Об исключительном статусе собственности Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об исключительном статусе собственности Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха



2963. Нам передал Аль-Хасан Ибн Али и Мухаммад Ибн Яхья Ибн Фарис единый смысл. Оба сказали: «Нам пе­редал Башар Ибн Умар Аль-Захраний: «Мне передал Малик Ибн Анас от Ибн Шихаба, от Малика Ибн Ауса Ибн Аль- Хадсана, сказавшего: «За мной послал Умар, когда взошёл день. Придя к нему, я застал его в своём доме, сидящим на постели, уединившимся к своим пескам. (Повернувшись в сторону своих земель — п.п.) И он сказал мне, когда я вошёл к нему: «О, скучающий! Жители нескольких домов из твоего народа двинулись из домов своих, а я ведь распорядился выдать им подарок. Возьми его и разде­ли его между ними». Он сказал: «Я сказал: «Приказал бы ты это кому-нибудь другому». Он сказал: «Возьми его!» И пришёл к нему Ярфа и спросил: «Повелитель верующих, есть ли у тебя (нужда) в Усмане Ибн Аффане, Абдуррахмане Ибн Ауфе, Аль-Зубайре Ибн Аль-Авваме и Саде Ибн Абу Вак- касе?» И тот ответил: «Да». И позволил им войти и они вошли. Затем к нему пришёл Ярфа и спро­сил: «Повелитель верующих, есть ли у тебя (нужда) в Аббасе и Али?» Тот ответил: «Да». И позво­лил им войти и те вошли. Тогда Аль-Аббас произнёс: «О, повелитель верующих, произведи суд между мною и этим!» Он имел в виду Али. И кто-то из них сказал: «Да-да! Повелитель верующих, рассуди обоих и помилуй их!» И Малик Ибн Аус сказал: «Мне показалось, что они пригласили (сюда) этих людей именно с этой целью. (Т.е. выбрали нейтральных наблюдателей, чтобы прими­рить обоих. — п.п.) И Умар, да помилует его Аллах, произнёс: «Вы оба, повежливее!» Затем он приступил к этим представителям и спросил: «Я заклинаю вас Аллахом, с позволения которого стоят небо и земля — знаете ли вы, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Милостыню, оставленную нами, мы не передаём в наследство»?» Они ответили: «Да». Затем он приступил к Али и Аль-Аббасу, которыми был доволен Аллах, и спросил: «Я заклинаю вас обоих Аллахом, с позволения которого стоят небо и земля — знаете ли вы, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Милостыню, оставленную нами, мы не передаём в наследство». Они ответили: «Да». Затем он сказал: «Истинно, Аллах, Всепочитаем Он и Всеславен, почтил иск­лючительно одного Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, теми привилегиями, которые не полагаются никому другому, кроме него. Так, Аллах сказал: «А то, что Аллах даровал Послу Его в виде боевых трофеев... Вы ведь не вошли к ним — ни конница, ни всадники. Просто Аллах даёт власть послам Его над кем желает. И Аллах сверх каждой вещи Мощный». То есть Аллах даровал в виде боевых трофеев Послу Его всё племя Надыр. Клянусь Аллахом, он не выделил себя среди вас, и не присвоил его без вас. Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обычно забирал ка­кую-то часть (данной трофеи), чтобы хватило на год. Или же определённое количество и плюс к этому необходимое количество на содержание его семьи. После этого всё оставшееся он вклады­вал в фонд утешения (материальные средства, которые Посол Аллаха, мир ему и благословение Ал­лаха, выделял на нужды благотворительности — п.п.)». Затем он приступил к этому народу и про­изнёс: «Я заклинаю вас Аллахом, с позволения Которого стоят небо и Земля, знаете ли вы это?» Те ответили: «Да». Затем он обратился к Аль-Аббасу и Али, которыми был доволен Аллах: «Я закли­наю вас Аллахом, с позволения Которого стоят небо и Земля, знаете ли вы оба это?» Оба ответили: «Да». А когда Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упокоился Абу Бакр сказал: «Пра­

