Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судовые электромонтажные работы

Поиск

Производство в гражданском секторе ОПК

Анализ развития промышленного производства ОПК в январе-августе 2006 года показывает, что наметилась тенденция роста производства гражданской продукции. В январе-августе 2006 года в большинстве отраслей (начиная с марта 2006 года) прекратился спад производства (в основном, в результате увеличения выпуска военной продукции), с мая наметилась тенденция роста производства гражданской продукции (рост в августе составил 116,1%).

По данным Минпромэнерго России, рост общего объема промышленной продукции за 8 месяцев 2006 года составил 104,5% к соответствующему периоду 2005 года. При этом производство гражданской продукции увеличилось на 0,6 процента. Объем производства наращивался во всех отраслях, за исключением промышленности обычных вооружений и судостроительной промышленности (снижение производства составило 3,9% и 4,5% соответственно). Наибольший прирост производства достигнут в авиационной промышленности (15,5%), промышленности боеприпасов и спецхимии (5,9%) и в радиоэлектронном комплексе (5,8%).

Рост производства продукции гражданского назначения в январе-августе 2006 года составил: в авиационной промышленности – 107,9%, промышленности боеприпасов и спецхимии – 102,4%, радиоэлектронном комплексе – 104,1%. В других отраслях ОПК производство гражданской продукции по-прежнему развивается нестабильно.

В авиационной промышленности прирост производства гражданской продукции обеспечивался, в основном, за счет производства гражданской авиационной техники, в том числе вертолетов, авиационных двигателей, агрегатов для гражданских самолетов и вертолетов. За январь-август сдано 12 самолетов: ИЛ 96 300 (1 ед.), ТУ-154 (1 ед.), ТУ-214 (1 ед.), «Гжель» (7 ед.), СМ-92 (2 ед.). Производство вертолетов возросло почти на 70% - сдано 44 вертолета, из них: МИ-17-В5 (7 ед.), МИ8МТВ-1 (3 ед.), МИ-8 (17 ед.), МИ-17-1В (5 ед.), МИ-172 (5 ед.), КА-32 (6 ед.), «Ансат» (1 ед.). Увеличилось также производство других видов гражданской продукции (медицинской техники, технологического оборудования для перерабатывающих отраслей АПК, комплектации для автомобильной промышленности).

В радиоэлектронном комплексе рост производства гражданской продукции достигнут в результате увеличения производства приборов полупроводниковых, электровакуумных, резисторов, изделий коммутационных и установочных, микросхем интегральных, радиокомпонентов, приборов СВЧ, соединителей электрических, конденсаторов, медицинской техники.

В судостроительной промышленности сокращение производства гражданской продукции обусловлено, главным образом, сокращением производства судостроения гражданского назначения, составляющего в общем производстве гражданской продукции отрасли около 75 процентов. За январь-август 2006 года сдано заказчику 17 судов, в том числе: морской танкер, 2 речных танкера и 3 сухогруза, судно промыслового флота, 8 судов обеспечения, 2 плавсредства для работы на шельфе. Объем гражданского судостроения сократился по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 26,8 процента. В настоящее время ведется строительство (в том числе для иностранных заказчиков) 125 судов (в соответствующем периоде 2005 года – 139). В то же время в отрасли возросло производство оборудования для ТЭК, торговли, медицинской техники, продукции общего машиностроения, потребительских товаров.

 

Испытание турбогенератора ТМ-3Р-1.

Измерение сопротивления изоляции.

-Сопротивление изоляции характеризует ее состояние в данный момент времени и не является стабильным, так как зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются температура и влажность изоляции в момент проведения измерения.

-В ГОСТ 183-74 нормы сопротивления изоляции не определены, так как абсолютных критериев минимально допустимого сопротивления изоляции не существует. Они могут быть установлены в стандартах на конкретные виды машин или в ТУ с обязательным указанием температуры, при которой должны проводиться измерения, и методов пересчета показаний приборов, если измерения проводились при иной температуре обмоток.

-Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками производится в целях проверки состояния изоляции и пригодности машины к проведению последующих испытании. Рекомендуется производить его: в практически холодном состоянии испытуемой машины до начала ее испытания по соответствующей программе; в нагретом состоянии при температуре обмоток, близкой к температуре режима работы, в котором проводилось испытание на нагревание; независимо от температуры обмоток до и после испытаний изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками переменным напряжением, до и после испытания при перегрузке по току или по вращающему моменту, до и после испытания при повышенной частоте вращения, а также до и после некоторых специальных видов испытания, как например, испытания синхронных машин на механическую прочность при ударном токе короткого замыкания.

-Измерение сопротивления изоляции обмоток следует производить: при номинальном напряжении обмотки до 500 В включительно - мегаомметром на 500 В; при номинальном напряжении обмотки свыше 500 В - мегаомметром не менее чем на 1000В. При измерении сопротивления изоляции обмоток с номинальным напряжением свыше 6000 В, имеющих значительную емкость по отношению к корпусу, рекомендуется применять мегаомметр на 2500 В с моторным приводом или со статической схемой выпрямления переменного напряжения.

-Измерение сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками следует производить поочередно для каждой цепи, имеющей отдельные выводы, при электрическом соединении всех прочих цепей с корпусом машины. Измерение сопротивления изоляции обмоток трехфазного тока, наглухо сопряженных в звезду или треугольник, производится для всей обмотки по отношению к корпусу. Изолированные обмотки и защитные конденсаторы, а также иные устройства, постоянно соединенные с корпусом машины, на время измерения сопротивления их изоляции должны быть отсоединены от корпуса машины. Измерение сопротивления изоляции обмоток, имеющих непосредственное водяное охлаждение, должно производиться мегаомметром, имеющим внутреннее экранирование; при этом зажим мегаомметра, соединенный с экраном, следует присоединять к водосборным коллекторам, которые при этом не должны иметь металлической связи с внешней системой питания обмоток дистиллятом. По окончании измерения сопротивления изоляции каждой цепи следует разрядить ее электрическим соединением с заземленным корпусом машины. Для обмоток на номинальное напряжение 3000В и выше продолжительность соединения с корпусом должна быть: для машин мощностью до 1000 кВт (кВ-А) - нe менее 15 с, для машин мощностью более 1000 кВт (кВ-А) - не менее 1 мин. При пользовании мегаомметром на 2500В продолжительность соединения с корпусом должна быть не менее 3 мни независимо от мощности машины.

-Измерение сопротивления изоляции заложенных термопреобразователей сопротивления следует проводить мегаомметром u1085 напряжением 500 В.

-Измерение сопротивления изоляции изолированных подшипников и масляных уплотнениях вала относительно корпуса следует проводить при температуре окружающей среды мегаомметром напряжением не менее 1000 В.

 

Назначение программы ШИ.

-Программа швартовных испытаний (далее «Программа») предназначена для организации испытаний технических средств гражданских судов, а также судов, надводных кораблей и подводных лодок ВМФ в период их постройки, модернизации и ремонта.

Программа испытаний является единственным документом, которым руководствуется предприятие при проведении ШИ, если иные не оговариваются отдельно, либо на них не даётся ссылка в тексте программы.

Программа может разрабатываться следующими исполнителями:

Завод-изготовитель испытуемого оборудования.

Предприятие-испытатель.

Любая сторонняя организация, имеющая соответствующие лицензии.

Программа должна в краткой, но в достаточной мере содержательной форме раскрывать следующие основные технические особенности проведения ШИ:

Полное наименование изделия, ссылки на ТО, ТУ изделия.

Перечень необходимой для проведения испытаний технической документации.

Перечень технических средств измерений, необходимых для проведения испытаний.

Общий перечень измерений и испытаний, входящих в программу.

Подробные описания каждого этапа испытаний и производимых при этом действий.

Требования морского регистра судоходства.

