Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «индивидуальный стиль труда»
В.С.Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности (см. Мерлин, 1986, С.142): 1. Формирование «симптомокомплексов», характеризующих отдельные свойства личности; 2. Изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития; 3. Возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности. В.С.Мерлин отмечал, что стиль отражает “взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи” (Мерлин, 1986, с.166-167). При этом формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности» (это также связано с формированием индивидуального способа деятельности). Основные этапы освоения профессии: 1) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности); 2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем - осваивается деятельность в целом. В целом, обобщенная схема освоения профессиональной деятельности представляется следующей: 1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, “правильной” деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности - это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия - ООД). Здесь выделяются следующие основные подэтапы: 1) Построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности); 2) Освоение отдельных действий;
3) Освоение множества действий и деятельности в целом… 2. Освоение деятельности по-новому образцу (то есть формирование индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа: 1) Освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника; 2) осваивается новая деятельность в целом – на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленная к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности). При этом можно говорить о «парадоксе» освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так как “положено” (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии «тылов» в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании). Вопросы и задания: 1.Какая цель диагностических профессиограмм? 2.Какая цель ориентировочно-диагностических профессиограмм? 3.Как соотносятся профессиограммы и психограммы? 4.Что такое ПВК? 5.Можно ли считать «Схему анализа профессий» профессиограммой? Почему? 6.Можно ли строить профессиограмму с учетом индивидуального стиля трудовой деятельности конкретного работника? 7.Наовите основные сомнения по поводу построения обобщенной «модели специалиста».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.004 с.) |