Понятие «индивидуальный стиль труда»
Содержание книги
- Объект и предмет профориентологии
- Профориентация и профконсультация
- Социальное, жизненное, личностное и профессиональное самоопределение
- Профессиоведение и профессиографирование
- Соотношение гуманитарных и естественно-научных традиций в профориентологии
- Проблема расширения кругозора профориентолога
- Взаимосвязь развития профориентации с уровнем реальной свободы в обществе
- Смена концептуальных установок в развитии практической профориентации: зарубежный и отечественный опыт
- Значение принципов в профориентологии, профориентации и профессиональном самоопределении. Общие принципы
- Оценка эффективности как общая теоретико-методологическая проблема профориентологии
- Оценка эффективности профориентации как психолого-педагогического направления
- Психологическое понимание «труда» и «профессии»
- Основы профессиографирования
- Понятие «индивидуальный стиль труда»
- Типологии профессий как средство ориентировки в мире труда
- Типология профессий на основе «проблемной ориентации» самоопределяющейся личности
- Профессиональные выборы в контексте представлений самоопределяющейся личности о своей «особой миссии»
- Глава 15. Типы профессиональных карьер. Проблема выбора самоопределяющейся личностью «карьерной Я-концепции»
- Различные основания для типологии карьер
- Понятие «карьерная Я-концепция»
- Факторы взаимосвязи и доминирования парадигм в профориентации
- Парадигмы трудового воспитания, обучения и профориентации
- Глава 17. Традиционалистские парадигмы
- Религиозно-мистическая парадигма
- Мировоззренческий (воспитательный, идеологический) подход
- Системы и критерии отбора в прежние эпохи
- Развитие систем школьных олимпиад, конференций и т.п.
- Отбор, основанный на сомнительных критериях профпригодности
- Воспитание и обучение в специальных «трудовых школах»
- Появление молодежных центров по профориентации
- Глава 22. Консультационные парадигмы
- Интуитивистские подходы. Модели нетрадиционной помощи
- Стратегии обмана и самообмана
- Комерческие центры (кадровые и рекрутинговые агентства, ассесмент-центры и др.)
- Информационно-справочная парадигма
- Глава 25. Профессиональное самоопределение как высший уровень профориентации
- Самоопределени как результат и как процесс
- Глава 27. Профессиональное самоопределение как снятие основного противоречия личности между желаниями («хочу»), возможностями («могу») и ожиданиями со стороны социума («надо»).
- Личная профессиональная перспектива (ЛПП) как интегрирующий фактор, снимающий противоречия между другими факторами
- Субъектность и псевдо-субъектность в профессиональном самоопределении
- Проблема выделения оснований для построения периодизаций
- Содержательные модели, основанные на разных идеях
- Самоопределение выпускников школ и абитуриентов
- Помощь безработным и незанятым
- Готовность профконсультанта мыслить глобально и помогать самоопределяющемуся клиенту искать свое место в более обширных социокультурных контекстах
- Вариативность и противоречивость критериев успеха на уровне конкретной личности
- Возможные противоречия в этических представлениях о жизненном успехе и карьере
- Миф о том, что талантливый человек всегда и везде сумеет достичь успеха и хорошо зарабатывать
- Проблема элиты и псевдо-элиты
- Возможные карьерные преимущества маленького человека
В.С.Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности (см. Мерлин, 1986, С.142):
1. Формирование «симптомокомплексов», характеризующих отдельные свойства личности;
2. Изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития;
3. Возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности.
В.С.Мерлин отмечал, что стиль отражает “взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи” (Мерлин, 1986, с.166-167).
При этом формирование психологической структуры профессиональной деятельности предполагает, что освоение профессии рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализации нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности» (это также связано с формированием индивидуального способа деятельности). Основные этапы освоения профессии: 1) когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности); 2) практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности, при этом сначала осваиваются отдельные действия, а затем - осваивается деятельность в целом.
В целом, обобщенная схема освоения профессиональной деятельности представляется следующей:
1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной, “правильной” деятельности (образ всей нормативно-заданной деятельности - это фактически формирование нормативной ориентировочной основы действия - ООД). Здесь выделяются следующие основные подэтапы:
1) Построение образа целостной деятельности (как обобщенная ориентировка в данной деятельности);
2) Освоение отдельных действий;
3) Освоение множества действий и деятельности в целом…
2. Освоение деятельности по-новому образцу (то есть формирование индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа:
1) Освоение отдельных действий на основании новых, собственных представлений работника;
2) осваивается новая деятельность в целом – на основе уже освоенного нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленная к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).
При этом можно говорить о «парадоксе» освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так как “положено” (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии «тылов» в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).
Вопросы и задания:
1.Какая цель диагностических профессиограмм?
2.Какая цель ориентировочно-диагностических профессиограмм?
3.Как соотносятся профессиограммы и психограммы?
4.Что такое ПВК?
5.Можно ли считать «Схему анализа профессий» профессиограммой? Почему?
6.Можно ли строить профессиограмму с учетом индивидуального стиля трудовой деятельности конкретного работника?
7.Наовите основные сомнения по поводу построения обобщенной «модели специалиста».
|