Характеристика звукаи по артикуляционным и акустическим признакам
Ход занятия
1. Оргмомент
Развитие слухового и зрительного внимания. Угадайте, на чем я играю.
Звук музыкальных инструментов воспроизводится перед детьми, а потом — за ширмой. Затем детям предлагают имитировать игру на каком-либо инструменте. Логопед угадывает, на чем они играют.
2. Сообщение темы занятия
Выставляются куклы: мальчик, девочка и хозяйка Красного замка Анна.
Сегодня с Анной пришли гости — Иван и Ия. Повторите, как их зовут. (Иван, Ия.) Какой первый звук в их именах? (Звук и). Что вам напоминает звук и? Как кричит ослик? (И-а, u-а, и-а.)
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.
3. Характеристика звукаи по артикуляционным и акустическим признакам
Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. Произнесите звук и протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук.) Каким кружочком обозначим звук и? (Красным кружочком.)
Показывается окошко в Красном замке, где поселился звук и.
4. Развитие слуховой памяти
Запоминание и воспроизведение звукового ряда а-у-и. Определение количества и последовательности звуков.
Какой звук исчез из ряда?
Обозначение звуков символами.
Сосчитайте, сколько звуков я произнесла, и отложите столько же кружочков.
5. Произношение звука и в словах. Определение его позиции. Развитие логической памяти. Падежное управление
Выставляются картинки и предметы: деревья в инее, иволга, ива, искры, игрушки, инструменты, избушка, индюк, изюм, ириски, иголка.
Как зовут наших гостей? (Иван и Ия.) Они принесли вам угощение. Это — ... (изюм), это — ... (инжир), а это — ... (ириски). А вот любимый цветок Ии — ирис. Какие вы услышали похожие слова? (Ирис, ириски.)
Показывается набор мелких игрушек.
Назовите одним словом эти предметы. (Игрушки.) А это — ... (инструменты). Это дерево называется ... (ива). Назовите домашнюю птицу. (Индюк.) А это — иволга. Что здесь острое, металлическое? (Иголка.) Чем покрыты деревья? (Инеем.) Когда горит бенгальский огонь, вокруг сыплются ... (искры). Как по-другому называется такой домик? (Избушка, изба, избенка.)
На столе отмечается метка — начало слова. Дети произносят слова и «ловят» звук и, нажимая пальцем на эту метку.
Дети, будьте внимательны, сейчас вы должны сказать нужное слово. Попрошу соблюдать такое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай». Деревья в ... (инее). Мы не боимся ... (индюка). Детей угощали... (изюмом, ирисками, инжиром). Мама шьет ... (иголкой). Ли-
сичка сделала ледяную ... (избушку). Мы играли на музыкальных ... (инструментах). У нас в группе много ... (игрушек).
|