Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы профессиографирования
На основании общих подходов к анализу труда можно выделить более конкретные схемы профессиографирования. Например, Е.М.Иванова выделяет две основные составляющие при анализе профессионального труда: 1) субъекта труда и 2) объект труда (см. Иванова, 1987, С.32-33). Вся трудовая деятельность включает две основные составляющие: субъект труда и объект труда: 1. Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик: 1) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы...); 2) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности); 3) профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату); 4) операторная психологическая структура “отдельной” деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции); 5) эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда). 2. Объект труда: 1) история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс - НТП, социально-экономический прогресс...); 2) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда); 3) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда - средства труда - трудовая задача; б) структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль); 4) операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий). А.К.Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм (Маркова, 1996, с. 23): 1. Комплексная профессиограмма (по К.К.Платонову, Ю.В.Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.
2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М.Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге, и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам. 3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И.Гарберу), где выделяются: 1) Описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронеметраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) Внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика). 4. «Модульный подход» в профессиографировании (по В.Е.Гаврилову). Сам психологический модуль – это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это первая. левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модуле. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987). 5. А.К.Маркова, развивая идеи «модульного подхода», предлагает свой, оригинальный «з адачно-личностный модульный подход» к профессиографированию (см. Маркова, 1996, с. 23-24). Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает: анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспомогательные задачи.
При этом А.К.Маркова выделяет основные требования к профессиограмме (1996, с. 26): 1) Четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); 2) Выделение не отдельных компонентов и сторон труда. а описание целостной профессиональной деятельности; 3) Демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; 4) Показ возможных перспектив изменения в самой профессии; 5) Направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения. Рационализации труда и др.); 6) Выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы. Определенную дискуссию вызывает само использование понятия «модель специалиста». В самом общем плане «модель специалиста» предполагает выделение: 1) профессиограммы; 2) профессионально-должностных требований (ПДТ); 3) квалификационного профиля (требований по разрядам, категориям). Причем, (б) и (в) – это то, что обычно отражается в должностных инструкциях (Маркова, 1996, С.20-23). Кроме того, при построении «модели специалиста» выделяют: 1) Модель реально действующего, «готового» специалиста, куда входят: а) модель деятельности специалиста (цели, задачи, действия, операции…); б) модель личности специалиста (традиционно личность определяется «личностными профилями», а фактически – системой ПВК). Примечательно, что Э.Ф.Зеер, рассуждая о «готовности» специалиста, говорит об основных компонентах его профессиональной компетентности: социальной компетентности, специальной и индивидуальной компетентности (Зеер, 1993). А.К.Маркова, соглашаясь с такими рассуждениями Э.Ф.Зеера, дополняет предложенную им систему профессиональной компетентности еще и экстремальной компетентностью в экстремальных ситуациях (Маркова, 1996). 2)Модель самой подготовки специалиста. Однако, такие модели могут сильно варьироваться в зависимости от опыта обучающегося (или переобучающегося) специалиста, поэтому реальное построение таких моделей сильно осложнено. В итоге, мы предлагаем следующую общую схему анализа профессионального труда: 1) анализ самой трудовой деятельности (традиционная профессиографирование); 2) выявление и анализ необходимых для работы психических качеств работника (традиционное психографирование); 3) анализ реальной общественной значимости данного профессионального труда в конкретном социо-культурном контексте, включая и перспективу изменения этой общественной значимости в ближайшем и отдаленном будущем; 4) анализ реальных и перспективных способов оценки значимости труда (материальной и моральной) вообще и на конкретных производствах. В частности (включая и оценку труда конкретных специалистов). Без анализа оценки заработной платы работника вообще ни о какой психологии труда говорить нельзя, поскольку тогда игнорируются самые сущностные (глубинные, личностные) смыслы профессиональной деятельности. В этом смысл подлинно психологического подхода, где обсуждаются те вопросы, которые волнуют каждого уважающего себя специалиста!!!
Конечно, данная проблема должна стать предметом размышлений и обсуждений самых широких слоев общества. Причем, начинать такие размышления полезно еще со школьной скамьи (если даже не с еще раннего возраста). Чтобы как-то оптимизировать такие размышления в психолого-педагогической работе предлагается специально разработанная нами игра-дискуссия «Заработная плата работников (сокращенно – ЗПР)» (см. Приложение 4).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.006 с.) |