Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозно-мистическая парадигмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данная парадигма нередко сочетается с семейной и общиной традициями трудового воспитания. В основе здесь - определенная трудовая этика, основанная на религиозных и дорелигиозных воззрениях, уходящих корнями в глубокую древность и часто отраженную в мифах, преданиях, в народном фольклоре (пословицах, поговорках, обрядах, заговорах, оберегах, бытовых песнях и танцах), в образе жизни и соответствующих традициях. В определенной степени религиозно-мистическая парадигма сочетается и с ремесленной, когда, например, некоторые секреты мастерства обставляются заклинаниями, обращению к неведомым силам и т.п. (см. подробнее – Климов, Носкова, 1992). Интересно, но и в современной жизни, многие люди в ответственных карьерных ситуациях могут проявлять определенную суеверность (не совершать важных дел в «запретные» дни, брать с собой «талисманы» в дальнюю дорогу и т.п.). Главный акцент при этом делается на воспитании добропорядочного человека и гражданина, где сама добропорядочность проявляется через труд на общее благо. Уместно также вспомнить, что само отношение к труду в истории меняется, и это находит отражение в разных религиях и связывается некоторыми авторами с изменениями, происходящими в социально-экономической сфере. Например, М.Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» отмечал, что с развитием капиталистических отношений и идей реформации работник все больше ощущает свою роль не как отчужденную по отношению к собственной личности, извне навязанную профессиональную категорию, а как “призвание сверху”, от Бога, и ее, этой роли, максимально усердное исполнение рассматривает как священный долг” (цит. по Ионину, 1996, с.59). В религиозно-мистической парадигме просматривается основная идея – предопределенность судьбы (особенно при обращении самоопределяющегося человека к астрологам). Считается, что далеко не все в жизни (и в карьере) можно просчитать рационально, и в ответственные карьерные моменты следует опираться и на веру в бога или в удачу, а также – обращение к высшим, неведомым силам, которые могут помочь даже в безнадежных случаях. При этом часто предполагается, что нужно вести себя «правильно», чтобы расположить к себе эти силы. В религиозном варианте, если человек живет по заповедям, то может рассчитывать на место в раю, а сама жизнь нередко рассматривается как «подготовка к раю» (часто многие верующие люди вообще считают, что «на Земле мы все в гостях»). При этом священники (как ранее шаманы) могут рассматриваться не только как «психотерапевты», но и как своеобразные «профконсультанты», опирающиеся на богатый опыт и знание конкретной ситуации жизни обращающихся к ним за помощью людей. В современном мире религиозно-мистическая парадигма приобретает новую жизнь. Например, можно наблюдать интересные эффекты детских православных и мусульманских лагерях для трудных подростков, которые, под впечатлением многовековых традиций, быстро проникаются духовными идеями и на глазах меняют свое поведение и отношение к жизни. Любопытно, что и в местах лишения свободы все популярнее становятся открытие часовен и обращение к священникам. Усиление религиозно-мистической парадигмы в современных условиях можно объяснить, во-первых, ослаблением воспитательной роли школы и семьи, а во-вторых, понижением роли науки в современном мире, особенно, утрата многими учеными и преподавателями вузов своего морального авторитета. Связано это с ориентацией не на высокие идеалы познания, а на заработок, гранты, на бюрократическое сопровождение научной и преподавательской деятельности, что даже умного и порядочного специалиста быстро превращает в бездумного исполнителя и перечеркивает научно-педагогическое творчество (подробнее о риске профессиональных деструкциях в деятельности профориентолога – в Разделе 5 настоящего пособия).
Эксплуататорская парадигма
Суть эксплуатации - использование человека в корыстных целях, вопреки его интересам, желаниям и воле. При этом возможно и добровольное, «вынужденное» рабство, когда человек в силу воспитания сам воспринимает эксплуатацию как нечто неизбежное и даже правильное. Здесь также можно говорить о традиционалистской парадигме, основанной на традиции определенного трудового воспитания, согласно которому, кому-то суждено всю жизнь трудиться в поте лица, а кому-то – наслаждаться в праздной роскоши.. Условно можно выделить следующие виды эксплуатации: материальная (финансовая), моральная (право эксплуататора на самоутверждение за счет других людей, когда они лишаются права на чувство собственного достоинства), физиологическая (эксплуатация здоровья, физических данных…), эксплуатация свободного времени личности (как разновидность моральной эксплуатации, когда человек вынужден совершать массу ненужных дел и «знать свое место», например, в дурацких очередях, при оформлении бестолковой и громоздкой документации и т.п.). При этом можно выделить множество вариантов обоснований эксплуатации, которые часто также опираются на сложившиеся в данном социуме традиции: 1) на основе силы («право сильного»); 2) на основе сословно-наследственного превосходства («право крови»); 3) на основе имущественного и финансового превосходства («прав тот кто больше заплатит важным людям или адвокатам»); 4) на основе преимущества в способностях («побеждает наиболее ловкий, умный, предприимчивый и хитрый…»);; 5) на основе «харизматического» преимущества («прав тот, кого большинство считает самым умным, сильным…»); 6) на основе территориально-географических преимуществ (московская прописка, официальное гражданство, возможности обучения и работы для жителей мегаполисов, а в другие времена – больше шансов на выживание в сельской местности в периоды голода и лишений и т.п.); 7) на основе исторических преимуществ (проживаю в более престижной и влиятельной стране на данный момент); 8) на основе национального превосходства (раньше –презрение к «цветным», сейчас – к жителям «страны дураков», и, к сожалению, надо признать, что националистические традиции вновь становятся популярными)… Главная идея в эксплуататорской парадигме: кто-то должен управлять, а кто-то – подчиняться и соответственно: кто-то должен жить лучше, а кто-то – хуже…На этой основе, меняется и смысл самоопределения – переместиться в более престижную страту («из грязи – в князи» и т.п.), что близко к элитарным ориентациям (см. подробнее в Главе 4 настоящего пособия). Можно выделить и другие, близкие смыслы самоопределения, например, признать свой статус (даже незавидный) и максимально ему соответствовать. Примечательно, но многие древние мыслители (Платон, Аристотель и др.) оправдывали рабство, что позволяет говорить и об особом «счастье раба», живущего для блага своего господина. В современном варианте, эксплуататорские идеи стали вновь популярными. Например, Россия в 90-е годы прошлого столетия отказалась от идей социализма, предполагающего стремление к социальной справедливости и равенству. И в итоге появились «новые русские», «олигархи», «топ-менеджеры» крупных компаний с многомиллионными ежемесячными доходами и фантастическими «золотыми парашютами» и т.п. В психологическом плане интересно то, что немалая часть людей все это воспринимает как нечто должное. При этом интересна как позиция тех, кого эксплуатируют («маленькие люди»), так и тех, кто эксплуатирует («элита или «псевдо-элита»). И у тех, и у других есть свои аргументы, оправдывающие смыслы их существования (см. подробнее – Пряжников, 2000, 2012а, 2012б). Для части людей привлекательность данной парадигмы связана с надеждой, когда-нибудь и самим стать «эксплуататорами», примерно так же, как в деградирующих армиях новичок «салага» мечтает стать «дедком» со всеми вытекающими привилегиями (мы называем это «дедовским принципом» в карьере). Нередко главный смысл подобных самооправданий сводится к тому, что «такова жизнь», т.е. такова традиции, что и позволяет отнести данную парадигму к традиционалистским…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.239 (0.008 с.) |