489

вопреемником Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стал я». И вот вы оба приходите к Абу Бакру — ты требуешь себе наследство от сына своего брата, а этот требует наследство своей жены от её отца. На это вам Абу Бакр, да помилует его Аллах, ответил: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оставленное нами в милостыню мы не передаём в наследство». Ведь Аллах знает, что он, конечно же, правдивый, благодетельный, благоразумный, следующий истине. Когда Абу Бакр упокоился, я сказал: «Я — преемник Посла Аллаха, мир ему и благослове­ние Аллаха и преемник Абу Бакра». И вот я принял правление, как этого пожелал Аллах. Затем ты и этот пришли ко мне с остальными, но при этом дело у вас единое и попросили её (эту землю) у меня. А я ответил: «Если хотите, я передам её вам, но с условием, что вы дадите обет Аллаху, что бу­дете использовать её так, как использовал Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». И вы взяли её от меня с этим условием. Затем вы оба пришли ко мне, чтобы я провёл между вами обо­ими суд по-иному. Но нет же, клянусь Аллахом, мой вердикт (по делу) между вами обоими не из­менится, пока не наступит Час! Если же вы не в состоянии ухаживать за ними (за садами и земля­ми, которые Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, утвердил в качестве неотчуждаемого вакуфного имущества — п.п.), тогда передайте их мне обратно!» Абу Дауд сказал: «Они оба поп­росили его всего лишь о том, чтобы он поделил эти земли между ними ровно пополам, а не пото­му что оба не знали хадиса Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Мы не передаём в наслед­ство то, что оставили в качестве милостыни». Оба требовали исключительно правомерное. То есть Умар хотел сказать: «Я не стану применять к ней (к этой земле) существительное «распреде­ление», но оставлю её такой, какой была эта (земля)».

2964. Нам передал Мухаммад Ибн Убайд: «Нам передал Мухаммад Ибн Саур от Муаммара, от Аль-Зухрия, от Малика Ибн Ауса...» Аналогичное повествование, в котором он сказал: «И оба, — он имел в виду Али и Аль-Аббаса, которыми был доволен Аллах, — начали друг с другом судебную тяжбу по де­лу о дарованных Аллахом Послу Его в виде боевых трофеев богатств племени Надыр». Абу Дауд сказал: «Он просто не хотел применять к этим (землям) слово «распределение».

2965. Нам передали Усман Ибн Абу Шэйба и Ахмад Ибн Абда единый смысл о том, что Суфьян Ибн Уяйна со­общил им от Амра Ибн Динара, от Аль-Зухрия, от Малика Ибн Ауса Ибн Аль-Хадсана, от Умара, сказавшего: «Вся собственность племени Надыр была дарована Аллахом в виде боевых трофеев исключительно Послу Его, так как мусульмане не успели прийти к этому (поселению раньше Пророка, мир ему и благословение Аллаха), ни на конях, ни на прочем ездовом скоте. Всё селение и земли его ста­ли собственностью исключительно одного Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, за счёт которого он содержал свою семью». Ибн Абда сказал: «Он расходовал (эти средства) на про­виант для своей семьи в течение года. А всё, что осталось, он вложил в покупку ездового (боевого?) скота и на закупку оружия и сопутствующих доспехов на пути Аллаха Всепочитаемого и Всеслав- ного». Ибн Абда сказал «на ездовой скот и оружие».

2966. Нам передал Мусаддад: «Нам передал Исмаил Ибн Ибрахим: «Нам сообщил Аюб от Аль-Зухрия, сказав­шего: «Умар сказал: «А то, что Аллах даровал Послу Его в виде боевых трофеев... Вы ведь не вош­ли к ним — ни конница, ни всадники». Аль-Зухрий сказал: «Умар сказал: «Это было дано исклю­чительно Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а именно поселения Урайны — Фадак, плюс то-то и то-то. «Все что Аллах даровал в виде трофеев Послу Его, принадлежит Аллаху, Пос­лу, а также родне, сиротам, беднякам, сынам дороги и нищим, которые были изгнаны из жилищ и богатств своих...» «А те, которые основались в Обители и Вере до них...» «А пришедшие после них...» Данный аят охватил (многих) людей и не осталось ни одного мусульманина, который бы не имел право (на обладание долей) в них (в этих трофеях)». Аюб сказал: «Быть может он (вмес­то «право») сказал: «...долю, за исключением принадлежащих вам рабов ваших».

490

2967. Нам передал Хишам Ибн Аммар: «Нам передал Хатим Ибн Исмаил...» нам также передал Сулейман Ибн Дауд Аль-Махрий: «Нам сообщил Ибн Вахб: «Мне сообщил Абдуль-Азиз Ибн Мухаммад...» Нам также передал Наср Ибн Али: «Нам передал Сафван Ибн Иса...» Это — текст с его слов. Каждый из них передал от Усамы Ибн Зэй­да, от Аль-Зухрия, от Малика Ибн Ауса Ибн Аль-Хадсана, сказавшего: «Среди приведённых Умаром, кото­рым был доволен Аллах, аргументов были и следующие его слова: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был выделен тремя приобретениями: племя Надыр, Хайбар и Фадак. Что касается племени Надыр, то оно было закреплено за преемниками его. Фадак был закреплён за сы­нами дороги. А Хайбар был разделен Послом Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на три доли — две доли между мусульманами, и одну долю на расходы по содержанию его семьи. А ес­ли после покрытия нужд семьи что-то ещё оставалось, он распределял это между нищими пере­селенцами».

