Профессиональные выборы в контексте представлений самоопределяющейся личности о своей «особой миссии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные выборы в контексте представлений самоопределяющейся личности о своей «особой миссии»



 

Конечно, можно усмотреть в таком варианте карьерного планирования «клинический» аспект, когда человек на осноев навязчивых состояний, паранойи... мнит из себя «спасителя человечества», «великого героя», «пророка» и т.п. И здесь нужна корректная клиническая психодиагностика. Но возможна и такая ситуация, когда человек просто способен видеть себя в контексте культурно-исторических процессов и чувствовать свою сопричастность им, даже не претендуя на высокие должности и соответствующее «признание».

Как известно, многие выдающиеся личности в жизни были достаточно скромными, особенно, до момента их всеобщего признания, но при этом они отчетливо понимали свою роль и ответственность в решении тех вопросов, которым посвящали свою жизнь. К сожалению, многие вообще боятся даже помыслить о том, чтобы «стать лучше, чем они есть на самом деле», хотя в глубине души (или в мечтаниях) стремятся стать значительными, да еще рассчитывают на то, что их жизнь не такая уж и ничтожная. Все это соотносится с элитарными ориентациями и с проблематикой «маленького человека» в профессиональном и личностном самоопределении (см. Пряжников, 2012). Мы считаем, что нет ничего страшного в том, чтобы человек рассматривал свою жизнь в контексте культурно-исторического развития и стремился быть субъектом культуры (хотя бы понимать, что происходит), а не только «культурным материалом» (а иногда и «пушечным мясом») в деяниях тех, кто не стесняется заявлять о своей особой роли к истории.

 

13.8.Гендерные особенности карьерного планирования

Гендерные особенности карьерного планирования часто определяются  следующими обстоятельствами: 1) культурными традициями; 2) религиозными запретами; 3) физиологическими ограничениями (особенно для женщин); 4) законодательными ограничениями и др. Проблемы возникают тогда, когда женщины (и мужчины) по своим индивидуальным характеристикам и состоянию здоровья вполне могут выполнять трудовую деятельность, якобы, предназначенную для противоположного пола. На отстаивании права женщин на карьерное развитие без дискриминации по половому признаку возникает и набирает силу феминистское движение. Хотя, реально особенности женского и мужского организма значительно различаются и с этим приходится считаться.

И все же есть тенденция в развитии производства, техники и технологий, выраженная в следующей закономерности: по мере развития наукоемких производств, механизации и автоматизации, внедрения компьютерных средств и все большего удаления работника от вредных объектов и опасной среды многие профессии, ранее специфичные для мужского труда, становятся более доступными не только для женщин, но и для людей с ограниченными возможностями… Таким образом, общая перспектива такова, что постепенно уменьшаются ограничения по многим профессиям, где раньше эти ограничения были вполне обоснованы. Надо только на научной основе изучать возможности и ограничения по таким обновленным профессиям и только после этого, расширять возможности для профессиональной самореализации как для мужчин, так и для женщин.

Вопросы и задания:

1.Приведите примеры «протестного» самоопределения.

2.Приведите примеры гендерных различий в выборе варианта планирования карьеры.

3. В чем ценность «сценарного» подхода в планировании жизни и карьеры?

4. В чем ограниченность творческого планирования карьеры?

5.Приведите пример «кризиса опустошенности» (по Р.А.Ахмерову).

6. Приведите пример престижно-ориентированной карьеры.

7.Приведите пример планирования жизни по варианту «жизнь против жизни» (по В.Н.Дружинину)…                                                          

 

 

Глава 14. Проблема творческого планирования карьеры

Планирование жизни как «написание поэмы»

 

Некоторые авторы (например, М.В.Розин) рассматривают планирование жизни как «написание поэмы». Характерно это больше для творческих людей. Анализируя судьбы выдающихся деятелей, М.Р.Розин выделяет четыре основных момента, определяющие такое планирование: 1) привлекательный образ героя (развитая «Я-концепция»); 2) прогнозируемый сюжет; 3) трагедийность (и связанные с этим переживания); 4) неожиданные повороты судьбы, которые и возможны на фоне прогнозируемого сюжета, когда «герой» хочет вырваться из привычной круговерти событий и планирует саму идею каких-то неожиданных изменений, внутренне подготавливая себя к ним (а когда изменений хочется, то они, как правило, и происходят) (см. Розин, 1992)…