Согласно правилам морского регистра на неатомных судах в ходе ШИ обязательной проверке подлежат следующие основные характеристики генераторных установок:

Стабильность поддержания номинальных напряжения, частоты и тока во всех предусмотренных режимах работы ЭЭС.

Переходные процессы при набросе/сбросе нагрузки от нуля до номинального значения, с 50% до 100% и обратно.

Нагрев без охлаждения при работе на пониженных параметрах.

Нагрев при работе на номинальной нагрузке, с охлаждением.

Работа генератора при несимметричной нагрузке.

Переходные процессы при грубой синхронизации и сбросе нагрузки на другой ГА или береговую сеть.

Температурные режимы охлаждающих сред генератора.

Температурные режимы узлов трения.

Соответствие номинальным параметрам по электрическим и тепловым показателям при работе в длительном установившемся режиме S1 (по ГОСТ 183).

Для аварийных генераторов в дежурном режиме дополнительно проверяются время выхода на номинальные параметры и перегрузочная способность на номинальное время переконфигурации нагрузки.

На атомных судах дополнительно проверяются:

Перегрузочная способность генератора.

Время гашения поля.

Работа при пониженном коэффициенте мощности (до 0,7).

Для генераторов в составе гребных установок проверяется перегрузочная способность на импульсные нагрузки до 2Iн длительностью до 20с.

Независимо от типа и назначения судового генератора производится проверка сопротивления изоляции согласно ТУ на агрегат.

Цели и задачи швартовых испытаний судовой электростанции представлены на рис. 20.2.

Рис. 20.2. Цели и задачи швартовых испытаний судовой электростанции

Типовая программа и методика швартовых испытаний генераторов и электромашинных преобразователей показана в таблице Табл.20.1.

 

 

Таблица 20.1.

