Информационно-справочная парадигма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-справочная парадигма



 

Здесь в основе – предположение о том, что если человек правильно информирован, то сможет самостоятельно решать многие карьерные вопросы.  Правда, если информации слишком много или она не упорядочена и не проверена, то возможны серьезные ошибки. И тогда, нужна помощь профконсультанта, который помог бы человеку сориентироваться в этой информации. В целом, можно выделить следующие основные профориентационные задачи в рамках рассматриваемой парадигмы:

1. Предоставить клиенту нужную информацию (о профессиях, местах дальнейшего обучения и работы…) на основе разработки достоверных и постоянно обновляемых баз данных, желательно в доступных компьютерных версиях.

2. Помочь клиенту систематизировать информацию на основе выделения существенных критериев поиска нужной информации.

3. Научить клиента самому искать и отбирать нужную информацию.

Понятно также, что сама информация должна подаваться клиенту с учетом его возрастных и общеобразовательных особенностей. Например, при работе с детьми и подростками профессиографическая информация не должна быть слишком скучной и «академичной», а наоборот, доступной и увлекательной. Информационно-справочные подходы часто эффективны, когда являются лишь элементом более системной работы с клиентом.

 

Расширение практики профориентации на более поздние возрастные группы

 

Человек самоопределяется всю жизнь и вся карьера – это чередующиеся выборы. Поэтому, нельзя ограничивать профориентационную работу только подростковым возрастом. Фактически, сейчас больше внимания уделяется периоду, когда человек заканчивает школу, выбирает профессию и место дальнейшего обучения. Это, действительно, важный и ответственный жизненный период, который даже получил определенное название – «оптация» (от лат. – желание, выбор), а человек в ситуации профессионального и личностного самоопределения называется «оптантом», (Климов, 1996, С.419). Но «оптантом» человек может быть и в последующие периоды своего развития, например, при выборе организации или подразделения, при смене профессии, при выборе работы после выхода на пенсию и др. Заметим также, что фактически профориентационной работой занимаются и в организациях, только называется это «управлением персонала» или «управлением человеческими ресурсами» (в крупных организациях).

К сожалению, необходимость профориентационной помощи пока еще не стала реальностью применительно к другим группам населения, например: мигрантам, заключенным и освободившимся из мест заключения, беженцам из «горячих точек», пенсионерам и др. Таким образом, развитие данной парадигмы имеет серьезные перспективы, если конечно общество и власть осознают необходимость такой работы.

 

 

Работа энтузиастов

 

Особая важность работы энтузиастов особенно проявляется тогда, когда в обществе профориентационная работа запущена, и многие ее просто недооценивают. Энтузиасты обычно находятся из числа педагогов, администраторов, иногда – из числа родителей учащихся и даже – из числа работников некоторых предприятий, которые организуют со учащимися близлежащих школ профориентационные занятия и мероприятия.

К сожалению, часто такая работа проводится без какой-либо системы и носи или традиции трудового воспитания; хаотичный характер. Но эта работа все же имеет особый смысл – энтузиасты напоминают всем о том, что вопросами выбора профессии и самоопределения следует заниматься. При этом иногда приобретается ценный опыт решения сложных организационных задач, даже в условиях недостаточного внимания к проблеме со стороны местного начальства. Замечено, что когда профориетационая работа в данном городе или регионе налаживаются и к ней подключаются уже профессиональные специалисты, бывшие энтузиасты нередко становятся ответственными за данную работу, если, конечно, к тому времени не испортят со всеми отношения.

В качестве энтузиастов могут быть и отдельные психологи и педагоги, имеющие хорошую профориентационную подготовку, и даже целые коллективы школ и психологических центров, которым приходится доказывать делами необходимость своей работы. Нередко в основе энтузиазма – воодушевленность, уверенность специалистов в своей правоте, а также любовь к детям и подросткам и искреннее желание помочь им сориентироваться в жизни. Поэтому, даже если энтузиасты не всегда хорошо подготовлены теоретически и плохо владеют соответствующими методиками, их воздействие на школьников может быть довольно сильным: школьники могут также воодушевиться идеями самоопределения и на этой основе, серьезнее задумаются о своем будущем.

К сожалению, опыт показывает, что и во взаимодействии с энтузиастами могут быть некоторые проблемы:

1) нередко энтузиасты имеют сильно завышенную самооценку, основанную на том, что дети «их обожают», что они уже работали, «когда всех вас еще не было» и т.п.

2) энтузиасты часто не воспринимают новый опыт профориентационной работы, считая, что «и так все знают»;

3) нередко они имеют большой опыт «выяснения отношений» с начальством в ходе их убеждения в важности профориентационной работы, часто основанный на использовании невербальных средств общения (повышенных интонациях т.п.), и этот опыт нередко используется в дискуссиях со специалистами-профконсультантами, что не способствует взаимопониманию.