2968. Нам передал Язид Ибн Халид Ибн Абдулла Ибн Маухиб Аль-Хамданий: «Нам передал Аль-Лейс Ибн Сад от Акыля Ибн Халида, от Ибн Шихаба, от Урвы Ибн Аль-Зубайра, от Аиши, супруги Пророка, мир ему и благосло­вение Аллаха, что она сообщила ему о том, что Фатима, дочь Посла Аллаха, мир ему и благословение Ал­лаха, послала к Абу Бакру Праведнику, которым был доволен Аллах, потребовать у него свою до­лю наследства от имущества Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а, в частности, до­ли от того имущества, которую Аллах даровал ему в качестве трофеев в Медине и Фадаке, а так же от того, что осталось от одной пятой Хайбара. Но Абу Бакр сказал: «Истинно, Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мы не передаём в наследство то, что оставили в милос­тыню». Лишь род Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, будет питаться за счёт этого бо­гатства. И я, клянусь Аллахом, я ничего не изменю в положении милостыни Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и она останется такой, какая была при жизни Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и я обязательно буду использовать это богатство так, как его использо­вал Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Итак, Абу Бакр отказался передать Фатиме, мир ей! хоть какую-то часть этого наследства».

2969. Нам передал Амр Ибн Усман Аль-Хумсый: «Нам передал отец мой: «Нам передал Шуайб Ибн Абу Хамза от Аль-Зухрия: «Мне передал Урва Ибн Аль-Зубайр о том, что Айша, супруга Пророка, мир ему и благословение Ал­лаха, рассказала ему этот хадис. Он сказал: «А Фатима, мир ей! в те дни требовала милостыню Посла Ал­лаха, мир ему и благословение Аллаха, что в Медине, а также в Фадаке и что осталось от хайба- рской пятины. Айша, которой был доволен Аллах, сказала: «На это Абу Бакр, которым был до­волен Аллах, ответил: «Истинно, Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мы не передаём в наследство то, что оставили в милостыню». Лишь род Мухаммада, мир ему и благос­ловение Аллаха, будет питаться за счёт этого богатства». Он хотел сказать, что им нельзя исполь­зовать данные земли иначе, а только на (огородные) продовольственные нужды».

2970. Нам передал Хаджадж Ибн Абу Якуб: «Нам передал Якуб Ибн Ибрахим Ибн Сад, сказав: «Нам передал отец мой от Салиха, от Ибн Шихаба, сказавшего: «Мне сообщил Урва о том, что Айша, которой был доволен Аллах, сообщила ему этот хадис, в котором он сказал: «Но Абу Бакр, которым был доволен Аллах, отказал ей в удовлетворении её требования и мотивировал: «Я не откажусь от принципов, которыми руково­дствовался Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в деле! Я так боюсь, что если отступлю от его пути, то потеряюсь!» Его милостыня при Медине была вручена Умаром Али и Аббасу, ко­торыми был доволен Аллах. Али же одолел его в ней. (То есть Али досталась большая её часть — п.п.) Но Хайбар и Фадак Умар придержал и сказал: «Эти обе (территории) — милостыня Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, служившая исполнению его обязанностей, что снабжа­ли его и заместителей его. Оба этих (участка) он закрепил за тем (человеком), которому полага­ется нести за них ответственность. И оба (участка) остаются таковыми и по сей день».

491

2971. Нам передал Мухаммад Ибн Убайд, сказав: «Нам передал Ибн Саур от Муаммара, от Аль-Зухрия О СЛОве Его: «Вы ведь не вошли к ним — ни конница, ни всадники». Он сказал: «Пророк, мир ему и бла­гословение Аллаха, обратился с предложением о заключении мирного договора с жителями Фа- дака и прочих населённых пунктов, которых он тогда назвал, но я не запомнил их. Когда он осаждал народ других, (первые) прислали ему ответ о своём согласие заключить с ним мирный договор». Он сказал: «Вы ведь не вошли к ним — ни конница, ни всадники». Он хотел сказать «без боя». Аль-Зухрий сказал: «Племя Надыр стало собственностью исключительно одного Про­рока, мир ему и благословение Аллаха. То есть они не захватили его силой. А победили оное че­рез заключение мирного договора. И тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поделил это (племя) между переселенцами. А ансорам он не дал от этого (племени) ничего, за исключе­нием двух мужчин, у которых была нужда».

