Принципы организации и деятельности военных судов России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и деятельности военных судов России



Военные суды Российской Федерации организованы и действуют в соответствии с едиными для всех судов государства демократическими принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Систему принципов правосудия возглавляет принцип законности, который принято называть универсальным принципом, так как он определяет характер и содержание правовых норм и практики их применения во всех отраслях права и регулирует деятельность всех, кто обязан руководствоваться законом.

Часть первая ст. 15 Конституции России устанавливает, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 ст. 15 Конституции «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Нормы, раскрывающие содержание принципа законности, указаны и в других статьях Конституции Российской Федерации (например, ст.ст. 1, 4, 19, 25, 45-52, 54, 55 и др.), а также в ряде федеральных законов России.

Принцип законности выражается, в частности, в том, что военные суды, согласно ст. 2 Закона о военных судах, образуются и действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», самим Законом о военных судах, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами. В период мобилизации и в военное время особенности организации и деятельности военных судов должны определяться соответствующим федеральным конституционным законом.

Часть первая ст. 118 Конституции Российской Федерации устанавливает принцип деятельности судов, провозглашающий, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Никакой другой государственный орган или же должностное лицо не вправе пользоваться полномочиями, предоставленными законом только суду. Поэтому правом рассматривать и разрешать гражданские, административные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, отнесенных законом к подсудности военных судов, пользуются только военные суды.

Демократические принципы законности и независимости судей воспроизводит Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года «О военных судах Российской Федерации»[7].

Судьи военных, как и всех других судов государства, защищены от вмешательства в их деятельность по осуществлению правосудия. Выше в тексте упоминалось, что Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за преступления против осуществления правосудия, например, за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295), неуважение к суду (ст. 297), клевету в отношении судьи, присяжного заседателя (ст. 298) и др.

Закон о статусе судей устанавливает и ряд других гарантий независимости судьи, которые распространяются в определенной части и на членов его семьи и на его имущество. Так, например, ч. 4 ст. 9 Закона о статусе судей гласит: «Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Ст. 19 Конституции Российской Федерации устанавливает принцип равенства всех перед законом и судом:

«1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Военные суды в их деятельности по осуществлению правосудия выполняют требования этого принципа правосудия. Они равно защищают права и свободы военнослужащих и других граждан, независимо от их различий по разным признакам, не отдавая предпочтения тем или иным группам людей и не проявляя разного подхода к определению ответственности тех, кто нарушил закон, в зависимости от их положения в обществе или в Вооруженных Силах. Права и охраняемые законом интересы и рядового и генерала защищаются военными судами одинаково. Судья военного суда не должен при рассмотрении дела и принятии по нему решений оказывать предпочтение той или иной стороне, а также по разному относиться к рассмотрению и разрешению ходатайств.

В ст. 49 Конституции Российской Федерации сформулирован один из демократических принципов правосудия по уголовным делам – презумпция невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Презумпция невиновности определяет правовой статус обвиняемого не только в уголовном процессе, но и во всех общественных отношениях, в которые он вступает в то время, когда находится в положении обвиняемого. Части вторая и третья ст. 49Конституции Российской Федерации формулируют правовые нормы, обусловленные действием презумпции невиновности:

«2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого»

Этот принцип в полной мере действует в военных судах.

При производстве по уголовным делам в военных судах, как и в других судах, действует принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. Основные составляющие этого принципа содержатся в ряде норм Конституции Российской Федерации. Свое развитие он получил в ст. 16 УПК РФ:

«1. Подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.

2. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными настоящим Кодексом способами и средствами.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно».

Судопроизводство в военных судах осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Военный суд к участию в судебных заседаниях привлекает участников процесса, которые и представляют стороны, выполняющие разные функции. В уголовном процессе одна из сторон - сторона обвинения. Ее представляет прокурор и общественный обвинитель, а по делам так называемого «частного обвинения» - частный обвинитель. Функцию защиты выполняет другая сторона: подсудимый, его защитник, законный представитель, общественный защитник.

В гражданском процессе сторонами являются гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика.

При состязательности процесса стороны равноправны, что прямо указывается в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации. Принцип состязательности действует в судопроизводстве на решающих стадиях и имеет чисто процессуальное значение. Из Конституции следует, что он определяет содержание и форму именно судебного разбирательства.

