Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вариативность и противоречивость критериев успеха на уровне конкретной личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, представления об успехе неоднозначны и у конкретного человека. Такая неоднозначность порождает примерно следующие проблемы и внутренние конфликты: 1) ценностно-смысловой конфликт; 2) интеллектуально-логический конфликт (рассуждения и выводы об успехе, которые часто осложняют жизнь, а кого-то заставляют ориентироваться на известную «мудрость»: «меньше думаешь – меньше переживаешь»); 3) значительную роль начинают играть вероятностные факторы: умная книга, интересный знакомый, фильм, передача, спектакль и др., что может провоцировать размышления и внутренние конфликты по поводу успеха; Таким образом, человек часто находится в состоянии «внутреннего диалога» как попытки осмыслить противоречия и разрешить их. Соответственно, профориентационная работа (на высших своих уровнях) должна готовить человека к такому «внутреннему диалогу», но сначала человек должен обучиться корректному поведению во внешних диалогах (в дискуссиях, профориентационных играх, консультациях и др.). Нельзя отрицать и проблему внешних конфликтов в понимании успеха на уровне: выяснения отношений с семьей и родственниками, с друзьями;, с коллегами и даже руководителями… Возможно, профоконсультанты должны готовить самоопределяющуся личность более корректному (диалогичному) поведению и в таких ситуациях, чтобы не обострять отношения с близкими людьми, а наоборот, делать их своими союзниками. Условно можно выделить следующие варианты понимания успеха: 1) связанные с широким пониманием успеха (успех всей жизни – на основе удачного брака, детей, достатка, хороших соседей и друзей, радостей жизни и т.п.); 2) связанные только с профессиональным (карьерным) успехом, что определяется через такие понятия как «ценность труда» и «трудовая мораль», «корпоративная этика»… Профессиональный успех нередко связывают и с «акме» человека, где «акме» - как высшая точка, высшие достижения, вершина развития. При этом, можно говорить и о «микро-акме», т.е. о высших достижениях на каждом этапе карьерного развития (Бодалев, 1998). Проблема «микро-акме» интересна еще и потому, что трудно однозначно сказать, что высшим достижением является именно достигнутый успех, т.к. не меньшую значимость часто играет и подготовительный этап. Например, какой этап в развитии гения важнее, юность, когда впервые возникла идея открытия, или старость, когда идея наконец-то воплотилась в само открытия?... - конкретизация успеха на каждом этапе карьерного роста («микро-акме»); Сам поиск личностью образа успеха неразрывно связан с изменением ее ценностно-смысловой сферы и во многом определяет общее развитие человека. Это, само по себе, уже предполагает определенные кризисы (как противоречие между прежними и новыми образами успеха), разрешение которых и обеспечивает развитие личности как субъекта самоопределения. При этом возможно и «застревание» личности на определенных представлениях об успехе. Иногда это позволяет говорить об определенной целостности личности, для которой кончился период мучительного поиска, разброда и шатаний (и на каких-то этапах такая целостность повышает эффективность карьерных действий), но иногда «застревание» свидетельствует и о некоторой «усталости» личности и ее отказе от дальнейшего развития…
35.3. Возможные модели жизненного и карьерного успеха как регуляторы самоопределения:
В качестве одного из возможных оснований снования для выделения моделей успеха можно использовать несколько модифицированные нами критерии самоопределения, предложенные М.Р.Гинсбургом (1995), который выделил временной и ценностно-смысловой аспекты. Эти критерии можно соотнести с основными компонентами успеха: с работой, с семьей, с досугом, с чувством сопричастности какой-либо социальной общности, с особыми отношениями с друзьями и любимыми, с общественной жизнью и др.). Можно даже использовать это в виде процедуры работы с аудиторией школьников, студентов и даже педагогов-психологов (см. Приложение 7). Это был бы хороший пример того, как меняются представления об успехе в разные периоды развития страны. Можно аналогично рассмотреть изменение представлений об успехе по возрастам... Представления об успехе во многом связаны и со стереотипами планирования карьеры (см. Главу 13 настоящего пособия), особенно, когда самоопределение рассматривается не только как результат, но и как процесс… В связи с этим, можно выделить примерно следующие возможные модели успеха: 1) спокойная работа, семья, дети, отдых два раза в год с семьей, отдых – без излишеств (для сохранения здоровья); 2) работа захватывает целиком, что дает возможность обеспечивать себя и семью, семья – как «тыл», дети пристроены в элитные школы и вузы, отдых – престижный (благодаря хорошему заработку); 3) жизнь ради удовольствий (путешествия, клубы, элитный отдых, масса свободного времени), работа – чтобы просто не скучать дома, со свободным графиком и средним заработком (пристроили близкие люди), муж, другие родственники или спонсоры – главные спонсоры благополучия; 4) жить одному, быть независимым и никого не отягощать, работать на спокойной обычной работе, желательно, со свободным графиком посещения, лишь чтобы обеспечивать необходимый комфорт, заниматься творчеством, общаться с разными друзьями и подругами, пока хватит здоровья; 5) работать в солидной организации со строгими порядками, где от человека много требуют, но и много дают, жить в соответствии с законами, характерными для данного сообщества (соответствующие семья, досуг, общение), что является главным гарантом стабильности, определенности и четких жизненных перспектив; 6) жить сегодняшним днем, искать приключения, рисковать, быть готовым расплачиваться за неудачи (отбывания наказания, увечья, риск для жизни), но и брать от жизни «по максимуму»; 7) жизнь как вечное соревнование с кем-то (в карьере, в творчестве, в досуговых развлечениях), где «правильная» семья, дети и друзья – как символы успеха и главный «аргумент» превосходства над соперниками; 8) полный «уход в семью, воспитание детей и хозяйство», смысл жизни – обеспечение «тыла» для главного кормильца семьи (мужа, родственников и др.), готовность жертвовать своей независимостью ради спокойствия и возможностью официально не работать… Вопросы и задания: 1.В каких культурах люди чувствуют себя более успешными, в поли-, или в монокультурах? Почему? 2.Как связаны представления об успехе и «акме»? 3.Привеите пример «застревания» личности на определенных представлениях об успехе. 4.Как могут повлиять конфликты с родственниками на представления личности о карьерном успехе? Проиллюстрируйте это на примере. 5.Возможно ли разновариантное понимание успеха у конкретной личности? Почему? 6.Как «внутренний диалог» может повлиять на представления личности о карьерном успехе? 7.Покажите на примере, как СМИ могут влиять на представлении о карьерном успехе?
Глава 36. Понятия «ценность труда», «трудовая мораль» и «корпоративная этика» как факторы профессионального самоопределения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.011 с.) |