Оценка эффективности профориентации как психолого-педагогического направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности профориентации как психолого-педагогического направления



Здесь можно оценивать систему профориентационной работы на каждом уровне: деятельность конкретного профконсультанта, профориентационную работу конкретных учреждений (школы, психологического центра, организации, вуза или колледжа), профориентационную работу на уровне города, региона и даже страны в целом. Понятно, что критерии эффективности для каждого уровня должны быть разными, но при этом они должны быть ориентированы на общую цель профориентации. Более подробно различные параметры эффективности и возможные эффекты описаны в специальной литературе (см. например, Пряжников, 2014б, С.173-176, 200-201, 205-207). Например, при оценке эффективности работы конкретного консультанта в школе главный акцент следует делать на параметры изменения учащегося как субъекта самоопределения и меньше придираться к баллам ЕГЭ, т.к. это эффективность труда других специалистов. При оценке эффективности директора школы главное внимание не к результатам тестирования школьников и их профессиональным намерениям, а к условиям, которые директор создает/ или н создает для нормальной работы школьных психологов (педагогов-психологов) и профконсультантов…

Также можно отдельно оценивать готовность к профориентационной работе конкретных специалистов. Например, оценивать опыт конкретного консультанта, его уровень образования (включая дополнительное образование), его готовность использовать в работе разнообразные формы и методы (включая и сложные активизирующие методики), его мотивацию к труду, уровень его инициативности и ответственности в организации профориентационной работы, его готовность быть координатором работы (взаимодействовать с родителями, педагогами, смежными специалистами из других организаций), его отношения со школьниками, а также – его отчетность по работе, проводимым мероприятиям и т.п.

Понятно, что основными показателями его работы будут позитивные изменения в сознании самих школьников и их первые карьерные успехи (конкретные выборы и их реализация). Правда, здесь возникают сложные вопросы: 1) всегда ли успех школьника (как субъекта самоопределения) напрямую связан с той работой, которую провел профконсультант (например, когда школьник сам сделал обоснованные выборы или когда ему реально помогали другие люди – учителя, родители, сверстники…)? 2) Всегда ли виноват профконсультант, если школьник не успешен в профессиональных выборах и первых карьерных действиях, например, не поступил в сложный вуз, в решающий момент передумал и выбрал другой вариант…(?), ведь вполне возможно, что есть в этом и вина самого школьника, т.к. окончательный выбор должен сделать он сам и сам же нести ответственность за принятые решения и успешность их реализации…

Таким образом, судить об эффективности деятельности профконсультанта только по успешности их клиентов не совсем справедливо. Как уже отмечалось, оценка эффективности профориентации – это сложная задача, и осуществляться такая оценка должна комплексно, с учетом множества параметров, включая и готовность самих клиентов к сотрудничеству с психологом-профконсультантом. И как уже отмечалось, эффективность консультанта сильно зависит, в том числе, от того, насколько благоприятные условия для его работы созданы в конкретной школе, вузе или в организации. Также важно учитывать, насколько власть разных уровней уделяет внимание развитию кадровой политики (управлению человеческими ресурсами) и заботится о самом статусе профконсультантов, включая и заботу об их условиях труда (а медико-гигиенические показатели работы консультанта сейчас вообще не разработаны) и справедливую оплату их профессиональной деятельности.

 

10.3. Оценки эффективности профессионального самоопределения конкретной личности

 

Эффективность самоопределения конкретной личности определяется ее достижениями (поступлением в желаемые учебные заведения, трудоустройством, трудовыми успехами), а также – изменениями самой личности, развития ее как субъекта самоопределения. Развитие такой субъектности можно конкретизировать      в следующих параметрах, соотнесенных с основными общими задачами профориентации:

1) Профинформационная работа:

- полнота представлений о мире профессий (в основе – системные знания и умение группировать профессии по различным признакам);

- точность знания профессий (особенно, наиболее популярных и востребованных);

- знание ситуации на рынке труда;

- готовность прогнозировать развитие рынка труда (и потребности в тех или иных профессиях);

- знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей;

- знание особенностей поступления в вузы и колледжи;

- представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий и окончания конкретных учебных заведений;

- знание путей подготовки к профессии;

- знание основных внешних и внутренних препятствиях на пути к профессиональным целям;

- знание основных ошибок, совершаемых при выборе профессии и планировании перспектив своего развития и др.