Программа испытаний Методика испытаний Продолжительность испытаний Контролируемые параметры Примечание
Проверка работы генератора на холостом ходу Проверяют работу при номинальном режиме (напряжении и частоте). Определяют пределы изменения напряжения при изменение уставки автоматического регулятора и определяют пределы регулирования частоты вращения при помощи регулятора оборотов. Проверяют устройство гашения поля при отключение возбуждения 10-15 мин Напряжение, частота вращения Процесс гашения поля контролируется по вольтметру, действие коммутационных аппаратов по световой сигнализации  
Проверка работы генератора при частичной нагрузке Проверяют точность поддержания напряжения и частоты вращения 10-15 мин Напряжение генератора и возбудителя, ток статора, ток возбуждения, частота вращения, активная мощность, cosφ Величина нагрузки и продолжительность испытаний определяются требованиями программы
Проверка работы генератора при номинальной нагрузке Проверяют точность поддержания напряжения и частоты вращения при изменении теплового состояния агрегата. Определяют пределы изменения напряжения и частоты при изменении уставок регуляторов в конце режима   Напряжение генератора и возбудителя, ток статора, ток возбуждения, частота вращения, активная мощность, cosφ  
Проверка работы генератора при перегрузках Проверяют точность поддержания напряжения и частоты вращения   Напряжение генератора и возбудителя, ток статора, ток возбуждения, частота вращения, активная мощность Величина нагрузки и продолжительность испытаний
Проверка работы системы регулирования напряжения и частоты при внезапном изменении нагрузки Проверяют системы регулирования при мгновенном изменении нагрузки от 0-50-100%-0 при уставках напряжения и частоты вращения   Частота вращения и время установки их значений  
Проверка работы генератора в режимах импульсной нагрузки Проверяют по прямому назначению в наиболее тяжелых режимах, возможных при эксплуатации 1 час Напряжение, ток, активную мощность электродвигателя, мощность, напряжение и ток генератора Величина и продолжительность нагрузки, а также контрольные параметры определяются требованиями программы
Параллельная работа генераторов
Проверка правильности настройки реле нагрузки и реле обратной мощности Проверяют с помощью специальных приборов правильность настройки реле нагрузки, настройку реле обратной мощности проверяют уменьшением частоты вращения одного из первичных двигателей   Мощность, ток, время срабатывания реле Время срабатывания реле определяют по секундомеру с момента возникновения нагрузки до момента отключения генераторного автомата
Проверка возможности включения генератора на параллельную работу и перевод нагрузки с генератора на генератор Генератор нагружают до номинальной мощности меньшего генератора. Генератор, работающий на холостом ходу, синхронизируют и включают на параллельную работу с нагруженным генератором. Генераторный автомат разгруженного генератора отключают. Генератор вторично включают на параллельную работу и нагрузку переводят обратно   Напряжение, ток, частота, активная мощность  
Проверка статической устойчивости параллельной работы и равномерность распределения активной и реактивной мощности Проверяют при 25, 50, 75, 100% суммарной номинальной мощности генератора при изменении нагрузки 0-100-0 Определяется временем установления параметров Ток, активная мощность, cosφ  
Проверка динамической устойчивости параллельной работы Проверяют при внезапном набросе и сбросе нагрузки 0-50%, 50-25%, 25-100%, 100-50%, 50-75% суммарной номинальной мощности генератора   Напряжение, ток, частота, активная мощность, cosφ Измерения производят до и после измерения нагрузки
Типовая программа и методика швартовых испытаний сетей распределения электрической энергии
Проверка всех вариантов питания Проверяют при питании от береговых источников все варианты переключений, наличие напряжения, правильность фазировки или полярности шин и фидеров на все распределительные устройства. Проверяют правильность действия коммутационной аппаратуры и сигнализации      
Проверка автоматического переключения питания Проверяют путем отключения включения автоматов на соответствующих распределительных щитах      
Проверка возможности перевода нагрузки с одной электрической станции на другую и обратно Электрическую станцию, с которой будут переводить нагрузку, нагружают. Синхронизируют и включают на параллельную работу генератор, работающим под нагрузкой с генератором, работающим в холостую. Всю нагрузку переводят на подключенную электрическую станцию и подключают автомат перемычки. Отключенную электрическую станцию вновь включают на параллельную работу и нагрузку переводят обратно   Напряжение, ток, частота, активная мощность, cosφ Допускается совмещать с испытанием параллельной работы генераторов
Проверка возможности включения генераторов на параллельную работу с береговой сетью и питание от нее судовых потребителей Генератор нагружается до мощности фидера питания с берега. Синхронизируют и включают на параллельную работу с береговой сетью. Судовые генераторы отключают, и все потребители переводят на питание от береговой сети. Судовые генераторы вновь включают на параллельную работу с береговой сетью и нагрузку переводят обратно   Напряжение, ток, частота, активная мощность, cosφ Допускается при параллельной работы генераторов

 

20.3. Программа швартовных испытаний турбогенератора ТМ-3Р-1.

Общие положения.

Целью проведения испытаний по настоящей методике является проверка работоспособности генератора ТМ-3Р-1 с аппаратурой управления и выпрямительной установкой ВУКВ-600-100.

Методика предусматривает объём и порядок проведения испытаний генератора в соответствии с программой швартовных испытаний.

Подготовка электрооборудования к испытаниям и обслуживание во время испытаний производится в соответствии с инструкциями по эксплуатации заводов-изготовителей оборудования.

 

СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

 

ИСПЫТАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Учебное пособие

 

Северодвинск

Севмашвтуз

2007 г.

 

УДК 621.314.2

 

 

Ищенко В.Ф. Судовая электротехнология. Учебное пособие. Северодвинск: Севмашвтуз, 2007. – 171с.

 

Ответственный редактор: к.т.н., профессор В.Е. Гальперин

Рецензенты: к.т.н., доцент А.И. Чурносов,

зам. Главного технолога

«ФГУП СПО Арктика» В.Н. Лобанов

 

Учебное пособие «Судовая электротехнология» соответствует дисциплине «Судовая электротехнология» специальности «Системы электроэнергетики и автоматизации судов» 180201 (140400) высшего и профессионального образования для подготовки морских инженеров.

