Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет профориентологииСтр 1 из 109Следующая ⇒
В науке традиционно разделяют объект и предмет исследования, где объект представлен более обобщенно, а предмет – является конкретизацией определенной характеристики, свойства, процесса, отношений, которые являются частью объекта. В узком смысле, объект профориентологии – это субъект профессионального самоопределения, в широком смысле – вся система факторов, воздействующих на становление субъекта самоопределения и нахождение им своего места на рынке труда и в социуме. Далее можно перейти к различным вариантам обозначения предмета профориентологии. Известно, что предмет становится более понятным, если используются модели, отражающие сущностные характеристики этого предмета. Применительно к субъекту самоопределения за основу можно взять известные «три кита» выбора профессии (три основания профориентации), предложенные еще Е.А.Климовым (1990, С.4-7). Первое основание – учет желаний человека, но мы сразу добавим, что важно учитывать не только имеющиеся желания, но и прогнозировать их изменение, особенно, если речь идет о школьнике, которому еще не скоро придется трудиться. Второе основание – учет возможностей человека, но и здесь важно учитывать изменяющиеся возможности, а также – побуждать человека улучшать свои возможности. Третье основание – учет потребностей рынка труда и экономики в целом. Здесь также важно учитывать тенденции изменения рынка труда. В качестве модели можно взять и более развернутую систему оснований, в частности, «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии», также предложенный Е.А.Климовым (1990, С.121-127). Эти основания следующие: возможности человека, его уровень притязаний, информированность о мире профессий и учебных заведениях, склонности, позици родных и близких, позиция товарищей (сверстников), потребности рынка труда, личный профессиональный план (ЛПП) как некая программа действий. При этом важнейшим фактором является именно ЛПП, по сути, интегрирующий в себя все другие факторы: качественный, продуманный ЛПП строится с учетом и желаний, и уровня притязаний, и информированности и др. Поскольку именно ЛПП рассматривается как важнейший фактор успешного профессионального выбора, то задача профконсультанта часто сводится к тому, чтобы помочь самоопределяющейся личности построить такой ЛПП (в идеале – научить человека самому строить продуманные планы, с учетом основных факторов). Соответственно, можно предложить еще одну модель профориентологии, в которой отражается сам процесс и основные компоненты Личного профессионального плана, также предложенную Е.А.Климовым (Климов, 1990, С, 143-152) и несколько дополненную нами. При этом, если речь идет о более долгосрочном планировании, то часто такие планы называют «перспективами», подчеркивая их более выраженную оптимистичность и обобщенность, по сравнению с более прагматичными, конкретными и эмоционально нейтральными планами. В таком понимании Личные профессиональные перспективы включают следующие основные компоненты: 1) осознание самоопределяющейся личностью ценности честного труда; 2) осознание необходимости дальнейшего образования и самообразования; 3) учет и прогнозирование ситуации в стране (в экономике, политике, на рынке труда); 4) общая ориентировка в мире профессий (на основе систематизации по определенным признакам и соответствующих типологий); 5) выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями; 6) выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к главной цели; 7) знание выделенных целей: профессий, учебных заведений, мест работы; 8) представление о своих внутренних возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение целей; 9) представление о путях использования возможностей и преодоления недостатков; 10) представление о внешних возможностях и препятствиях; 11) представление о путях использования внешних возможностей и преодоления внешних препятствий на пути к целям; 12) система резервных вариантов выбора; 13) реальные действия по достижению целей; 14) готовность к корректировке планов и перспектив по мере получения новой информации и изменения самой личности; 15) нахождение личностных смыслов в конкретных профессиональных выборах, планах и перспективах.
Работа с каждым из этих компонентов в целом обеспечивает более обоснованный профессиональный выбор и планирование своего профессионального и личностного развития. Заметим, что по мере работы консультанта с клиентом, речь идет не столько об ЛПП, сколько о готовности клиента с помощью консультанта самостоятельно и осознанно строить ЛПП, хотя, естественно, на завершающих этапах работы с клиентом именно ЛПП является своеобразным итогом, но желательно, построенным клиентом осознанно и самостоятельно…
Как видно, уже при уточнении предмета деятельности профконсультанта (по разным моделям) сам этот предмет находится в постоянной динамике, в изменении. По сути, вся работа профконсультанта – это способствование развитию самоопределяющейся личности, поэтому предметом профориентологии неизбежно становится и деятельность самого профконсультанта, когда особые отношения с консультируемым клиентом образуют новую систему взаимоотношений. И такие взаимоотношения позволяют уточнить предмет профориентологии и обозначить его как особую систему взаимоотношений (в идеале – как систему взаимодействия, сотрудничества) профконсультанта и клиента, направленную на решения задач профессионального самоопределения. Но, помимо профконсультанта, в этой работе могут участвовать и многие другие люди (члены семьи, педагоги школы, общественность и др.). Поэтому, как уже отмечалось, в широком смысле, предметом профориентологии является вся система общественных отношений, способствующих развитию самоопределяющейся личности как полноценного субъекта профессиональных выборов и планирования своей жизни и карьеры. Поскольку важнейшую роль в профориентационной помощи самоопределяющейся личности играет профконсультнат (как и другие смежные специалисты, включенные в профориентационную работу), то можно обозначить еще одно, несколько парадоксальное понимание предмета профориентологии, в котором отражается сама эволюция представлений о предмете деятельности профконсультанта. Э.Г.Юдин (1978) и ссылающиеся на него В.П.Зинченко и С.Д.Смирнов (1983), размышляя об этапах развития методологического знания, обозначают общую логику такого развития: от онтологизма (направленного на улучшение предмета деятельности) – к гносеологизму (направленному на развитие средств познания) – к методологизму (направленному на осмысление и развитие внутренних средств деятельности самого специалиста). Иными словами, если на начальных этапах развития какой-то науки больше внимания уделяется показателям эффективности труда, то на более высоком уровне развития науки – готовности самого специалиста к данному труду, способному проектировать и передовые методы, и использовать их для достижения высоких результатов, т.е. главное – был бы хороший специалист, а результаты появятся. Например, в психологии труда и инженерной психологии считается в предмет исследований включаются и сам исследователь и его взаимоотношения с теми, кого он исследует, ведь от того, насколько эти взаимоотношения и сама личность психолога буду «приняты» экипажем или бригадой, во многом будет зависеть и эффективность самого исследования (Стрелков, 1999, С.3-8). Применительно к профориентологии, можно сделать вывод, что по мере развития теории и практики профориентации, должно происходить постепенное перемещение акцента с результатов труда (решение проблем самоопределяющейся личности) на готовность профконсультантов содействовать полноценному становлению субъектов профессионального и личностного самоопределения. Другие, более конкретные варианты моделей самоопределения личности, организации труда профконсультанта и его взаимодействия с клиентом, развития системной профориентационной работы и т.п. будут представлены в различных разделах пособия, в зависимости от рассмотрения тех или иных вопросов методологии, теории и практики профориентационной работы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.005 с.) |