2.Профдиагностика:

- представление о своих намерениях, ценностях и смыслах;

- представление о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях (умение соотносить эти цели, делать их взаимодополняющими)

- представление о своих возможностях и недостатках (личностных характеристиках, особенностей характера и темперамента, психофизиологических и двигательных характеристиках и т.п.);

- представление о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки;

- представление о своей жизненной и карьерной ситуации – «ситуации самоопределения» (по Е.А.Климову), т.е. насколько она облегчает или затрудняет достижение профессиональных целей);

- представление о способах использования преимуществ своей ситуации самоопределения и о способах преодоления ограничении этой ситуации.

3) Морально-эмоциональная поддержка:

- оптимистичный взгляд на свое будущее (основанный на вере в свою готовность преодолеть любые преграды на пути к цели);

- умение

- готовность к самообладанию в сложных ситуациях профессионального, жизненного и личностного самоопределения (умение не унывать, держать себя в руках, концентрироваться на главном);

- умение учиться на своих и чужих ошибках (мудрое отношение к ошибкам и неудачам): идти на определенные (разумные) компромиссы, когда «вынужденно» приходится делать совсем не то, о чем мечтал (например, готовится к дурацким экзаменам или выполнять нелепые правила и условности в родном учебном заведении и т.п.) – и все это ради достижения главной цели;

- умение помогать своим друзьям, родным и близким (по принципу, «когда кому-то помогаешь, меньше переживаешь и собственные проблемы»);

- нравственная состоятельность выборов, т.е. уверенность в этической правомерности своих намерений (заметим, что сомнения в этом случае могут деморализовать самоопределяющуюся личность);

- владение приемами саморегуляции в трудных ситуациях (практическое самообладание);

- умение выделять жизненные и карьерные приоритеты для данного момента и данной ситуации развития;

- знание специалистов (или психологических центров), куда можно обратиться за морально-эмоциональной поддержкой и др.

4) Помощь в принятии решении и конкретных выборах:

- владение приемами обоснованного выбора;

- учет основных факторов выбора;

- соответствие целей и средств (возможностей), т.е. реалистичность выбора;

- умение обосновывать и отстаивать правомерность своих выборов;

- готовность к волевому усилию в случае выбора равноценных альтернатив;

- этическая правомерность выбора (соответствие моральным нормам, закону и собственным нравственным представлениям самоопределяющегося подростка и его ближайшего окружения).

5) Помощь в планировании перспектив своего развития:

- логическая преемственность действий по достижению целей;

- умение разбивать цели на более простые и понятные задачи (карьерные шаги);

- умение выделять альтернативные варианты планов;

- умение выделять наиболее оптимальные варианты планов (из набора альтернатив);

- умение совмещать в своих планах профессиональные, жизненные и личностные цели (стремиться к минимизации противоречий между ними);

- умение самостоятельно реализовывать свои намерения (особенно, делать первые, наиболее сложные самостоятельные шаги) и др.

При этом по каждому параметру можно было бы выделить более конкретные показатели эффективности, и уже под эти показатели подбирать или проектировать конкретные методики или программы работы.

Вопросы и задания:

1.Каковы следствия нечеткости критериев эффективности профориентационной работы?

2.В чем главная причина отсутствия четких критериев эффективности профориентационной работы?

3. Возможна ли интуитивная оценка эффективности профориентации, или нужна четкая (рациональная) оценка?

4. Можно ли брать за основу успешного самоопределения карьерные успехи (высокие должности), высокий доход (прибыль), известность (памятники и мемориальные доски)? Как быть с прежними кумирами, которых низвергают?

5.Чем в большей степени может гордиться профконсультант:

- тем, что его клиенты-школьники с иронией относятся с ЕГЭ?

- тем, что они абсолютно не сомневаются в «правильности» ЕГЭ?

                                                                                     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.014 с.)