Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии обмана и самообманаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Данные стратегии мы рассматриваем как нежелательные, хотя иногда профконсультантам приходится проводить и такую работу. Например, если психолог-консультант работает в школе или в организации. Где профориентационная работа (или профотбор) основаны на сомнительных идеях, например: ориентация на «показуху» и «хорошие отчеты», «охват» большинства школьников бестолковыми мероприятиями, «заманивание» школьников или выпускников школ через невыполнимые обещания (в условиях, когда во многих школах, колледжах и вузах недоборы учащихся, от которых зависит финансирование), профотбор без учета реальных деловых качеств претендента (по указанию высшего руководства, через взятки или с использованием тестов, с сомнительными и неадекватными нормами и т.п.). Стратегия обмана часто ставит профконсультанта перед выбором: кого обманывать, доверившихся клиентов или руководство своей организации? Если обманывать клиентов, то такой обман свидетельствует о личностных деструкциях и деградации самого консультанта (см. подробнее в Главе 5 настоящего пособия). Если обманывать руководство в своих «правильных» отчетах, то есть риск быть наказанным или уволенным. На основании своего опыта участия в «вынужденном» обмане, когда нам еще в начале 80-х годов приходилось «агитировать» учащихся поступать на непривлекательные специальности СГПТУ и предприятия (тогда такие указания исходили сверху), мы можем сказать следующее. Руководство организации, где мы работали, прекрасно понимало нелепость такой работы и догадывалось, что реально мы такой «агитацией» не занимались, а просто правдиво рассказывали учащимся обо всем «плюсах» и «минусах» разных вариантов выбора. Но при этом нас не наказывали, и все потому, что в отчетах мы «рапортовали» так, как положено, а на деле (о чем естественно не говорили) работали так, как считали нужным. Таким образом, даже в условиях вынужденного обмана можно сохранять профессиональное самоуважение. Плохо, когда профконсультант быстро и некритично «проникается» любыми директивами сверху и начинает ревностно их исполнять, хотя мог бы осторожно компенсировать нелепость таких директив в своей реальной работе (см. подробнее об этом – в Главе 5, теме 42 настоящего пособия). Самообман в профконсультировании предполагает личностное принятие и самооправдание профконсультантом сомнительных вариантов своей работы с клиентом. При этом сам консультант изначально может и понимать недопустимость такой работы, но боится что-либо изменить (или руководствуется корыстными интересами, считая, что обманывая клиентов, можно получать большие гонорары). Но поскольку долго находиться в состоянии моральной неполноценности трудно, многие начинают оправдывать свои действия. Замечена даже закономерность в таких оправданиях: чем образованнее и умнее консультант, тем проще ему обмануть и успокоить самого себя («благодаря» гибкому интеллекту, способному все «вывернуть наизнанку»). Условно можно привести следующие варианты самооправданий: 1) клиент все равно примитивен, поэтому его не жалко; 2) я действую так, как многие другие консультанты; 3) раз клиент доволен даже моими сомнительными действиями и рекомендациями, то у меня нет оснований винить себя; 4) если я буду работать по-честному, то есть риск быть наказанным или уволенным (а также – риск «эмоционального выгорания», излишних переживаний и т.п.)… Можно также привести некоторые обобщенные примеры вариантов самообмана в профконсультировании: 1) Директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но сам про себя думает: «Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу»… Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из него веревки»… при этом сам клиент бывает очень, что работает с таким «знающим» и «приятным» специалистом… 2) Игра в “терапию ”. Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после группы подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней…». Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: «Спросите у детей, они вам скажут, понравилось им моя помощь или нет…»). 3) “ Деструктивно-рекомендательная ”, выражается в стремлении «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться, таким образом, самому (типично для начинающих профконсультантов); 4) «Адаптивно-манипулятивная». Главная проблема здесь: как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случаях, когда клиент или мама клиента уже решили для себя сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу – это скорее подтверждение своей правоты и, одновременно, перенесение ответственности на самого психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом). Вопросы и задания: 1.Какая консультационная парадигма более адекватна задачам профконсультирования? Почему? 2.В чем преимущества и недостатки рационалистической парадигмы, применительно к задачам профконсультирования? 3.В чем приемущества и недостатки «глубинной» парадигмы, применительно к задачам профконсультирования? 4.При каких условиях интуитивистские подходы будут эффективны в профконсультировании?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.007 с.) |