2972. Нам передал Абдулла Ибн Аль-Джаррах: «Нам передал Джарир от Аль-Мугыры, сказавшего: «Умар Ибн Абдуль-Азиз, оказавшись назначенным на должность халифа, собрал племя Марван и произнёс: «Истинно, Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принадлежал Фадак, за счёт которого он расходовал (на благие цели), угощал (плодами и фруктами) из него детей племени Хашим, женил за счёт (доходов с) этих (территорий) сирот из данного племени. А однажды Фатима попросила закрепить этот (участок) за ней, однако он отказал ей. (Данные территории) оставались в неизмен­ном статусе при жизни Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пока он не минул по доро­ге своей (умер). Когда же бразды правления перешли к Абу Бакру, которым был доволен Аллах, он распоряжался ею точно так же, как ею распоряжался Пророк, мир ему и благословение Аллаха, при жизни своей, пока не минул по дороге своей. Когда же бразды правления перешли к Умару, кото­рым был доволен Аллах, он распоряжался ею точно так же, как ею распоряжались оба (предыду­щих правителя) пока не минул по дороге своей. Но после (этого пришедший к власти) Марван раз­бил её (на участки и передал в собственность претендовавшим на неё сторонам). Затем она оказа­лась в распоряжении Умара Ибн Абдуль-Азиза, — он имел в виду (себя самого — халифу) Умара Ибн Абдуль-Азиза, — и я решил, что раз сам Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отка­зал Фатиме, мир ей! в удовлетворении её просьбы, то я тем более не имею права (распорядиться данной землёй иначе). Итак, я делаю вас свидетелями о том, что теперь возвращаю эту (землю) в исходное состояние, какой она была при жизни Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Абу Дауд сказал: «Когда Умар Ибн Абдуль-Азиз принял халифат, сумма присвоенных им денег рав­нялась сорока тысячам динаров. Когда же он умер сумма присвоенных им денег была уже четырес­та динаров. Если бы он прожил дольше, то (данная сумма) стала бы ещё меньше».

2973. Нам передал Усман Ибн Абу Шэйба: «Нам передал Мухаммад Ибн Аль-Фадыль от Аль-Валида Ибн Джа- миа, от Абу Аль-Туфайля, сказавшего: «Пришла Фатима, которой был доволен Аллах, к Абу Бакру, ко­торым был доволен Аллах, требуя себе наследства от Пророка, мир ему и благословение Аллаха». Он сказал: «И Абу Бакр, мир ему! ответил: «Я слышал, как Посол Аллаха, мир ему и благослове­ние Аллаха, говорил: «Истинно, когда Всепочитаемый и Всеславный Аллах предоставлял Пророку добрый кусок, тогда он переходил к тому, кто стоял (главенствовать) после него».

2974. Нам передал Абдулла Ибн Муслим от Малика, от Абу Аль-Заннада, от Аль-Араджа, от Абу Хурайры, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: «Мои наследники не разделят после ме­ня ни единого динара! Всё, что я оставил после расходов на жён моих и выплат зарплат моим наз­наченцам — милостыня». Абу Дауд сказал: «Выплат зарплат моим назначенцам» означает сдача им земли в аренду».

2975. Нам передал Амр Ибн Марзук: «Нам сообщил Шуба от Амра Ибн Мурры, от Абу Аль-Бухтурия, сказавше­го: «Однажды я услышал такой удивительный хадис от одного мужчины, что даже попросил его:

492

«Запиши его мне». И он принёс для этого пергамент и музбир (перо, калам или иная письменная принадлежность): «Аль-Аббас вошёл с Али к Умару, когда у него находились Тальха, Аль-Зубайр, Абдуррахман и Сад. Между обеими возник имущественный спор. Тогда Умар спросил Тальху, Аль-Зубайра, Абдуррахмана и Сада: «Вы разве не знаете, что Посол Аллаха, мир ему и благосло­вение Аллаха, сказал: «Всё имущество Пророка, мир ему и благословение Аллаха — милостыня, помимо израсходованного на содержание семьи его. Дело в том, что мы (пророки) не оставляем наследства». Те ответили: «Да!» Он продолжил: «Так Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, расходовал своё имущество на семью свою, а остаток раздавал как милостыню. Затем Посол Ал­лаха, мир ему и благословение Аллаха, скончался и ею заведовал два года Абу Бакр, который рас­поряжался ею точно так же, как распоряжался Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Далее он упомянул кое-что из хадисов Малика Ибн Ауса».

2976. Нам передал Аль-Канабий от Малика, от Ибн Шихаба, от Урвы, от Аиши, что она сказала: «Супруги Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда скончался Посол Аллаха, мир ему и благослове­ние Аллаха, захотели направить Усмана Ибн Аффана к Абу Бакру Праведнику, попросить у него (полагающиеся им) свои цены от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. На это Айша сказала им: «А разве Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не сказал: «Мы не оставляем насле­дства. Всё, что мы оставили — милостыня».

