Повышение квалификации судей и работников аппаратов военных судов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение квалификации судей и работников аппаратов военных судов



а) Организационно-правовые основы повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов

Организация повышения квалификации судей и работников аппаратов судов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» и «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих».

В соответствии с действующим законодательством повышение квалификации осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка судей и работников аппаратов осуществляется на основе государственного заказа за счет средств федерального бюджета.

В зависимости от целей обучения судей и работников аппаратов судов (далее, если не оговорено, - специалистов) образовательные учреждения реализуют дополнительные образовательные программы, к которым относятся: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка.

Повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов и для поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий. Повышение квалификации осуществляется при появлении у специалистов дополнительных функций по занимаемым должностям или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности специалиста.

В зависимости от групп федеральных государственных должностей и форм обучения установлены следующие виды повышения квалификации:

- краткосрочное тематическое обучение в образовательном учреждении для решения конкретного вопроса по профилю профессиональной деятельности сроком обучения от двух до шести недель, как правило, с отрывом от работы;

- длительное обучение в образовательном учреждении для углубленного изучения проблем по профилю профессиональной деятельности сроком обучения от шести недель до шести месяцев, как правило, без отрыва от работы.

Профессиональная переподготовка. Целью профессиональной переподготовки[129] является получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, необходимых им для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Указанное обучение проводится при необходимости должностных перемещений (назначение на должность иного профиля, замещение более высокой должности в пределах данной группы должностей). Сроки профессиональной переподготовки:

- от трех до шести месяцев – с отрывом от работы;

- от шести месяцев до одного года – без отрыва от работы.

Стажировка. Целью стажировки судей является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных ими в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке судьи (продолжительность стажировки определяется по согласованию направляющей и принимающей сторон).

Важнейшей формой повышения квалификации является послевузовское профессиональное образование. Его цель состоит в предоставлении специалистам возможности повышения уровня образования, научной квалификации на базе высшего профессионального образования. Указанное образование может быть получено в заочной аспирантуре образовательных учреждений высшего профессионального образование и научных учреждений. Срок обучения – четыре года.

Необходимо иметь в виду, что должностные перемещения специалистов, установление им соответствующего денежного содержания действующее законодательство требует увязывать с результатами обучения и практического использования полученных знаний.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности специалиста.

При этом конкретные сроки и формы повышения квалификации судей определяются председателями соответствующих гарнизонных судов, а в отношении председателей гарнизонных судов – председателем окружного (флотского) суда. Направлению судей на обучение должна предшествовать работа по оценке их деятельности, эффективности исполнения ими своих функциональных обязанностей, перспективности и творческого потенциала.

 

б) Повышение квалификации судей и работников аппаратов судов непосредственно в судах

Данный вид обучения является одной из важнейших и достаточно эффективных форм повышения квалификации судей и работников судов.

Обеспечение эффективности повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, осуществляемых непосредственно в военных судах, зависит от организации планирования и контроля за реализацией планов обучения, а также оптимального выбора форм обучения, периодичности и видов занятий.

Планы работы по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов составляются на календарный год в судах – заместителями председателей судов, а там где не предусмотрена должность заместителя председателя суда – судьей на которого возложено курирование вопросов повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.

Разработанные планы утверждаются председателями судов.

Наряду с этим судьями и работниками аппаратов судов составляются годовые личные планы индивидуальной подготовки.

В качестве оптимальных организационных форм занятий по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов целесообразно использовать:

а) ежемесячные семинары - в гарнизонных судах; в рамках этих семинаров занятия с судьями и работниками аппаратов судов проводят председатели судов, их заместители с привлечением высококвалифицированных судей и работников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;

б) периодические семинары (два раза в год) – в окружных (флотских); на данных семинарах занятия с председателями гарнизонных судов и их заместителями проводит председатель соответствующего окружного (флотского) суда;

в) индивидуальную подготовку по личному плану – для судей и работников аппаратов судов, имеющих стаж работы менее 3 лет.

г) кустовые семинары (1 раз в полугодие) – в одном из гарнизонных судов, объединенных в куст; в рамках этих семинаров занятия с судьями и работниками аппаратов судов проводят заместители председателей окружных (флотских) судов с привлечением судей судебных коллегии второй инстанции.

д) итоговые конференции (ежегодные) – в судах (для судей), по завершению выполнения тематических планов занятий соответствующих ежемесячных семинаров.

е) совещания-семинары судей (по особым планам) – на уровне окружного (флотского) с председателями гарнизонных судов, их заместителями и судьями;

ж) стажировку в вышестоящих судах - по особым планам (продолжительностью не менее двух недель) - для судей, состоящих в резерве на выдвижение и вновь избранных судей.

В отдельных случаях занятия по повышению квалификации могут проводиться председателями судов совместно с начальниками отделов, консультантами судов, работниками управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

К проведению занятий следует привлекать ученых-юристов, специалистов-профессионалов законодательной, исполнительной и судебной властей.

