Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка эффективности как общая теоретико-методологическая проблема профориентологии
Проблема критериев оценки эффективности профориентационной работы разрабатывается давно (Вершинин, 1990; Климов, 1983; Пряжникова, Пряжников, 2010; Пряжников, Румянцева, 2013, Пряжников, 2014 и др.). К сожалению, существующие критерии во многом несовершенны, и пока это самый болезненный (нерешенный) вопрос не только профориентации, но и все практической психологии. Нерешенность проблемы критериев приводит к взаимному непониманию между: профконсультантами и клиентами (школьниками и их родителями), профконсультантами и руководством различных образовательных учреждений, профконсультантами и руководителями предприятий, профконсультантами и местной властью (отвечающей за кадровую политику), а также – между самими профконсультантами, придерживающимися разных взглядов на сущность профориентационной помощи… Сами критерии должны давать ответ на вопрос, насколько успешно решаются поставленные задачи и достигаются сами цели профориентации? Соответственно, критерии являются производными от четко сформулированных целей и задач. При этом, именно цели (как главный системообразующий признак) выступают важнейшим условием создания системы профориентационной работы на уровне страны в целом, регионов, отраслей и конкретных психолого-педагогических учреждений (школ, психологических центров, профессиональных учебных заведений), где могут работать профконсультанты. К сожалению, для сегодняшнего дня характерна некоторая фрагментарность всей кадровой политики в стране, и как следствие, - фрагментарность профориентационной работы со школьниками. Можно выделить основные проблемные моменты оценки эффективности профориентации: 1) Пока нет четких общепризнанных критериев, что объясняется реальной сложностью самоопределения (возможно, это самое сложное явление), что порождает много спекуляций, когда при явно плохой работе, заявляется, что она – успешная, а в случае претензий, обычно говорится, «а где четкие критерии (?), как Вы можете вообще оценивать работу (?)»… 2) Отсутствие четких критериев эффективности профориентации усугубляется тем, что часто и в практической психологии, и в образовании не утихают споры о том, что есть эффективность (например, дискуссии об эффективности общего и профессионального образования, особенно, в условиях проводимых «инновационных» реформ, вызывающих все большие сомнения…). 2) Негативные следствия отсутствия четких критериев и показателей, в частности: взаимное непонимание во взаимодействии с клиентом (разное понимание эффективности); взаимное непонимание во взаимодействии с начальством (особенно в ходе проверок и отчетов); взаимное непонимание во взаимодействии с коллегами (споры о том, кто работает лучше или хуже); неопределенность и сомнения в отношениях консультанта с самим собой (при рефлексии своего труда)…
Как уже отмечалось, сами критерии эффективности можно рассматривать как производные от целей, задач и параметров, но здесь многое зависит от того, насколько удачно сформулированы эти цели и задачи (см. предыдущий раздел 9 данной темы). Можно выделить следующие основные требования к средствам оценки эффективности (в отличие от научно-исследовательских средств, где цель - получение нового конкретного знания, а практическая цель – помощь личности в самоопределении): компактность (простота использования, экономия времени); понятность (для консультантов и их руководителей, а часто – и для клиентов); обобщенность (комплексная оценка всей деятельности профконсультантов – через оценку уровня взаимосвязи разных параметров оценки); прогностичность (ориентация на перспективу)…; допускается некоторая «интуитивность» оценок (на основе опыта самого консультанта, отчетов клиентов и мнении экспертов) – как у педагогов; интересной и перспективной представляется идея формирования у клиентов готовности к самооценке (рефлексии) своего изменения как субъекта самоопределения с помощью доступных для клиента критериев и показателей эффективности его собственного развития как субъекта самоопределения. Важно разделять критерии на долгосрочные, тактические и оперативные…. Как отмечал Е.А.Климов, профориентация по сути своей обращена в будущее, поэтому, окончательно сказать, насколько она была эффективной можно лишь через годы… Сам Е.А.Климов предлагал следующие обобщенные критерии эффективности профоринетации: 1) реальный выбор (решение вопроса); 2) привлекательность выбора; 3) успешность (реализуемость) выбора; 4) «психофизиологическая цена» за успех. Также он отмечал, что минимально допустимым эффектом профконсултации должно быть оптимистичное отношение школьника к своему професиональному будущему (Климов, 1983).
Ниже предлагаются возможные (уточненные) критерии оценки эффективности профориентации, каждый из которых еще нуждается в конкретизации: 1) полнота учета основных факторов профессионального самоопределения; 2) осознанность планирования перспектив своего развития, что предполагает согласованность целей и средств, непротиворечивость различных компонентов личной профессиональной перспективы - ЛПП, логическую преемственность действий по реализации целей и т.п.; 3) уровень самостоятельности при планировании перспектив развития; 4) уровень самостоятельности при реализации своих планов; 5) относительная устойчивость ЛПП (в ответственные периоды карьеры при принятии решения); 6) реалистичность и гибкость ЛПП; 7) оптимистичность и перспективность ЛПП (ориентация на успех с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов); 8) этическая состоятельность ЛПП (разумное соответствие моральных, правовых и нравственных позиций); 9) оптимизм по отношению к своему будущему.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.004 с.) |