2977. Нам передал Мухаммад Ибн Яхья Ибн Фарис: «Нам передал Ибрахим Ибн Хамза: «Нам передал Хатим Ибн Исмаил от Усамы Ибн Зэйда, от Ибн Шихаба...» Через аналогичный иснад сходное сообщение: «Я сказал: «Да вы бы (женщины) Аллаха побоялись! Как будто вы не слышали, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мы не оставляем наследства вообще. Всё это — милос­тыня. Данная собственность рода Мухаммада служит покрытию нужд членов его и для гостей их. А когда я умру, она перейдёт к тому, кто станет моим преемником».

Разъяснение целей на которые расходовалась пятина и о доле родне (Пророка, мир ему и благословение Аллаха)

2978. Нам передал Убайдулла Ибн Умар Ибн Майсара, сказав: «Нам передал Абдуррахман Ибн Махдий от Аб­дуллы Ибн Аль-Мубарака, от Юнуса Ибн Язида, от Аль-Зухрия: «Мне сообщил Саид Ибн Аль-Мусэййиб: «Мне со­общил Джубайр Ибн Мутым, что он с Усманом Ибн Аффаном отправились потолковать с Послом Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, как он произвёл делёж пятины между членами рода Хашима и Мутталиба. Итак, я сказал: «Посол Аллаха, ты назначил долю братьям нашим — членам рода Мутталиба, а нам ты не дал ничего. Хотя по отношению к тебе и их родство, и на­ше родство равноудалены». И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Род Хашима и Мутталиба — едины». Джубайр сказал: «В общем, он не назначил доли в той пятине ни роду Абдушамса, ни роду Науфаля, хотя назначил долю роду Хашима и роду Мутталиба». Он сказал: «Позднее Абу Бакр производил делёж по такой же схеме, как его проводил Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Однако он не давал родне Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то, что им давал сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха». Он сказал: «Однако Умар Ибн Аль-Хаттаб выделял им из этих (средств), как и Усман после него».

2979. Нам передал Убайдулла Ибн Умар: «Нам передал Усман Ибн Умар: «Мне сообщил Юнус от Аль-Зухрия, от Са­ида Ибн Аль-Мусэййиба: «Нам передал Джубайр Ибн Мутым о том, что Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не назначил для рода Абдушамса и рода Науфаля никаких выплат от пятины, хотя родам Ха­шима и Мутталиба он такую выплату назначил». Он сказал: «Позднее и Абу Бакр производил делёж, аналогичный дележу Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Однако он уже не давал родне Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, столько, сколько им давал сам Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Зато Умар стал давать им, как и те (халифы), что были после него».

493

2980. Нам передал Мусаддад: «Нам передал Хашим от Мухаммада Ибн Исхака, от Аль-Зухрия, от Саида Ибн Аль-Мусзййиба: «Мне сообщил Джубайр Ибн Мутым, сказав: «Когда произошёл день Хайбара, Посол Ал­лаха, мир ему и благословение Аллаха, приложил долю родне к роду Хашима и роду Мутталиба, а роды Науфаля и Абдушамса он оставил (без назначения членам обоих данной выплаты). Тог­да я с Усманом Ибн Аффаном пришли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и мы сказа­ли: «Посол Аллаха, ну, ладно — род Хашима действительно имеет особое отношение к твоему статусу, которым тебя наградил Аллах, и мы этого не отрицаем. Но только как быть с братьями нашими, членами рода Мутталиб? Им ты дал, а нас оставил, хотя степень нашего родства к тебе одинакова». И Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Я и род Мутталиба не разделялись ни в дикости, ни в Исламе. Мы и они — единое целое». И сцепил свои пальцы, (де­монстрируя это единство жестом)».

2981. Нам передал Хусэйн Ибн Али Аль-Аджалий, сказав: «Нам передал Ваки от Аль-Хасана Ибн Салиха, от Аль- Саддия о родне: «Это — племя Мутталиба».

2982. Нам передал Ахмад Ибн Салих, сказав: «Нам передал Анбаса: «Нам передал Юнус от Ибн Шихаба: «Мне сообщил Язид Ибн Хурмуз о том, что Наджда Аль-Харурий, совершая хадж во время смуты связанной с Ибн Аль-Зубайром, послал (своего человека) к Ибн Аббасу расспросить его о трофейной доле для родни и тот спросил: «Кому именно, по-твоему?» Ибн Аббас ответил: «Родне Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Эту (долю) Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, распределял между роднёй своей. Однажды и Умар тоже предложил нам взять кое-что, но мы сочли, что это меньше того, что нам полагается, поэтому мы вернули эту (подачку) и отказались принять её».