В учебном пособии рассмотрены вопросы организации и выполнения электромонтажных работ, необходимая техническая документация, элементы монтажа, современные методы автоматизированного проектирования судов с использованием систем «TRIBON» и FORAN», а также методы стендовых, швартовых (на примере турбогенератора ТМ-3Р 1) и ходовых испытаний судового электрооборудования.

Учебное пособие предназначено для студентов пятых курсов специальности «Системы электроэнергетики и автоматизации судов» кораблестроительного факультета.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза.

 

 

Лицензия на издательскую деятельность

Код 221. Серия ИД. №01734 от 11 мая 2000 г.

 

 

ISBN Севмашвтуз, 2007 г.

 

Оглавление

 

Введение 6

1. Судостроительные и электромонтажные предприятия 20

1.1. Этапы развития электромонтажных работ 20

1.2. Принципы органи­зации и деятельности судостроительных и

электромонтажных предприятий 22

2. Разработка документации и выполнение электромонтажных

работ 23

2.1. Стадии разработки конструкторской документации 23

2.2. Разработка рабочей документации 27

2.3. Состав и назначение конструкторской документации

по электрооборудованию судов 28

2.4. Правила пользования конструкторской документацией 28

3. Проектирование судовых кабельных сетей 31

3.1. Основные требования к судовым кабельным сетям 32

3.2. Установление электрических связей 35

3.3. Определение структуры судовой кабельной сети 35

3.4. Определение маршрутов кабелей 36

3.5. Формирование и расчёт кабельных трасс 36

3.6. Определение центра масс кабельной сети 38

3.7. Определение технологии прокладки магистральных кабе­лей 38

3.8. Формирование очередей на базе составления маршрутов кабелей 39

3.9. Формирование очередей с помощью составления списков

магистральных кабелей 39

3.10. Формирование очередей с помощью кабельных журналов 40

3.11. Недостатки метода проектирования судовых кабельных сетей 41

4. Применение ЭВМ для проектирования судовой кабельной сети 41

4.1. Причины применения САПР судна 41

4.2. Подсистемы САПР электротехнической части судна 43

4.3. Программы САПР судна 47

4.3.1. Система проектирования TRIBON 47

4.3.2. Система проектирования FORAN 48

4.3.3. Себестоимость судостроения 53

5. Технологическая документация 56

5.1. Виды технологической документации 56

5.2. Этапы постройки судна 58

5.3. Методы формирования корпуса судна 58

5.4. Электромонтажный поток 60

5.5. Электромонтажная величина судов 63

6. Принципиальные технологии 63

6.1. Общие положения 63

6.2. Виды принципиальных технологий выполнения

электро­монтажных работ 64

6.2.1. Агрегатно-блочная технология 67

6.2.2. Модернизированная автономно–районная технология 69

6.2.3. Определение технического уровня электромонтаж­ного

производства в судостроении 71

7. Элементы монтажа 72

7.1. Кабель 73

7.1.1. Характеристика кабелей и кабельных сетей 80

7.1.2. Монтаж кабелей 81

7.1.3. Оптические кабели 83

7.2. Судовое электрооборудование 88

7.2.1. Виды судового электрооборудования 88

7.2.2. Условия работы судового электрооборудования 89

7.3. Монтажные материалы 90

8. Судовые электриче­ские сети 90

8.1. Классифика­ция электрических сетей 90

8.2. Переключение питания потребителей 92

9. Распределительные устройства 93

9.1. Исполнение распределительных устройств 94

9.2. Аппаратура распределительных устройств 94

9.2.1. Коммутационная аппаратура 94

9.2.2. Защитная аппаратура 95

9.3. Номинальные параметры и качество электрической энергии 97

10. Судовые источники питания 103

10.1. Синхронные генераторы 103

10.2 Генераторы постоянного тока 107

10.3. Электромеханические преобразователи электрической

энергии. 108

10.4. Статические преобразователи электрической энергии. 109

