Глава 27. Профессиональное самоопределение как снятие основного противоречия личности между желаниями («хочу»), возможностями («могу») и ожиданиями со стороны социума («надо»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 27. Профессиональное самоопределение как снятие основного противоречия личности между желаниями («хочу»), возможностями («могу») и ожиданиями со стороны социума («надо»).



В Разделе 1, Главе 1 уже говорилось о «трех китах» профориентации, выделенных Е.А.Климовым (Климов, 1990, С.7, 122-123): 1) «хочу (учет и прогнозирование изменений желаний личности); 2)  «могу» (учет и прогнозирование изменения ее возможностей) и 3) «надо» (учет и прогнозирование потребностей рынка труда). При этом можно говорить об уровне развитости желаний и об уровне развитости стремления реализовывать и совершенствовать свои возможности. Уже здесь могут быть определенные противоречия, когда, например, желания не соответствуют возможностям. И профконсультанту приходится обращать на это внимание клиента и, уже совместно с ним, размышлять, как гармонизировать эти составляющие выбора.

Но можно и рассматривать и сам вектор развития желаний и применения своих возможностей в будущей профессиональной деятельности. Условно этот вектор определяется в следующей системе координат: 1) ось «альтруизм – эгоизм»; 2) ось «творчество и достоинство – пассивность и зависимость». На пересечении этих осей и определяется некое «пространство самоопределения». Понятно, что можно было взять и другие оси (например, оси «ответственности – авантюризма», «богатства – бедности», «признания – непризнания» и т.п.), и тогда получались бы несколько иные пространства. Обозначенное нами выше пространство самоопределения представляется наиболее интересным, поскольку соответствует наиболее важной мировоззренческой проблематике о соотношении «добра и зла», а также – соотношению «активности и пассивности» личности.

Основные сложности возникают при несовпадении желаний личности и ожиданий («надо») от нее со стороны ближайшего окружения, а также – несовпадении стремления человека реализовать и развивать свой потенциал («возможности») и ожиданий со стороны других людей. Условно эти противоречия (несовпадения) можно отразить на рисунке (см. Рисунок 3.1).

 

Альтруистическая ориентация            
        «Хочу»
         
  Представление о востребованности «могу» в обществе      
        «Могу»
Эгоистическая ориентация     Представление о востребованности «хочу» в обществе      
  Ориентация на массовые ценности     Ориентация на уникальность

 

 

Рисунок 3.1. Модель различных ориентаций самоопределяющейся личности. Стрелки «хочу», «могу» указывают на вектор предполагаемого развития. Длина стрелок указывает на силу направленности личности. Стрелки - представление о востребованнности «хочу» и «могу» -  отражают степень осознания личностью реальных ожиданий со стороны общества. Разнонаправленность стрелок указывает о степени конфликтности позиции личности.

 

Осознание этих противоречий является основой для более грамотной психолого-педагогической помощи самоопределяющейся личности. Ниже представлена модель различных ориентаций личности, отражающая ее основные векторы развития и представления об ожиданиях со стороны общества (см. Рисунок 3.1). Разнонаправленность и сила ориентаций и ожиданий порождает конфликт. Само пространство самоопределения строится на двух системах координат: по вертикали выделяется ось «альтруизм – эгоизм», а по горизонтали ось «массовые ориентации – ориентация на самобытность, на уникальность». Мы считаем, что данные координаты наиболее важны и часто отражают сущность проблемы самоопределения в глобальном контексте поиска человеком своего места в обществе и культуре.

Мы считаем также, что данная модель должна строиться для каждой конкретной ситуации, на каждом отдельном этапе развития личности. Например, при осознании ожиданий на уровне конкретной школы надо быть готовым, что в каждой школе (и в каждом классе) эти ожидания могут различаться… Аналогичные различия могут быть в каждом конкретном профессиональном учебном заведении, в организациях и т.п.

Вопросы и задания:

1.Приведите пример ситуации самоопределения, где основной конфликт – между желаниями человека и ожиданиями по отношению его желаний со стороны других значимых людей.