2983. Нам передал Аббас Ибн Абдуль-Азым: «Нам передал Яхья Ибн Абу Букяйр, сказав: «Нам передал Абу Джа­фар Аль-Разий от Мутрифа, от Абдуррахмана Ибн Абу Лейлы, сказавшего: «Я слышал, как Али говорил: «Меня Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назначил ответственным за распределение пяти­ны от пятины и я распределял её так, как та распределялась при жизни Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а также при жизни Абу Бакра, при жизни Умара. Когда к нему (к Умару) были доставлены материальные ценности, он вызвал меня и сказал: «Бери это». Но я ответил: «Я не хочу их». Он сказал: «Бери это! Вы имеете на это (богатство) больше прав». Я ответил: «Теперь мы достаточно богаты, чтобы не нуждаться в нём». И тогда он присовокупил это к дому казны».

2984. Нам передал Усман Ибн Абу Шэйба: «Нам передал Ибн Нумайр, сказав: «Нам передал Хашим Ибн Аль- Бурайд: «Нам передал Хусэйн Ибн Маймун от Абдуллы Ибн Абдуллы, от Абдуррахмана Ибн Абу Лейлы, сказавшего: «Я услышал, как Али, мир ему! говорил: «Однажды мы собрались у Пророка, мир ему и благос­ловение Аллаха — я, Аль-Аббас, Фатима и Зэйд Ибн Хариса. Я сказал: «Посол Аллаха, если ты считаешь возможным сделать меня ответственным за эту пятину по Писанию Аллаха, тогда я произведу её распределение при жизни твоей, чтобы никто не попытался оспорить её у меня после твоей смерти, тогда так и сделай». Он сказал: «И он сделал именно так». Он сказал: «И я распре­дели эту (трофейную пятину) при жизни Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Затем меня назначил ответственным за неё и Абу Бакр, которым был доволен Аллах. Но однажды, во время последних годов правления Умара, которым был доволен Аллах, к нему поступило огром­ное богатство, а он отстранил нас от полагающегося нам по праву. Однако затем он прислал ко мне (какую-то долю), но я ответил: «В этом году мы не нуждаемся в сём. Зато в этом есть нужда у мусульман. Верни это им». И он вернул это им. Но уже после Умара ни один не подпустил ме­ня к этой доле. Когда я повстречался с Аль-Аббасом после моей беседы с Умаром, тот сказал: «Али, этим утром ты лишил нас того, что уже не вернётся к нам никогда». А был он мужем про­зорливым».

494

2985. Нам передал Ахмад Ибн Салих: «Нам передал Анбаса: «Нам передал Юнус от Ибн Шихаба: «Мне сообщил Абдулла Ибн Аль-Харс Ибн Науфаль Аль-Хашимий о том, что Абдульмутталиб Ибн Рабиа Ибн Аль-Харс Ибн А6- дульмутталиб сообщил ему о том, что отец его, Рабиа Ибн Аль-Харс и Аббас Ибн Абдульмутталиб сказали Абдуль- мутталибу Ибн Рабие и Аль-Фадлю Ибн Аббасу: «Идите к Послу Аллаха, мир ему и благословение Алла­ха, и скажите ему: «Посол Аллаха, мы достигли уже взрослого возраста, как сам видишь, и мы возжелали жениться, Посол Аллаха. А ты, Посол Аллаха, самый благодетельный среди людей и лучше всех прочих умеешь поддерживать единость родственных уз. У отцов наших нет средств, чтобы заплатить за нас калым. Назначь же нас, Посол Аллаха сборщиками милостыней. Мы при­несём (всё), что полагается приносить назначенцам и сами заработаем на сопутствующем това­риществе». Он сказал: «Пока они говорили об этом, к ним пришёл Али Ибн Абу Талиб и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мы не станем брать ни одного из вас на работу по сбору милостыни». На это Рабиа ответил ему: «Это твоё дело. Тебе ведь выпала судьба быть внуком Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы не завидуем тебе». Затем Али бросил свою накидку и прилёг на неё и сказал: «Я — Абу Хасан Аль-Карам. Клянусь Аллахом — я не сдвинусь со своего места, пока ваши сыновья не вернутся к вам с положительным ответом, с которым вы послали их обоих к Пророку, мир ему и благословение Аллаха!» Абдульмутталиб сказал: «Тогда я с Аль-Фадлем по­дошли к двери Пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы дождаться послеполуденной молитвы, которая уже началась. Исполнив её вместе с людьми, мы устремились к двери комна­ты Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В тот день он находился у Зэйнаб Бинт Джахш. И вот мы встали у двери. Но подошедший Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лишь схватил меня и Аль-Фадля за уши и произнёс: «Уходите и не упорствуйте!» Затем он вошёл и поз­волил войти мне и Аль-Фадлю. Мы вошли, но каждый из нас боялся заговорить первым, поэтому передавали друг другу слово. Затем с ним заговорил я или же это был Аль-Фадль...» Это сомне­ние от Абдуллы. Он сказал: «Он сказал ему то, что повелели ему родители. Он долго молчал, под­няв свой взор к потолку дома. Когда нам показалось, что мы ждём его ответа уже слишком долго, Зэйнаб (догадалась о нашем желании напомнить ему о заданном вопросе и поэтому) она стала рукой подавать нам знаки из-за занавеса, мол, «не торопитесь! Посол Аллаха, мир ему и благос­ловение Аллаха, занят нашим делом». Затем Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, опустил голову свою и произнёс: «Истинно, милостыня эта — грязи людей и она не халяль ни Мухаммаду, ни роду Мухаммада. Позовите ко мне Науфаля Ибн Аль-Харса». И Науфаль Ибн Аль-Харс был вызван к нему. Он сказал ему: «Науфаль, жени Абдульмутталиба!» И Науфаль же­нил меня. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Позовите сюда Махми-у Ибн Джуза». Был этот мужчина из рода Зубайда. Кроме того, Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ранее назначал его ответственным за пятины. Он сказал Махми-е: «Жени Аль-Фадля». И тот женил его. Затем Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Встань и заплати калым за обоих из пятины столько-то и столько-то». Абдулла Ибн Аль-Харс не сказал мне, сколь­ко именно».

