Вариативность и противоречивость критериев успеха на уровне конкретной личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вариативность и противоречивость критериев успеха на уровне конкретной личности



Как уже отмечалось, представления об успехе неоднозначны и у конкретного человека. Такая неоднозначность порождает примерно следующие проблемы и внутренние конфликты: 1) ценностно-смысловой конфликт; 2) интеллектуально-логический конфликт (рассуждения и выводы об успехе, которые часто осложняют жизнь, а кого-то заставляют ориентироваться на известную «мудрость»: «меньше думаешь – меньше переживаешь»); 3) значительную роль начинают играть вероятностные факторы: умная книга, интересный знакомый, фильм, передача, спектакль и др., что может провоцировать размышления и внутренние конфликты по поводу успеха;

Таким образом, человек часто находится в состоянии «внутреннего диалога» как попытки осмыслить противоречия и разрешить их. Соответственно, профориентационная работа (на высших своих уровнях) должна готовить человека к такому «внутреннему диалогу», но сначала человек должен обучиться корректному поведению во внешних диалогах (в дискуссиях, профориентационных играх, консультациях и др.).

Нельзя отрицать и проблему внешних конфликтов в понимании успеха на уровне: выяснения отношений с семьей и родственниками, с друзьями;, с коллегами и даже руководителями… Возможно, профоконсультанты должны готовить самоопределяющуся личность более корректному (диалогичному) поведению и в таких ситуациях, чтобы не обострять отношения с близкими людьми, а наоборот, делать их своими союзниками.

Условно можно выделить следующие варианты понимания успеха: 1) связанные с широким пониманием успеха (успех всей жизни – на основе удачного брака, детей, достатка, хороших соседей и друзей, радостей жизни и т.п.); 2) связанные только с профессиональным (карьерным) успехом, что определяется через такие понятия как «ценность труда» и «трудовая мораль», «корпоративная этика»…

Профессиональный успех нередко связывают и с «акме» человека, где «акме» - как высшая точка, высшие достижения, вершина развития. При этом, можно говорить и о «микро-акме», т.е. о высших достижениях на каждом этапе карьерного развития (Бодалев, 1998). Проблема «микро-акме» интересна еще и потому, что трудно однозначно сказать, что высшим достижением является именно достигнутый успех, т.к. не меньшую значимость часто играет и подготовительный этап. Например, какой этап в развитии гения важнее, юность, когда впервые возникла идея открытия, или старость, когда идея наконец-то воплотилась в само открытия?...

- конкретизация успеха на каждом этапе карьерного роста («микро-акме»);

Сам поиск личностью образа успеха неразрывно связан с изменением ее ценностно-смысловой сферы и во многом определяет общее развитие человека. Это, само по себе, уже предполагает определенные кризисы (как противоречие между прежними и новыми образами успеха), разрешение которых и обеспечивает развитие личности как субъекта самоопределения. При этом возможно и «застревание» личности на определенных представлениях об успехе. Иногда это позволяет говорить об определенной целостности личности, для которой кончился период мучительного поиска, разброда и шатаний (и на каких-то этапах такая целостность повышает эффективность карьерных действий), но иногда «застревание» свидетельствует и о некоторой «усталости» личности и ее отказе от дальнейшего развития…

 

35.3. Возможные модели жизненного и карьерного успеха как регуляторы самоопределения:

 

В качестве одного из возможных оснований снования для выделения моделей успеха можно использовать несколько модифицированные нами критерии самоопределения, предложенные М.Р.Гинсбургом (1995), который выделил временной и ценностно-смысловой аспекты. Эти критерии можно соотнести с основными компонентами успеха: с работой, с семьей, с досугом, с чувством сопричастности какой-либо социальной общности, с особыми отношениями с друзьями и любимыми, с общественной жизнью и др.). Можно даже использовать это в виде процедуры работы с аудиторией школьников, студентов и даже педагогов-психологов (см. Приложение 7). Это был бы хороший пример того, как меняются представления об успехе в разные периоды развития страны. Можно аналогично рассмотреть изменение представлений об успехе по возрастам...

Представления об успехе во многом связаны и со стереотипами планирования карьеры (см. Главу 13 настоящего пособия), особенно, когда самоопределение рассматривается не только как результат, но и как процесс… В связи с этим, можно выделить примерно следующие возможные модели успеха: 1) спокойная работа, семья, дети, отдых два раза в год с семьей, отдых – без излишеств (для сохранения здоровья); 2) работа захватывает целиком, что дает возможность обеспечивать себя и семью, семья – как «тыл», дети пристроены в элитные школы и вузы, отдых – престижный (благодаря хорошему заработку); 3) жизнь ради удовольствий (путешествия, клубы, элитный отдых, масса свободного времени), работа – чтобы просто не скучать дома, со свободным графиком и средним заработком (пристроили близкие люди), муж, другие родственники или спонсоры – главные спонсоры благополучия; 4) жить одному, быть независимым и никого не отягощать, работать на спокойной обычной работе, желательно, со свободным графиком посещения, лишь чтобы обеспечивать необходимый комфорт, заниматься творчеством, общаться с разными друзьями и подругами, пока хватит здоровья; 5) работать в солидной организации со строгими порядками, где от человека много требуют, но и много дают, жить в соответствии с законами, характерными для данного сообщества (соответствующие семья, досуг, общение), что является главным гарантом стабильности, определенности и четких жизненных перспектив; 6) жить сегодняшним днем, искать приключения, рисковать, быть готовым расплачиваться за неудачи (отбывания наказания, увечья, риск для жизни), но и брать от жизни «по максимуму»; 7) жизнь как вечное соревнование с кем-то (в карьере, в творчестве, в досуговых развлечениях), где «правильная» семья, дети и друзья – как символы успеха и главный «аргумент» превосходства над соперниками; 8) полный «уход в семью, воспитание детей и хозяйство», смысл жизни – обеспечение «тыла» для главного кормильца семьи (мужа, родственников и др.), готовность жертвовать своей независимостью ради спокойствия и возможностью официально не работать…

Вопросы и задания:

1.В каких культурах люди чувствуют себя более успешными, в поли-, или в монокультурах? Почему?

2.Как связаны представления об успехе и «акме»?

3.Привеите пример «застревания» личности на определенных представлениях об успехе.

4.Как могут повлиять конфликты с родственниками на представления личности о карьерном успехе? Проиллюстрируйте это на примере.

5.Возможно ли разновариантное понимание успеха у конкретной личности? Почему?

6.Как «внутренний диалог» может повлиять на представления личности о карьерном успехе?

7.Покажите на примере, как СМИ могут влиять на представлении о карьерном успехе?

 

Глава 36. Понятия «ценность труда», «трудовая мораль» и «корпоративная этика» как факторы профессионального самоопределения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.007 с.)