И тогда к энтузиастам начинают относиться скорее «терпимо», уважая их прежние заслуги. Мы считаем, что определенное терпение к таким людям надо проявлять и искать новые точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества. В идеале, энтузиастом должен быть каждый профконсультант, соединяя воодушевленность своей работой со стремлением к профессиональному самосовершенствованию (см. подробнее – в Разделе 5 настоящего пособия).

Вопросы и задания:

1.Приведите примеры корректной профессиональной агитации.

2.Приедите примеры не корректной профессиональной агитации в современных условиях.

3.Какие основные задачи решаются психологами в рамках информационно-справочной парадигмы, если учесть, что самоопределяющийся человек и сам может получить необходимую информацию?

4.В чем основные «плюсы» и «минусы» работы профориентаторов-энтузиастов?

 

Литература к Разделу 2:

 

Основная литература:

 

Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. – 432 с.

Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 576 с.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 496 с.

Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Изд.центр «Академия», 2014б. – 288 с.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 772 с.

 

 

Дополнительная литература:

 

Акатов Л.И. Социально самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. – Курск: Изд-во Курского государственного университета. 2009. – 264 с.

Бендюков М.А. Профессиональное развитие в условиях негарантированной занятости: психологический анализ. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2006. – 160 с.

Бондарев В.П. Мой социальный и профессиональный старт. Учебник для учащихся 10-11-х профильных классов общеобразовательной школы. – М.: МИОО, 2009. – 64 с.

Бондырева С.К., Колесов Е.А. Отображение психики в мифах народов мира. – М. НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 128 с.

Веселова В.В. Билет в будущее.- М.: Знание, сер.”Педаг. и психол.”, 1990, №1.- 80 с.

Диагностические материалы для профессиональной ориентации. Методическое пособие/ Н.С.Пряжников, А.Г.Серебряков, О.Л. Кувшинова и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 368 с.

Дильтей В. Описательная психология. – СПб: Алетейя, 1995. – 160 с.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: Институт психологии РАН, 1994.- 163 с.

Зазнобина Н.П., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., Родичев Н.Ф., Умовская А.И., Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 129 с.

Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995. – 64 с.

Ионин Л.Г. Основания социо-культурного анализа: Учебное пособие. – М.: Рос. Гос. Гуман. Ун-т, 1996, 151 с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. В 2 ч. Ч.2. Выбор профессии. – М.: Просвещение, 1987. – 64 с.

Кун Т. Структура научных революций. – Благовещенск: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – 296 с.

Маслоу А. Самоактуализация/ Психология личности. Тексты (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея). - М.: Изд-во МГУ, 1982, с. 108-117.

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Профессионально самоопределение, профессиональное становление молодежи – важное условие социально-экономического развития государства». – СПб.: Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Центр содействия и профессиональной ориентации молодежи г. Санкт-Петербурга «Вектор»/ под ред. С.В.Кирилловой, Л.И.Величко, 2014. – 96 с.

Материалы Межрегиональной конференции «Профориентационная работа с молодежью» 18 октября 2012 г./ под ред. А.А.Курмаевой. – Иркутск: Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, 2012. – 153 с.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 256 с.

Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии, 1975, №5, С.110-122.

Попков В.А., Жирнов В.Д. «Российское образование – 2020»: «дорожная карта» в никуда. – М.: Отделение педагогического образования УМО университетов России, 2009. – 32 с.

Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии// Школа и производство, 1993, №4, С.20-22.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Изд.центр «Академия», 2012. – 320 с.

Пряжников Н.С. Психология элиты. – М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012а. – 320 с.

Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с.

Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 304 с.

Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата/ под ред. Е.А.Климова, О.Г.Носковой, Г.Н.Солнцевой. – М.: Юрайт, 2015. – 618 с.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 7-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с.

Резапкина Г.В., Родионов А.В., Ступницкая М.А. Самоопределение учащихся 5-9 классов. Психологическая подготовка педагогов и родителей. Методическое пособие. – М.: Академия, 2012. – 176 с.

Сидоров Н.Р. История и философия отечественного народного образования. – М.: Изд-во «Спутник», 2013. – 280 с.

Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.- 336 с.

Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с.

Чистякова С.Н.. Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. – Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса. – М.: Академия, 2004. – 96 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. 9 класс. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с.

Чистякова С.Н. Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. Программа с методическими рекомендациями. – М.: Академия, 2012. – 64 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

Чистякова С.Н. Профессионально самоопределение. Словарь терминов. – М.: Академия, 2014. – 128 с.

 

 

 Раздел 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ                                 

             САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  КАК ПРОБЛЕМА  

             РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Изучив материал данного раздела,  студенты пренепременно должны:

Знать специфику профессионального самоопределения как процесса и как результата, основные противоречия и этапы развития субъекта профессионального и личностного самоопределения, основные модели профессионального самоопределения.

Уметь выделять противоречия самоопределяющейся личности на каждом этапе развития субъекта самоопределения.

Владеть первоначальными навыками анализа ситуации самоопределения с учетом основных факторов, влияющих на личность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.022 с.)