Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационно-справочная парадигма
Здесь в основе – предположение о том, что если человек правильно информирован, то сможет самостоятельно решать многие карьерные вопросы. Правда, если информации слишком много или она не упорядочена и не проверена, то возможны серьезные ошибки. И тогда, нужна помощь профконсультанта, который помог бы человеку сориентироваться в этой информации. В целом, можно выделить следующие основные профориентационные задачи в рамках рассматриваемой парадигмы: 1. Предоставить клиенту нужную информацию (о профессиях, местах дальнейшего обучения и работы…) на основе разработки достоверных и постоянно обновляемых баз данных, желательно в доступных компьютерных версиях. 2. Помочь клиенту систематизировать информацию на основе выделения существенных критериев поиска нужной информации. 3. Научить клиента самому искать и отбирать нужную информацию. Понятно также, что сама информация должна подаваться клиенту с учетом его возрастных и общеобразовательных особенностей. Например, при работе с детьми и подростками профессиографическая информация не должна быть слишком скучной и «академичной», а наоборот, доступной и увлекательной. Информационно-справочные подходы часто эффективны, когда являются лишь элементом более системной работы с клиентом.
Расширение практики профориентации на более поздние возрастные группы
Человек самоопределяется всю жизнь и вся карьера – это чередующиеся выборы. Поэтому, нельзя ограничивать профориентационную работу только подростковым возрастом. Фактически, сейчас больше внимания уделяется периоду, когда человек заканчивает школу, выбирает профессию и место дальнейшего обучения. Это, действительно, важный и ответственный жизненный период, который даже получил определенное название – «оптация» (от лат. – желание, выбор), а человек в ситуации профессионального и личностного самоопределения называется «оптантом», (Климов, 1996, С.419). Но «оптантом» человек может быть и в последующие периоды своего развития, например, при выборе организации или подразделения, при смене профессии, при выборе работы после выхода на пенсию и др. Заметим также, что фактически профориентационной работой занимаются и в организациях, только называется это «управлением персонала» или «управлением человеческими ресурсами» (в крупных организациях).
К сожалению, необходимость профориентационной помощи пока еще не стала реальностью применительно к другим группам населения, например: мигрантам, заключенным и освободившимся из мест заключения, беженцам из «горячих точек», пенсионерам и др. Таким образом, развитие данной парадигмы имеет серьезные перспективы, если конечно общество и власть осознают необходимость такой работы.
Работа энтузиастов
Особая важность работы энтузиастов особенно проявляется тогда, когда в обществе профориентационная работа запущена, и многие ее просто недооценивают. Энтузиасты обычно находятся из числа педагогов, администраторов, иногда – из числа родителей учащихся и даже – из числа работников некоторых предприятий, которые организуют со учащимися близлежащих школ профориентационные занятия и мероприятия. К сожалению, часто такая работа проводится без какой-либо системы и носи или традиции трудового воспитания; хаотичный характер. Но эта работа все же имеет особый смысл – энтузиасты напоминают всем о том, что вопросами выбора профессии и самоопределения следует заниматься. При этом иногда приобретается ценный опыт решения сложных организационных задач, даже в условиях недостаточного внимания к проблеме со стороны местного начальства. Замечено, что когда профориетационая работа в данном городе или регионе налаживаются и к ней подключаются уже профессиональные специалисты, бывшие энтузиасты нередко становятся ответственными за данную работу, если, конечно, к тому времени не испортят со всеми отношения. В качестве энтузиастов могут быть и отдельные психологи и педагоги, имеющие хорошую профориентационную подготовку, и даже целые коллективы школ и психологических центров, которым приходится доказывать делами необходимость своей работы. Нередко в основе энтузиазма – воодушевленность, уверенность специалистов в своей правоте, а также любовь к детям и подросткам и искреннее желание помочь им сориентироваться в жизни. Поэтому, даже если энтузиасты не всегда хорошо подготовлены теоретически и плохо владеют соответствующими методиками, их воздействие на школьников может быть довольно сильным: школьники могут также воодушевиться идеями самоопределения и на этой основе, серьезнее задумаются о своем будущем.
К сожалению, опыт показывает, что и во взаимодействии с энтузиастами могут быть некоторые проблемы: 1) нередко энтузиасты имеют сильно завышенную самооценку, основанную на том, что дети «их обожают», что они уже работали, «когда всех вас еще не было» и т.п. 2) энтузиасты часто не воспринимают новый опыт профориентационной работы, считая, что «и так все знают»; 3) нередко они имеют большой опыт «выяснения отношений» с начальством в ходе их убеждения в важности профориентационной работы, часто основанный на использовании невербальных средств общения (повышенных интонациях т.п.), и этот опыт нередко используется в дискуссиях со специалистами-профконсультантами, что не способствует взаимопониманию. И тогда к энтузиастам начинают относиться скорее «терпимо», уважая их прежние заслуги. Мы считаем, что определенное терпение к таким людям надо проявлять и искать новые точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества. В идеале, энтузиастом должен быть каждый профконсультант, соединяя воодушевленность своей работой со стремлением к профессиональному самосовершенствованию (см. подробнее – в Разделе 5 настоящего пособия). Вопросы и задания: 1.Приведите примеры корректной профессиональной агитации. 2.Приедите примеры не корректной профессиональной агитации в современных условиях. 3.Какие основные задачи решаются психологами в рамках информационно-справочной парадигмы, если учесть, что самоопределяющийся человек и сам может получить необходимую информацию? 4.В чем основные «плюсы» и «минусы» работы профориентаторов-энтузиастов?