в) Иные виды занятий по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов судах

Как свидетельствует опыт, оптимальными формами проведения занятий по профессиональной подготовке судей и работников аппарата судов являются:

- лекции (классические информационные);

- лекции-конференции;

- круглые столы, деловые игры;

- семинары с докладом;

- практические занятия;

Классические лекции целесообразно использовать при раскрытии тем, охватывающих материал преимущественно информативного характера.

Лекции-конференции рекомендуется применять при освещении проблемных вопросов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью обучаемых.

Лекция-конференция строится следующим образом. В начале лекции обучаемые, заранее ознакомленные с ее темой, передают лектору письменные вопросы. Последний сортирует их по смысловому содержанию и приступает к раскрытию темы. При этом изложение материала конструируется не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого и формулируются соответствующие ответы.

Активизация познавательной деятельности обучаемых на лекции-конференции достигается за счет ряда факторов:

- из деперсонифицированного информирования лекция превращается в процесс, адресованный лично каждому обучаемому;

- необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мысль, а ожидание ответа на него – внимание автора вопроса;

- вопросы, как правило, носят проблемный характер и становятся поводом для разрешения проблемных ситуаций, следовательно, и началом творческих процессов мышления.

В силу отмеченных особенностей очевидно, что подобная форма лекции требует высокой квалификации и педагогического опыта лектора.

Круглый стол, деловые игры целесообразно проводить в качестве итогового занятия по нескольким содержательно связанным темам, ранее освещенным на лекциях.

Ведущими участниками круглого стола могут выступать председатели судов, опытные судьи, видные ученые, представляющие соответствующую область знаний, высококвалифицированные специалисты органов Судебного департамента и приглашенные из других ведомств.

Главная задача организатора данных занятий состоит в том, чтобы развернуть и умело направлять дискуссию по обсуждаемым проблемам, координировать обмен мнениями между ведущим и аудиторией.

Семинар с докладом. Особенностью данного вида занятия является то, что в докладе (реферате) раскрывается теоретико-прикладная проблема, которая в недостаточной степени освещалась на соответствующей лекции, но служит целям ее углубленного и логического продолжения. В качестве докладчиков выступают предварительно хорошо подготовленные работники. Остальная часть обучаемых готовиться к занятию по объявленной теме и выделенным в ней вопросам, имея в виду, что на семинаре необходимо будет высказывать свои мысли и суждения как по ним, так и по теме доклада (реферата).

Руководитель семинара должен целенаправленно подготовить выступающего к занятию, проследив за тем, чтобы в докладе (реферате) вопросы теории и практики деятельности федеральных судов общей юрисдикции увязывались максимальным образом, а затем, в ходе занятия, обеспечить их активное обсуждение.

В качестве докладчиков на занятиях проводимых в этой форме, желательно последовательно привлечь всех лиц, повышающих свой профессиональный уровень в рамках соответствующего семинара.

Практическое занятие. Изучение отдельных тем, имеющих ярко выраженный прикладной характер, целесообразно проводить в виде практических занятий, на которых участники семинара могли бы выработать и закрепить навыки, приобрести умения, необходимые им для успешного выполнения должностных обязанностей.

Такое занятие рекомендуется проводить по темам, связанным с использованием современных компьютерных технологий и оргтехники в деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с организацией и осуществлением делопроизводства и т.д.

При этом крайне важно, чтобы организатор занятия сам в совершенстве владел соответствующими навыками и умениями.

К проведению всех перечисленных форм занятий следует привлекать наиболее опытных и профессионально грамотных судей и представителей судейского сообщества, работников управлений (отделов) Судебного департамента, а также работников других учреждений и организаций, способных на высоком уровне осветить запланированную для рассмотрения тему.

 

г) Методическое обеспечение процесса обучения

В качестве первоочередных материалов, необходимых для качественного проведения занятий по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов, можно использовать:

- комментарии к российскому законодательству;

- нормативные акты, регламентирующие деятельность судов общей юрисдикции;

- сборники постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по вопросам правоприменительной деятельности федеральных судов общей юрисдикции;

- статистические данные, характеризующие деятельность судов общей юрисдикции;

- публикации в ведомственных журналах, вестниках, бюллетенях и т.д.;

- обзоры и обобщения судебной практики вышестоящих судов.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что любое занятие лишь тогда достигает учебной цели, если оно надлежащим образом методически обеспечено. Поэтому руководителям семинаров, ориентируясь на соответствующие тематические планы, следует организовывать планомерную подготовку методических материалов, максимально отвечающих как виду, так и содержанию занятий, обеспечивающих доступность и наглядность изучаемых вопросов, способствующих выработке и прочному закреплению у обучаемых необходимых знаний и умений. Такими учебно-методическими материалами могут служить:

- развернутые планы семинарских занятий, предусматривающие постановку проблемных вопросов для развития дискуссии, а также содержащие перечень соответствующих законодательных актов, нормативных документов и дополнительной литературы;

- материалы для практических занятий, включающие задачи, решение которых требует привлечения как определенных теоретических знаний, так и собственного опыта;

сценарии деловых игр с четко прописанными задачами и игровыми ролями участников;

образцовые материалы конкретных уголовных и гражданских дел, рассмотренных высококвалифицированными судьями;

- материалы конкретных уголовных и гражданских дел, содержащие типичные ошибки и упущения;

- материалы по организации и проведению региональных семинаров, смотров, конкурсов на лучшую канцелярию, лучшего секретаря судебного заседания и т.п.

