Объект и предмет профориентологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет профориентологии



В науке традиционно разделяют объект и предмет исследования, где объект представлен более обобщенно, а предмет – является конкретизацией определенной характеристики, свойства, процесса, отношений, которые являются частью объекта. В узком смысле, объект профориентологии – это субъект профессионального самоопределения, в широком смысле – вся система факторов, воздействующих на становление субъекта самоопределения и нахождение им своего места на рынке труда и в социуме.

Далее можно перейти к различным вариантам обозначения предмета профориентологии. Известно, что предмет становится более понятным, если используются модели, отражающие сущностные характеристики этого предмета. Применительно к субъекту самоопределения за основу можно взять известные «три кита» выбора профессии (три основания профориентации), предложенные еще Е.А.Климовым (1990, С.4-7). Первое основание – учет желаний человека, но мы сразу добавим, что важно учитывать не только имеющиеся желания, но и прогнозировать их изменение, особенно, если речь идет о школьнике, которому еще не скоро придется трудиться. Второе основание – учет возможностей человека, но и здесь важно учитывать изменяющиеся возможности, а также – побуждать человека улучшать свои возможности. Третье основание – учет потребностей рынка труда и экономики в целом. Здесь также важно учитывать тенденции изменения рынка труда.

В качестве модели можно взять и более развернутую систему оснований, в частности, «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии», также предложенный Е.А.Климовым (1990, С.121-127). Эти основания следующие: возможности человека, его уровень притязаний, информированность о мире профессий и учебных заведениях, склонности, позици родных и близких, позиция товарищей (сверстников), потребности рынка труда, личный профессиональный план (ЛПП) как некая программа действий. При этом важнейшим фактором является именно ЛПП, по сути, интегрирующий в себя все другие факторы: качественный, продуманный ЛПП строится с учетом и желаний, и уровня притязаний, и информированности и др.

Поскольку именно ЛПП рассматривается как важнейший фактор успешного профессионального выбора, то задача профконсультанта часто сводится к тому, чтобы помочь самоопределяющейся личности построить такой ЛПП (в идеале – научить человека самому строить продуманные планы, с учетом основных факторов). Соответственно, можно предложить еще одну модель профориентологии, в которой отражается сам процесс и основные компоненты Личного профессионального плана, также предложенную Е.А.Климовым (Климов, 1990, С, 143-152) и несколько дополненную нами. При этом, если речь идет о более долгосрочном планировании, то часто такие планы называют «перспективами», подчеркивая их более выраженную оптимистичность и обобщенность, по сравнению с более прагматичными, конкретными и эмоционально нейтральными планами. В таком понимании Личные профессиональные перспективы включают следующие основные компоненты: 1) осознание самоопределяющейся личностью ценности честного труда; 2) осознание необходимости дальнейшего образования и самообразования; 3) учет и прогнозирование ситуации в стране (в экономике, политике, на рынке труда); 4) общая ориентировка в мире профессий (на основе систематизации по определенным признакам и соответствующих типологий); 5) выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями; 6) выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к главной цели; 7) знание выделенных целей: профессий, учебных заведений, мест работы; 8) представление о своих внутренних возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение целей; 9) представление о путях использования возможностей и преодоления недостатков; 10) представление о внешних возможностях и препятствиях; 11) представление о путях использования внешних возможностей и преодоления внешних препятствий на пути к целям; 12) система резервных вариантов выбора; 13) реальные действия по достижению целей; 14) готовность к корректировке планов и перспектив по мере получения новой информации и изменения самой личности; 15) нахождение личностных смыслов в конкретных профессиональных выборах, планах и перспективах.

Работа с каждым из этих компонентов в целом обеспечивает более обоснованный профессиональный выбор и планирование своего профессионального и личностного развития. Заметим, что по мере работы консультанта с клиентом, речь идет не столько об ЛПП, сколько о готовности клиента с помощью консультанта самостоятельно и осознанно строить ЛПП, хотя, естественно, на завершающих этапах работы с клиентом именно ЛПП является своеобразным итогом, но желательно, построенным клиентом осознанно и самостоятельно…

Как видно, уже при уточнении предмета деятельности профконсультанта (по разным моделям) сам этот предмет находится в постоянной динамике, в изменении. По сути, вся работа профконсультанта – это способствование развитию самоопределяющейся личности, поэтому предметом профориентологии неизбежно становится и деятельность самого профконсультанта, когда особые отношения с консультируемым клиентом образуют новую систему взаимоотношений. И такие взаимоотношения позволяют уточнить предмет профориентологии и обозначить его как особую систему взаимоотношений (в идеале – как систему взаимодействия, сотрудничества) профконсультанта и клиента, направленную на решения задач профессионального самоопределения. Но, помимо профконсультанта, в этой работе могут участвовать и многие другие люди (члены семьи, педагоги школы, общественность и др.). Поэтому, как уже отмечалось, в широком смысле, предметом профориентологии является вся система общественных отношений, способствующих развитию самоопределяющейся личности как полноценного субъекта профессиональных выборов и планирования своей жизни и карьеры.

Поскольку важнейшую роль в профориентационной помощи самоопределяющейся личности играет профконсультнат (как и другие смежные специалисты, включенные в профориентационную работу), то можно обозначить еще одно, несколько парадоксальное понимание предмета профориентологии, в котором отражается сама эволюция представлений о предмете деятельности профконсультанта. Э.Г.Юдин (1978) и ссылающиеся на него В.П.Зинченко и С.Д.Смирнов (1983), размышляя об этапах развития методологического знания, обозначают общую логику такого развития: от онтологизма (направленного на улучшение предмета деятельности) – к гносеологизму (направленному на развитие средств познания) – к методологизму (направленному на осмысление и развитие внутренних средств деятельности самого специалиста). Иными словами, если на начальных этапах развития какой-то науки больше внимания уделяется показателям эффективности труда, то на более высоком уровне развития науки – готовности самого специалиста к данному труду, способному проектировать и передовые методы, и использовать их для достижения высоких результатов, т.е. главное – был бы хороший специалист, а результаты появятся. Например, в психологии труда и инженерной психологии считается в предмет исследований включаются и сам исследователь и его взаимоотношения с теми, кого он исследует, ведь от того, насколько эти взаимоотношения и сама личность психолога буду «приняты» экипажем или бригадой, во многом будет зависеть и эффективность самого исследования (Стрелков, 1999, С.3-8).

Применительно к профориентологии, можно сделать вывод, что по мере развития теории и практики профориентации, должно происходить постепенное перемещение акцента с результатов труда (решение проблем самоопределяющейся личности) на готовность профконсультантов содействовать полноценному становлению субъектов профессионального и личностного самоопределения.

Другие, более конкретные варианты моделей самоопределения личности, организации труда профконсультанта и его взаимодействия с клиентом, развития системной профориентационной работы и т.п. будут представлены в различных разделах пособия, в зависимости от рассмотрения тех или иных вопросов методологии, теории и практики профориентационной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.005 с.)