2. Приведите пример ситуации самоопределения, где основной конфликт – между представлениями человека о векторе реализации своих способностей и другими ожиданиями по этому поводу со стороны других значимых людей.

3.Может ли профконсультант реально помочь самоопределяющемуся человеку, если сам человек не способен выделять противоречия между «хочу», «могу» и ожиданиями со стороны значимых людей.

Глава 28.Основные факторы профессионального самоопределения.

 

28.1. Понятие «ситуация профессионального самоопределения»

 

В целом такая ситуация самоопределения рассматривается как некая совокупность и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, на основе учета которых принимаются карьерные решения и строится перспектива профессионального развития личности. Традиционно, за основу здесь берут восемь основных факторов выбора профессии («восьмиугольник») Е.А.Климова (1990, С.121-128). В виде модели и прилагающихся к ней задач-ситуаций этот «восьмиугольник основных факторов» выбора профессии представлен в Приложении 1 настоящего пособия.

Эти традиционно выделяемые факторы следующие: 1) возможности человека (его способности, состояние здоровья, возможности семьи…); 2) уровень притязаний личности; 3) информированность, где выделяется «макро-информированность» как общая ориентировка в мире профессий, и «микро-информированность» как знание выбираемой профессии, мест получения образования и мест возможного трудоустройства; 4) склонности (в отличие от интересов, склонности более устойчивы); 5) позиция товарищей, сверстников (их отношение к выборам); 6) позиция родных и близких (их отношение к выборам и готовность помогать в их реализации); 7) потребности рынка (в частности, актуальная и перспективная востребованность выбираемой профессии); 8) наличие Личного профессионального плана (ЛПП) как некой программы, позволяющей действовать не хаотично, а осмысленно и последовательно. Считается, что именно ЛПП является интегрирующим фактором, а само качество ЛПП определяется тем, насколько учтены все другие факторы.

Мы считаем, что, помимо выделенных выше восьми основных факторов, можно добавить следующие: 9) специалисты, помогающие личности в профессиональных выборах и планировании карьеры – профконсультанты, педагоги, социальные педагоги и др. (их готовность помочь реально); 10) государственная система профориентации (более глобально – система управления человеческими ресурсами). Как мы уже отмечали в предыдущих главах и разделах, именно наличие и уровень развития специалистов и такой системы во многом является решающим фактором самоопределения личности в условиях расширяющихся свобод… Также можно выделить и несколько нетрадиционные факторы: 10) волевые качества самоопределяющейся личности, позволяющие ей мобилизоваться в ответственные моменты и не отчаиваться при временных неудачах; 11) случайные факторы, как негативные, усложняющие карьерные выборы (болезнь, переезд, близкие к патологии иррациональные влечения и т.п.), так и позитивные факторы, создающие дополнительные благоприятные возможности (например, встреча с влиятельным человеком, готовым помочь в карьере или неожиданно «свалившееся» богатство, позволяющее строить более смелые карьерные планы и т.п.); 12) готовность личности к целостному, интуитивному пониманию общей ситуации самоопределения, когда удается сделать удачный выбор, увидеть «карьерный шанс», и даже спрогнозировать успешность определенных карьерных шагов. Интересно, по Раймонд А.Ною и др. выделяют наравне с другими и такой фактор карьерной успешности как карьерную интуицию (карьерный «инсайт»), считая его даже ведущим компонент мотивации карьеры (цит. по Могилевкину, 2007, С.86-95). Но и при таких факторах интегрирующим фактором остается ЛПП.

Важно также отличать «ситуацию профессионального самоопределения», где отражены основные факторы выбора и взаимоотношения между ними (вплоть, до противоречий, которые еще необходимо будет устранить в ходе консультации), от самой «ситуации профконсультирования», где отражен сам процесс взаимодействия консультанта и клиента по устранению противоречий между факторами ситуации самоопределения и построения более обоснованного ЛПП.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.007 с.)