С учетом изменений в действующем законодательства и правоприменительной практике, в целях обеспечения эффективного повышения квалификации судей и работников аппаратов судов необходимо ежегодно обновлять и пересматривать содержание тематических лекций, совершенствовать методические разработки к семинарам и практическим занятиям.

При проведении занятий с судьями целесообразно учитывать их специализацию по уголовным и гражданским делам. Вместе с тем в планы обучения судей и работников аппаратов судов включать такие общие вопросы, как:

1. Обзор и обобщение судебной практики, рассмотрение и обсуждение вынесенных приговоров, решений, постановлений и определений по конкретным уголовным и гражданским делам.

2. Анализ ошибок в применении действующего законодательства, допущенных при рассмотрении уголовных и гражданских дел, пересмотренных в кассационном порядке либо в порядке надзора.

3. Вопросы практической деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции, заведующих канцеляриями, секретарей судебных заседаний и других работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции.

 

д) Контроль за реализацией планов повышения квалификации судей и работников аппаратов судов

Основными задачами организации повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, осуществляемых непосредственно в военных судах, являются:

1. Обеспечение своевременного и качественного выполнения плана повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.

2. Своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в организации и проведении учебы.

3. Усиление ответственности лиц, организующих и проводящих занятия по повышению квалификации.

Контроль за сроками исполнения планов проведения занятий по повышению квалификации судей и работников аппарата судов осуществляется непосредственно в судах - председателями судов (их заместителями).

При проведении контроля следует уделять особое внимание тому, как проводимые занятия отвечают решению следующих задач:

1. Повышению теоретического и профессионального уровня судей и работников аппаратов судов путем глубокого изучения действующего законодательства, применяемого в деятельности судов.

2. Дальнейшему развитию навыков использования судьями и работниками аппаратов судов современных управленческих технологий, компьютерной и организационной техники в выполнении возложенных на них должностных обязанностей.

3. Совершенствованию научной организации труда и методов управления, творческого и инициативного подхода к решению служебных задач на основе изучения и использования отечественного и зарубежного опыта работы.

Результаты исполнения планов по повышению квалификации и профессиональной переподготовкой судей и работников аппарата судов, осуществляемых непосредственно в судах, целесообразно регулярно обсуждать на Советах судей, конференциях судей и служебных совещаниях.

 

 

Глава 23. Взаимодействие Судебного департамента с государственными органами и общественными организациями в работе по организации обеспечения деятельности военных судов и органов судейского сообщества

Общие положения о взаимодействии Судебного департамента при выполнении возложенных на него функций с государственными органами и общественными организациями

Всестороннее и полное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, в том числе военных судов, и органов судейского сообщества невозможно только лишь силами собственно Судебного департамента. Ведь Судебный департамент, состоящий при высшем судебном органе общей юрисдикции, не полномочен принимать законы, ряд других правовых актов, находящихся в компетенции иных органов власти, выполнять функции, относящиеся сугубо к компетенции органов исполнительной власти, не обладает производственными, строительными, иного вида техническими производствами, собственным разносторонним научным составом и т. п. Поэтому реализация мероприятий по обеспечению судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества производится как самостоятельно подразделениями Судебного департамента, а также и во взаимодействии его с другими государственными и международными органами[130], общественными организациями.

К числу органов государственной власти Российской Федерации, с которыми взаимодействует Судебный департамент при реализации свих функций, относятся: Администрация Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, аппараты Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, правоохранительные органы, а также ряд иных федеральных органов исполнительной власти[131], Генеральная прокуратура Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Среди отечественных общественных организаций по данному вопросу прежде всего надо назвать адвокатуру, частный нотариат, различного рода общественные организации юристов, научные сообщества.

Взаимодействие Судебного департамента с различными органами государственной власти и общественными организациями проводится в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента, надлежащего организационного, материально-технического и иных видов обеспечения деятельности судов[132].

Такое взаимодействие осуществляется посредством различных форм и методов работы. Так, например, подразделения Судебного департамента организуют и проводят в целях организационного обеспечения судов и органов судейского сообщества комплексные и тематические мероприятия, деловые встречи руководства Судебного департамента с представителями федеральных и местных органов государственной власти, в том числе правоохранительными органами, и общественными организациями, запрашивают и получают в установленном порядке необходимые для выполнения своих основных задач материалы от органов государственной власти, общественных организаций, их должностных лиц. Можно также отметить, что сотрудники Судебного департамента участвуют в мероприятиях, организуемых органами государственной власти, общественными, научными организациями, способствующих решению вопросов, входящих в компетенцию Судебного департамента, привлекают для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.119.159 (0.151 с.)