11. Электрические станции 109

11.1. Принципиальная схема судовой электростанции 109

12. Электрическая защита в СЭЭС 110

12.1. Общие требования 110

12.2. Защита сетей 111

12.3. Защита генераторов 112

12.4. Коммутационные аппараты 114

13. Аппараты управления электродвигателями 119

13.1. Контакторы 119

13.2. Магнитные пускатели и станции управления 120

14. Сборка электрических машин 121

14.1. Стендовые испытания электрических машин 121

15. Методика проверки тепловой защиты 123

16. Общие требования по калибровке автоматов 124

16.1. Калибровка максимальных расцепителей 125

16.2. Регулировка выдержки времени срабатывания селективной

пристройки 126

16.3. Проверка минимальной (нулевой) защиты 127

17. Методы нахождения нейтрали 127

18. Нагрузочные устройства 128

18.1. Нагрузочные устройства с жидкой активной частью 129

18.2. Реактивная составляющая тока 130

19. Испытание СЭЭС с помощью береговой электрической сети 131

19.1. Включение генератора на параллельную работу 132

19.1.1. Точная синхронизация 132

19.1.2. Самосинхронизация 133

20. Испытание судового электрооборудования 134

20.1. Испытание турбогенератора ТМ-3Р-1 134

20.1.1. Измерение сопротивления изоляции 134

20.1.2. Испытание генератора на нагревание 135

20.1.3. Испытание на кратковременную перегрузку по току 137

20.1.4. Измерение температуры частей генератора 137

20.1.5. Измерение напряжений и изоляции между изолированными

частями генератора 140

20.2. Цели и задачи швартовых испытаний судовой электростанции 141

20.3. Программа швартовых испытаний турбогенератора ТМ-3Р-1 148

20.3.1. Общие положения 148

20.3.2. Основные характеристики генератора 148

20.3.3. Техническое состояние предъявляемых и обеспечивающих

систем 149

20.4. Методика проведения испытаний и проверок 151

20.4.1. Подготовка к испытаниям 151

20.4.2. Измерение сопротивления изоляции 152

20.4.3. Проверка работы системы управления при невращающемся

генераторе 154

20.4.4. Проверка ВУКВ-600-100 155

20.4.5. Проверка в режиме холостого хода 155

20.4.6. Проверка в режиме нагрузки 157

20.4.7. Проверка работы генератора и электрооборудования в

режиме сбросов и набросов нагрузки 160

20.4.8. Техника безопасности 161

20.5. Ходовые испытания 161

20.6. Ревизия электрооборудования и проверка его в период

контрольного выхода 161

21. Технический контроль и качество монтажа электрооборудования 162

21.1. Структура ОТК и его функции 162

22. Нормирование электромонтажных работ 162

22.1. Норма времени и норма выработки 163

22.2. Виды норм времени 163

22.3. Структура и классификация рабочего времени 165

22.4. Методы установления и порядок пересмотра норм времени 166

23. Численность работающих по категориям 167

Литература 169

 

 

Введение

 

Характеристика судостроительной промышленности

Одной из основных задач экономической стратегии прави­тельства является неуклонный подъём материального и культур­ного уровня жизни на­рода. Для выполне­ния этой задачи необхо­димо динамичное и пропорцио­нальное развитие производства, всемерное улучшение качества работы, быстрый рост производитель­ности труда, расширение и коренное обновление производст­венных фондов обес­печение устойчивости равномерного роста тя­жёлой промышлен­ности.

Особое место в решении указанных задач отводится такой отрасли народного хозяйства, как машиностроение. Продукция машиностроения - орудия труда для дру­гих отраслей промышленно­сти: станки машины, механизмы и инструмент, приборы, энерге­тическое оборудова­ние и т.п.

Решающую роль в развитии машиностроения играет про­грессивное формирование и модернизация его промышленно-производственных фондов путём качественного обновления оборудования.