2986. Нам передал Ахмад Ибн Салих: «Нам передал Анбаса Ибн Халид: «Нам передал Юнус от Ибн Шихаба: «Мне сообщил Али Ибн Хусэйн о том, что Хусэйн Ибн Али сообщил ему о том, что Али Ибн Абу Талиб сказал: «У меня был большой пожилой верблюд — моя доля от трофеев дня Бадра. Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал мне ещё одного большого верблюда от одной пятой в этот же день. Когда я хотел уже пристроиться к Фатиме (начать с ней совместную супружескую жизнь — п.п.), дочери Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я договорился с мужчиной литейщиком из племени Кайнака, поехать со мной, чтобы доставить изхар. Я хотел купить его у литейщиков. Он пригодился бы нам на пире моей свадьбы. И вот, пока я собирал для своих верблюдов сёдла,

495

мешки и верёвки, оба мои верблюда сидели сбоку от комнаты одного из ансоров... Когда же я собрал, что нужно, подхожу к ним и вижу (ужасную картину) — у моих верблюдов срублены гор­бы и вспороты бока и забрано от их печёнок. Увидев это зрелище, я не совладал со своим глазом (и заплакал). Затем я спросил: «Кто сделал это?» Ответили: «Хамза Ибн Абдульмутталиб, он в этом доме, среди напившихся ансоров. Ему напела певица и его спутники. В своей песне она ска­зала: «О, да, Хамза, есть люди, которые стремятся к чести!» (Слово «честь» — шараф и «большой старый верблюд» — тариф, являются однокоренными словами. — п.п.) Тогда Хамза подскочил к сабле и срубил их горбы, распорол их бока и взял от их печёнок». Али сказал: «И я пошёл войти к Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. У него был Зэйд Ибн Хариса». Он сказал: «И Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, узнал по моему лицу о том, что со мной стряслось (нечто неладное) и Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросрш: «Что с тобой?» Я от­ветил: «Посол Аллаха, клянусь Аллахом, я не видел такого (тяжёлого) дня, как сегодня, никогда! Хамза напал на двух моих верблюдов, срубил их горбы, распорол их животы... Вот же он — в доме и вместе с ним напившиеся». Он сказал: «Тогда Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потребовал принести плащ и накинул его на себя. Затем он пошёл пешком и я вместе с Зэйдом Ибн Харисой последовал за ним. И вот, он подошёл к дому в котором был Хамза и попросился войти, и ему позволили. Они все были пьяны! И Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принялся порицать Хамзу за сделанное им. Хамза был пьян и глаза его были красны. Хамза взглянул на Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Затем (Хамза) поднял взгляд на его колени. Затем (Хамза) поднял взгляд на его пупок. Затем он поднял взгляд на его лицо и Хамза сказал: «Да вы всего-навсего рабы моего отца!» Тогда Посол Аллаха, мир ему и благословение Ал­лаха, понял, что тот пьян. Поэтому Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, попятился назад, отступая, и вышел, и мы вышли вместе с ним».