Литература к Разделу 2:
Основная литература:
Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. – 432 с. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 576 с. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 496 с. Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Изд.центр «Академия», 2014б. – 288 с. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 772 с.
Дополнительная литература:
Акатов Л.И. Социально самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. – Курск: Изд-во Курского государственного университета. 2009. – 264 с. Бендюков М.А. Профессиональное развитие в условиях негарантированной занятости: психологический анализ. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2006. – 160 с. Бондарев В.П. Мой социальный и профессиональный старт. Учебник для учащихся 10-11-х профильных классов общеобразовательной школы. – М.: МИОО, 2009. – 64 с. Бондырева С.К., Колесов Е.А. Отображение психики в мифах народов мира. – М. НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 128 с. Веселова В.В. Билет в будущее.- М.: Знание, сер.”Педаг. и психол.”, 1990, №1.- 80 с. Диагностические материалы для профессиональной ориентации. Методическое пособие/ Н.С.Пряжников, А.Г.Серебряков, О.Л. Кувшинова и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 368 с.
Дильтей В. Описательная психология. – СПб: Алетейя, 1995. – 160 с. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: Институт психологии РАН, 1994.- 163 с. Зазнобина Н.П., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., Родичев Н.Ф., Умовская А.И., Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 129 с. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995. – 64 с. Ионин Л.Г. Основания социо-культурного анализа: Учебное пособие. – М.: Рос. Гос. Гуман. Ун-т, 1996, 151 с. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. В 2 ч. Ч.2. Выбор профессии. – М.: Просвещение, 1987. – 64 с. Кун Т. Структура научных революций. – Благовещенск: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 1998. – 296 с. Маслоу А. Самоактуализация/ Психология личности. Тексты (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея). - М.: Изд-во МГУ, 1982, с. 108-117. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Профессионально самоопределение, профессиональное становление молодежи – важное условие социально-экономического развития государства». – СПб.: Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Центр содействия и профессиональной ориентации молодежи г. Санкт-Петербурга «Вектор»/ под ред. С.В.Кирилловой, Л.И.Величко, 2014. – 96 с. Материалы Межрегиональной конференции «Профориентационная работа с молодежью» 18 октября 2012 г./ под ред. А.А.Курмаевой. – Иркутск: Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, 2012. – 153 с. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 256 с. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии, 1975, №5, С.110-122. Попков В.А., Жирнов В.Д. «Российское образование – 2020»: «дорожная карта» в никуда. – М.: Отделение педагогического образования УМО университетов России, 2009. – 32 с. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии// Школа и производство, 1993, №4, С.20-22. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Изд.центр «Академия», 2012. – 320 с.
Пряжников Н.С. Психология элиты. – М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012а. – 320 с. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 304 с. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата/ под ред. Е.А.Климова, О.Г.Носковой, Г.Н.Солнцевой. – М.: Юрайт, 2015. – 618 с. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 7-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с. Резапкина Г.В., Родионов А.В., Ступницкая М.А. Самоопределение учащихся 5-9 классов. Психологическая подготовка педагогов и родителей. Методическое пособие. – М.: Академия, 2012. – 176 с. Сидоров Н.Р. История и философия отечественного народного образования. – М.: Изд-во «Спутник», 2013. – 280 с. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.- 336 с. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с. Чистякова С.Н.. Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. – Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса. – М.: Академия, 2004. – 96 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. 9 класс. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с. Чистякова С.Н. Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. Программа с методическими рекомендациями. – М.: Академия, 2012. – 64 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. – М.: Академия, 2014. – 256 с. Чистякова С.Н. Профессионально самоопределение. Словарь терминов. – М.: Академия, 2014. – 128 с.
Раздел 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ Изучив материал данного раздела, студенты пренепременно должны: Знать специфику профессионального самоопределения как процесса и как результата, основные противоречия и этапы развития субъекта профессионального и личностного самоопределения, основные модели профессионального самоопределения. Уметь выделять противоречия самоопределяющейся личности на каждом этапе развития субъекта самоопределения. Владеть первоначальными навыками анализа ситуации самоопределения с учетом основных факторов, влияющих на личность.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.022 с.) |