Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам
Содержание книги
- Методика организации логопедических занятий
- Знакомство с термином «Речевой звук»
- Произношение отдельных звуков. Развитие просодии
- Дифференциация понятий «звук — слово»
- Усвоение понятий «живой — неживой». Понимание вопросов «кто это. », «что это. »
- Дифференциация понятий «звук — слово»
- Практическое Усвоение глаголов единственного и мно жественного числа
- Развитие речевого внимания. Закрепление понятия «слово»
- Образование относительных прилагательных
- Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам
- Обозначение предложения символами-полосками
- Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
- Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
- Чтение стихотворения «Как появились буквы»
- Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам
- Образование приставочных глаголов
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой
- Характеристика звукаи по артикуляционным и акустическим признакам
- Закрепление понятий «длинные и короткие слова»
- Итог занятия. Тема «звуки п, п' и буква п». Ход занятия. Оргмомент. Сообщение темы занятия. Характеристика звука п
- Различение звуков п, п' по акустическим признакам
- Произношение звука п в чистоговорках. Словотворчество детей
- Характеристика звуков к, к* по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение цветовыми символами
- Произношение звуков к, к' в предложениях. Словообразование
- Развитие слуховой памяти и просодии
- Характеристика звуков н, н' по артикуляционным и акустическим признакам
- Произношение звуков н, н' в предложениях. Составление предложений по заданным словам
- Знакомство с буквой К. Чтение слогов на, но, ни, ну. Итог занятия. Ход занятия. Оргмомент. Сообщение темы занятия
- Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и акустическим признакам
- Развитие фонематических представлений
- Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и Акустическим признакам
- Развитие фонематических представлений
- Произношение звуков м, м' в чистоговорках и стихах. Развитие просодии
- Произношение звука л' в слогах
- Игра на развитие зрительного восприятия
- Анализ словесного состава предложения. Выкладывание схемы предложения
- Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов мох, пух
- Звуки х, х' в загадках и стихах
- Характеристика звукай по артикуляционным и акустическим признакам
- Повелительное наклонение глаголов
- Сообщение темы занятия. Выделение звуков л', й из слов
- Произношение звуков в словосочетаниях
- Проблемная ситуация. Связная речь
- Произношение звукаы в слогах. Анализ и синтез слогов и слова Пых
- Произношение звука ы в словосочетаниях. Словообразование
- Характеристика звука э по артикуляционным и аку стическим признакам
- Подбор определений к существительным
- Усвоение несклоняемых существительных
- Развитие словотворчества детей
- Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами побываем в лесу, саду и огороде и узнаем, что такое предложение.
3. Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам
Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».
Что это? (Сад, лес, огород.) Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовете фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.) Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?»)Кого вы увидели в лесу?
Дети называют животных.
Словесная игра «Подскажите слово». Сейчас я буду произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово.
Ор-ор-ор, сорвали красный... (помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный... (огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке... (баклажан).
Бус-бус-бус, мы разрезали... (арбуз).
4. Ознакомление с понятием «предложение»
Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово. Логопед заранее договаривается с двумя-тремя детьми о том, какие действия они будут выполнять.
Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.) Что делает Ваня? (Ваня собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызет орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, а Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое
слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.)
Вызывается другая группа детей.
Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)
Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.
Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово лиса уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые слова» — разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили ... (предложение). В предложении все слова ... (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
|