Дифференциация понятий «звук — слово»
Содержание книги
- Методика организации логопедических занятий
- Знакомство с термином «Речевой звук»
- Произношение отдельных звуков. Развитие просодии
- Дифференциация понятий «звук — слово»
- Усвоение понятий «живой — неживой». Понимание вопросов «кто это. », «что это. »
- Дифференциация понятий «звук — слово»
- Практическое Усвоение глаголов единственного и мно жественного числа
- Развитие речевого внимания. Закрепление понятия «слово»
- Образование относительных прилагательных
- Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам
- Обозначение предложения символами-полосками
- Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
- Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
- Чтение стихотворения «Как появились буквы»
- Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам
- Образование приставочных глаголов
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой
- Характеристика звукаи по артикуляционным и акустическим признакам
- Закрепление понятий «длинные и короткие слова»
- Итог занятия. Тема «звуки п, п' и буква п». Ход занятия. Оргмомент. Сообщение темы занятия. Характеристика звука п
- Различение звуков п, п' по акустическим признакам
- Произношение звука п в чистоговорках. Словотворчество детей
- Характеристика звуков к, к* по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение цветовыми символами
- Произношение звуков к, к' в предложениях. Словообразование
- Развитие слуховой памяти и просодии
- Характеристика звуков н, н' по артикуляционным и акустическим признакам
- Произношение звуков н, н' в предложениях. Составление предложений по заданным словам
- Знакомство с буквой К. Чтение слогов на, но, ни, ну. Итог занятия. Ход занятия. Оргмомент. Сообщение темы занятия
- Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и акустическим признакам
- Развитие фонематических представлений
- Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и Акустическим признакам
- Развитие фонематических представлений
- Произношение звуков м, м' в чистоговорках и стихах. Развитие просодии
- Произношение звука л' в слогах
- Игра на развитие зрительного восприятия
- Анализ словесного состава предложения. Выкладывание схемы предложения
- Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов мох, пух
- Звуки х, х' в загадках и стихах
- Характеристика звукай по артикуляционным и акустическим признакам
- Повелительное наклонение глаголов
- Сообщение темы занятия. Выделение звуков л', й из слов
- Произношение звуков в словосочетаниях
- Проблемная ситуация. Связная речь
- Произношение звукаы в слогах. Анализ и синтез слогов и слова Пых
- Произношение звука ы в словосочетаниях. Словообразование
- Характеристика звука э по артикуляционным и аку стическим признакам
- Подбор определений к существительным
- Усвоение несклоняемых существительных
- Развитие словотворчества детей
- Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом
. 2. Развитие слухового внимания
Игра «Что звучит?» Рассматриваются игрушки, сравнивается их звучание. Узнавание игрушек по звуку.
3. Дифференциация понятий «звук — слово»
Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова — названия игрушек.
На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.
Мы назвали много ... (слов).
Выставляются полоски — символы слов.
Посмотрите на полоски, это — домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.) Сделайте руки «чашечкой», соберите звуки и назовите слово.
Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.
Куукллаа, ммячиик... (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)
Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую — вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук — поднимите кружок.
Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.
4. Развитие речевого слуха и фонематического вос приятия
В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово: зайка, дайка, зуйка, туколка, куколка, муколка (и др.).
5. Ознакомление с понятием «слова — действия». Актуализация глагольной лексики
Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название
живого существа? (Кто это?) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это?) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает?)
Выставляются картинки с изображением петуха, котенка, коровы, зайца.
Что делает петух? (Стоит, поет, кукарекает, клюет.)
Подбор глаголов к словам котенок, корова, заяц.
Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (Сидит, лежит, ходит, машет.) Что делает Аня?
Установка на выполнение действий дается шепотом.
(Прыгает, ходит, машет.) Кукла и Аня выполняли похожие действия. Чем отличается кукла от Ани? Рассуждения детей.
|