2987. Нам передал Ахмад Ибн Салих: «Нам передал Абдулла Ибн Вахб: «Мне передал Аййаш Ибн Укба Аль-Хад- ромий от Аль-Фадля Ибн Аль-Хасана Аль-Думрия о том, что Умм Аль-Хакам и Добаа, обе являлись дочерями Аль- Зубайра Ибн Абдульмутталиба передала ему от одной из них, что та сказала: «Послу Аллаха, мир ему и благос­ловение Аллаха, попалось (много пленных) рабов. Тогда я, сестра моя и Фатима, дочь Посла Ал­лаха, мир ему и благословение Аллаха, приходим к нему и жалуемся на своё положение. Мы поп­росили его распорядиться назначить нам тоже кого-нибудь из пленных. Но Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Вас обогнали дети оставшиеся сиротами после сражения при Бадре. Но я всё равно подскажу вам, что будет лучше для вас, чем это. Возвеличивайте Аллаха по окончанию каждой молитвы тридцатью тремя такбирами, а также тридцатью тремя тасбиха- ми и тридцатью тремя тахмидами. И нет бога, кроме Аллаха Одного Единственного, нет у Него сотоварища. Ему принадлежит владычество и Ему вся хвала и Он сверх каждой вещи Мощный». Аййаш отметил: «А ведь они обе были дочерями дяди Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по отцу».

2988. Нам передал Яхья Ибн Халяф: «Нам передал Абдуль-Аля от Саида, — он подразумевал Аль~Джурайрия, — от Абу Аль-Варада, от Ибн Абада, сказавшего: «Давай-ка, я расскажу тебе хадис от себя и от Фатимы, до­чери Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которую он любил сильнее прочих членов его семьи». Я согласился: «Конечно, (расскажи)!» Он начал: «Она столько проволочила жернова, что те оставили след (мозоли) на руке её. Она натаскала столько воды в бурдюках, что (верёвка от них) оставила след на шее её. Она подметала дом так, что её одежда запылилась. И поступили к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, слуги и я сказал: «Может, сходишь к отцу своему и попросишь у него (дать тебе) слугу?» Она пришла к нему, но застала у него юнцов (сирот, тоже пришедших к нему за рабами для себя) и поэтому вернулась. На следующий день он сам пришёл

496

к ней и спросил: «Что за нужда была у тебя?» Она промолчала, поэтому ответил я: «Я отвечу тебе, Посол Аллаха. Она столько проволочила жернова, что они оставили след на руке её. Она натаска­ла столько воды в бурдюках, что (верёвка от них) оставила след на шее её. А когда к тебе посту­пили слуги, я приказал ей сходить к тебе и попросить у тебя слугу, который избавил бы её от (жи­тейского) зноя, в котором она теперь». Он ответил: «Поберегись Аллаха, Фатима! Исполняй свои обязанности перед Хозяином твоим и делай необходимое для семьи твоей! А когда уляжешься в постель свою, восславь тридцать три раза, восхвали тридцать три раза и возвеличь тридцать че­тыре раза. Итого сотня. Всё это для тебя будет лучше, чем слуга». И та ответила: «Я довольна Ал­лахом Всепочитаемым и Всеславным, а также Послом Его, мир ему и благословение Аллаха».

2989. Нам передал Ахмад Ибн Мухаммад Аль-Мирвазий: «Нам передал Абдурраззак: «Нам сообщил Муаммар от Аль-Зухрия, от Али Ибн Хусэйна...» Этот же рассказ, в котором он сказал «и не дал ей слуги».

2990. Нам передал Мухаммад Ибн Иса: «Нам передал Анбаса Ибн Абдульвахид Аль-Кураший: «Абу Джафар, - он подразумевал Ибн Ису, — сказал: «Мы говорили, что он — один из сменяемых, прежде, чем услышали о том, что сменяемые — это валиййи. (Сменяемый — праведный человек, хотя бы один из которых должен обязательно присуствоватъ в этом мире. Если он умирает, Аллах на смену ему приводит в этот мир другого. Валийй — друг Аллаха. — п.п.) Он сказал: «Мне передал Аль-Да- хыль Ибн Ияс Ибн Нух Ибн Маджаа от Хиляля Ибн Сарраджа Ибн Маджаи, от отца его, от деда его Маджаи, что он пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с требованием (заста­вить племя Садус) выплатить ему кровный откуп за убийство его брата, которого убило племя Садус. Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Если бы я назначал кровный откуп за убиение многобожника, тогда бы я присудил кровный откуп и за твоего брата. Вместо этого я дам тебе отступные. И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выписал ему сто верблюдов из первой пятины, которая образуется после захвата собственности многобожного племени Захаль. Часть из них он взял, но затем племя Захаль вступило в Ислам и позднее он потребовал этих (ос­тавшихся верблюдов) от Абу Бакра, принёся ему ордер, выписанный самим Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Тогда Абу Бакр выписал ему двенадцать тысяч саов из ямамской милос­тыни: четыре тысячи (саов) пшеницы, четыре тысячи ячменя и четыре тысячи вяленых фини­ков. В ордере, выписанном Пророком, мир ему и благословение Аллаха, для Маджаи было: «С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Это — ордер от Мухаммада Пророка для Маджаи Ибн Марары из племени Сальма о том, что я дал ему тысячу верблюдов от первой пятины, ис­ходящей от многобожников племени Захаль, как компенсацию за брата его».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.031 с.)