части, в которой это относится к компетенции Судебного департамента)[64]. К данной группе мероприятий следует отнести работу: по укреплению научного потенциала судебной власти; по аналитическому и информационному обеспечению; по проведению научных исследований, касающихся различных сторон организации и деятельности судов общей юрисдикции, судей, а также собственно Судебного департамента, его органов и учреждений, разработка проблем правового положения сотрудников системы судебного департамента. Работу конкретного суда обеспечивает аппарат суда, который подчиняется председателю суда. Работники Судебного департамента и аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.009 с.) |