Этот принцип при его реализации позволяет сторонам в условиях процессуального равенства отстаивать свои позиции. А суд при состязательности судебного разбирательства должен обеспечивать сторонам равные условия для обоснования своих позиций. Стороны получают возможность оспаривать мнение противоположной стороны и доказывать правильность своих притязаний перед судом на равных условиях.

Состязательность процесса – необходимое условие установления истины по делу, которое рассматривает и должен разрешить суд. В законодательстве России состязательность стала утверждаться со времени судебной реформы ХIХ века. В инквизиционном процессе, где обвиняемый в целях получения признания – «лучшего свидетельства всего света» – мог подвергаться пыткам, ни о каком равенстве сторон, говорить, конечно, не приходилось.

В соответствии с принципом гласности [8] военные суды разбирают подсудные им дела в открытых судебных заседаниях, а закрытое рассмотрение дел допускается только в случаях предусмотренных федеральным законом. Так, например, ст. 241 УПК РФ предусматривает закрытое рассмотрение дел в следующих случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Военные суды осуществляют правосудие в многонациональном Российском государстве. В судебных делах могут участвовать люди разных национальностей, пользующиеся разными языками. Вопрос о языке судопроизводства в военном суде поэтому требует специального законодательного регулирования. Он решен в соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации, установившей, что на всей территории страны государственным языком является русский язык. Статья 6 Закона о военных судах устанавливает, что судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации – русском языке.

Для практической деятельности судей военных судов и работников аппарата военных судов такое законодательное решение о языке, применяемом в военных судах, влечет за собой важные последствия. Судьи военных судов для успешного выполнения их служебных функций должны в совершенстве владеть русским языком, правильно говорить по-русски и уметь письменно излагать составляемые в суде документы в полном соответствии с правилами, существующими в русском языке. А русский язык, как и все вообще языки, не остается неизменным, а постоянно развивается, пополняется новой лексикой и т.д. Поэтому все судьи военных судов должны постоянно совершенствовать и возобновлять свои знания русского языка, следить за всеми новациями в лексике и грамматике. Вто жевремя судьи должны избегать засорения языка сомнительными «новшествами», которые появляются в средствах массовой информации, употребляются в криминальных структурах. Если судья даже во внеслужебных отношениях использует подобного рода лексику, то его репутация, как представителя судебной власти в глазах тех, кто с ним общается, подвергается серьезным испытаниям.

Таким образом, судьи и работники аппарата военного суда, разумеется, должны хорошо владеть русским языком, грамотно и понятно формулировать и излагать судебные решения, вести исследования обстоятельств дела и общаться с участвующими в деле лицами на русском языке. Если кто-либо из участвующих в деле лиц не владеет русским языком или по иным причинам желает пользоваться иным языком общения, то ему непременно должна быть предоставлена возможность пользоваться помощью переводчика. В соответствии с процессуальным законодательством судебные издержки, связанные с выплатой сумм переводчику, принимается на счет государства.

Необходимо также учитывать, что важнейшие акты правосудия – приговор по уголовному делу и решение по гражданскому делу – постановляются в условиях тайны совещания судей, во время которого в совещательной комнате находятся лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие иных лиц не допускается. Исправление в тексте документа должны быть оговорены и подписаны всеми судьями в совещательной комнате еще до провозглашения судебного решения.

Процессуальное законодательство относит нарушение этих правил, к числу существенных нарушений закона, при которых приговор и другие решения суда подлежат отмене в установленном порядке.

Таким образом, небрежность или недостаточная грамотность судьи, излагающего акт правосудия, может сказаться на качестве его работы по осуществлению правосудия и выполнению профессионального долга.

Работники аппарата военных судов, осуществляющие организационное обеспечение деятельности военных судов также должны хорошо владеть русским языком. В своей служебной деятельности они вступают в контакты с различными организациями и лицами, ведут с ними переписку, они воспринимаются теми, с кем общаются по долгу службы, как своего рода представители военных судов.

В военных судах при выполнении ими всех принадлежащих им функций в полной мере реализуются все конституционные принципы правосудия, деятельности судебной власти, а также все процессуальные гарантии личности, установленные законодательством Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.018 с.)