Знакомство с термином «Речевой звук»
Ход занятия
1. Оргмомент
Психогимнастика Посмотрите на эти лица.
Детям показывают пиктограммы. Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
3. Развитие слухового внимания
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
1 Пиктограмма — рисунок-символ, в данном случае условные изображения лиц с разным мимическим выражением.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Раз- ные звуки».
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
— Р-р-р' —Тсс! В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
— Мммуу! — Шшш! В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
— Жжж! — Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
— Тррр! Успокоиться не хочет: Гудели от ветра все провода: — Пам! Пам!
— Зззнь! Куклы кашляют в постели — Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели!
— Динь! — Кхх! Кхх! Перекликались в ночи поезда:
— Ууу! Ууу!
Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)
Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
|