Судостроение, являясь специализированной отраслью машино­строе­ния, призвано осуществлять развитие транспортного и про­мыслового флота страны, пополнять его высокоэкономичными тех­нически совершенными судами и плавсредствами.

Опережающими темпами должно развиваться судовое машино­строе­ние и морское приборостроение.

Создание новых типов судов обусловило разработку принци­пиально новых уст­ройств, механизмов и аппаратов с развиты­ми системами автоматического и дистан­ционного управления, с ши­роким применением новых материалов и использованием новых конструктивных принципов.

Усилия отраслевых научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских организаций направлены на по­вышение качества всех разработок до уровня лучших мировых образцов, увеличение ресурса надёжности, долговечности оборудования, аппаратуры и механизмов, совершенствование технологических процессов и организации производства.

Необходимо значительно повысить технический уровень судостроительного производства: судового машиностроения, морского приборостроения и судовых электромонтажных работ.

Судостроительная промышленность объеди­няет судострои­тельные и другие предприятия, обеспечивающие строи­тельство всех видов промы­словых, транспортных судов и плав­средств.

В состав судостроительной промышленности входят предприятия судового машиностроения, изготовляющие су­довые машины и механизмы, устрой­ства и системы, судовую арма­туру и движители. Кроме того, предприятия судового приборостроения производят навигационное и штурманское оборудование, приборы сигнализации и управления механизмами, радио и электро­оборудование, электромонтажные предприятия, монтирующие на су­дах электрооборудование, приборы автоматики, выпускающие уст­ройства распределения электроэнергии.

Судостроительная промышленность имеет также научно-исследовательские ин­ституты и проектно-конструктор­ские организации.

Почти все предприятия отрасли выпускают товары народного потребления.

 

Состояние и перспективы развития отечественной судостроительной промышленности

Судостроительная промышленность является частью оборонно-промышленного комплекса страны, обеспечивающей создание, исследования, проектирование, строительство, ремонт, модернизацию и утилизацию кораблей, судов и плавучих сооружений, морского оружия, радиоэлектронного вооружения для обеспечения ВМФ России, морских частей ФСБ России, МЧС России, транспортного морского и речного флотов, рыбопромыслового флота, топливно-энергетического комплекса, ведущего добычу углеводородного и другого сырья на морском шельфе, и других сфер морской деятельности Российской Федерации. Отрасль является поставщиком техники военного и гражданского назначения на экспорт.

Все это в значительной мере определяет стратегическую, политическую, транспортную, продовольственную и энергетическую безопасность нашего государства и морскую деятельность России в целом.

Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено участие судостроительной промышленности в решении следующих актуальных задач национальной морской политики:

— обеспечение современными судами российского морского и речного транспортного флота, сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов и судов усиленного ледового класса;

— создание современных промысловых судов для морского промышленного рыболовства;

— создание специальных средств морской техники (морских платформ, надводных судов и подводных аппаратов) для освоения минеральных и энергетических ресурсов на континентальном шельфе, в первую очередь в морях Арктики, на Дальнем Востоке и на Каспии;

— создание новых поколений надводных и подводных кораблей для осуществления военно-морской деятельности.

Общая характеристика судостроительной промышленности

Судостроение в нашей стране всегда было организовано как многопрофильное производство - в отрасли не только изготавливается и ремонтируется конечная продукция, но и производится значительная часть комплектующего оборудования этой продукции.

Вследствие этого предприятия судостроительной промышленности подразделяются на следующие основные группы:

— судостроительные заводы (верфи), непосредственно создающие корабли, суда, плавучие и стационарные морские сооружения, а также осуществляющие их ремонт и утилизацию;

— проектные организации и научные центры судостроительного профиля, осуществляющие проектирование и обеспечивающие комплексное решение научно-технических вопросов создания вышеперечисленной продукции;

— предприятия машиностроения и морского приборостроения, специализированные на разработке и производстве систем и комплексов морского оружия, вооружения, судовых приборов и оборудования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2005 года №149-р в ведении Управления судостроительной промышленности Федерального агентства по промышленности находится 36 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). Управление судостроительной промышленности взаимодействует с 127 открытыми акционерными обществами судостроительного профиля, из которых в 73 государство принимает участие в органах управления (из них в 61 — в виде закрепления федерального пакета акций) и в 8 — в виде использования специального права («золотая акция»).

Общая численность работающих в отрасли стабилизировалась и составляет в настоящее время около 200 тыс. человек.

Сегодня в собственности государства остались девять судостроительных и судоремонтных предприятий.

Основу научно-технического потенциала судостроительной промышленности составляют 50 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, специализированных по следующим подотраслям:

— судостроение и кораблестроение - 18;

— морское приборостроение - 21;

— судовое машиностроение и электротехника - 11.

В судостроительной промышленности в настоящее время интенсивно проводятся структурные преобразования, направленные на приведение судостроительной промышленности в соответствие с объективными качественно и количественно изменившимися задачами военного строительства, современными потребностями гражданского судостроения и придание отрасли нового облика, основу которого составит группа крупных системообразующих конкурентоспособных интегрированных структур:

— адаптированных к условиям рыночной экономики;

— способных обеспечить выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ), международных договоров по поставкам по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) и заданий мобилизационного плана;

— имеющих возможность за счет собственных ресурсов и привлекаемых внебюджетных средств и госинвестиций эффективно решать вопросы диверсификации и наращивания объемов выпуска наукоемкой, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции военного и гражданского назначения. Предполагается создание на базе научных организаций Центра морской науки - Федерального государственного учреждения «Крыловский государственный научный центр» и двух крупных системообразующих интегрированных структур надводного и подводного кораблестроения. В «Центр подводного кораблестроения» планируется включить государственные предприятия этого сектора. «Центр надводного кораблестроения» предполагается создать на базе консолидации государственной собственности в этом секторе промышленности с включением в состав интегрированной структуры судостроительных предприятий — акционерных обществ при достижении компромиссов с негосударственными акционерами этих предприятий. При построении этой структуры необходимо использовать схему, подобную Объединенной авиационной корпорации.

В соответствии с принятыми решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации идет формирование четырех интегрированных структур на базе 21 специализированного предприятия машиностроительного и приборостроительного профиля судостроительной промышленности:

— Концерн «Гранит-Электрон» в составе 4 предприятий: ЦНИИ «Гранит» (головная организация), «Северный Пресс», ПП «Равенство» и «Завод им. А.А. Кулакова», который специализируется на разработке, производстве, поставках, ремонте и модернизации информационно-управляющих комплексов радиоэлектронного вооружения надводных кораблей и подводных лодок, в том числе ракетного;

— Концерн «Моринформсистема—Агат» в составе 5 предприятий: НПО «Агат» (головная организация), НПО «Марс», ПО «Бином», ЦНИИ «Курс» и НПО «Калужский приборостроительный завод «Тайфун». Данная интегрированная структура занимается разработкой, производством, поставками, модернизацией и сопровождением эксплуатации интегрированных боевых систем управления, систем управления ракетным оружием надводных кораблей и подводных лодок, а также подвижных береговых противокорабельных комплексов;

— Концерн «Морское подводное оружие-Гидроприбор» в составе 4 предприятий: ЦНИИ «Гидроприбор» (головная организация), НИИ морской теплотехники, завод «Двигатель» и завод «Дагдизель». Областью ответственности интегрированной структуры являются разработка, производство, модернизация, реализация, сопровождение эксплуатации, ремонт и утилизация систем, комплексов и средств морского подводного торпедного, минного и противоминного оружия;

— Концерн «Океанприбор» в составе 8 предприятий: ЦНИИ «Морфизприбор» (головная организация), завод «Полярная звезда», Таганрогский завод «Пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.244 (0.014 с.)