Получается, что творческого человека не очень привлекает простая, бесконфликтная жизнь, ему нужны переживания и сюрпризы… Все это также можно учитывать при работе с клиентами, которые собираются подходить к своим жизненным перспективам творчески… И одновременно, профконсультант должен занимать более реалистическую позицию с теми клиентами, которых вполне устроит и обычное счастье (такое же, как у большинства «нормальных» людей). Правда и с такими («нормальными») клиентами важно хотя бы попытаться обозначить для них иные (более творческие) варианты построения своей карьеры) и уж если они не заинтересуются этими вариантами, то профконсультант, по крайней мере, не будет стыдиться, что вообще не попробовал провести с такими клиентами настоящую консультацию, а хотя бы дал им полную систему ориентиров при планировании своего будущего. Быть может, в дальнейшей своей жизни, когда у человека на разных этапах развития происходит переоценка ценностей и смыслов, эти (уже изменившиеся люди) вспомнят о том, что можно строить свою жизнь иначе, не так как у всех…

 

Варианты жизни» (по В.Н.Дружинину)

 

В.Н.Дружинин в своей работе «Варианты жизни» (Дружинин, 2010) заявляет оригинальный подход, в основе которого выделение типичных, «полярных» вариантов жизни. По сравнению со сценарным подходом данные варианты представлены как более глобальные образования, дающие самоопределяющемуся человеку определенный простор для выбора как самих вариантов, так и способов самореализации внутри каждого варианта. Сам В.Н.Дружинин отталкивается в своих рассуждениях от предшественников (Н.А.Логиновой, С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой, А.А.Кроника и др.), считая свои разработки продолжением развития темы «психологии жизни» (Дружинин, 2010, С.42-50). Само появление некоторых вариантов автор связывает с существенными изменениями всей нашей жизни: 1) развитием информационных технологий, сближающих людей не только в плане сокращения расстояния общения, но и в плане сближения разных возрастов, когда «на равных» начинаю общаться представители разных поколений; 2) люди начинают выходить за рамки представлений о достойной жизни, характерной только для своей местности; 3) возрастает ощущение недостатка по мере увеличения обеспеености жизни и др. (там же, С.15-29).

В.Н.Дружинин выделяет следующие типичные варианты жизни, давая им несколько метафоричные названия, отражающие суть данных варрантов (Дружинин, 2010, С.51-146):

1. Жизнь начинается завтра (жизнь как предисловие). Здесь человек большую часть жизни к чему-то готовится. В современном мире соотношение подготовки к жизни и самой жизни постепенно меняется в пользу подготовки… В.НДружинин называет это «вечно детским состоянием», которое порождает множество сомнений по поводу того, ради чего вообще человек живет (неужели, всю жизнь к чему-то готовится…, а когда же, что-то делать и жить по-настоящему?...).

2. Жизнь как творчество. Творчество понимается здесь как внутреннее побуждение («нельзя творить по заказу»). Такое творчество часто предполагает конфликт с теми, кто управляет обществом, организацией и т.п. Но не все люди готовы отстаивать свое право на творчество. Иногда творцам приходится делить свою жизни на «внутреннюю» (творческую) и «внешнюю» (когда приходится делать что-то обязательное, по заказу).

3. Погоня за горизонтом. Человек живет по принципу: «все выше, и выше, и выше!». Горизонт для такого человека постоянно ускользает, даже, когда «впереди маячит пропасть» (там же, С.71). Мы бы сказали, что в при таком варианте жизни многие люди утрачивают «чувство меры» (им всегда всего мало) и в итоге остаются «у разбитого корыта»… У таких людей достижения отстают от смысла (зачем они) и в итоге, они «живут ради достижений». Хотя многое зависит и от того, что это а достижения, насколько они нужны самому человеку и окружающим его людей…

4. Жизнь как сон. Такой человек видит окружающий мир как нереальный и в отличи от творческого варианта, такой человек не порождает ничего нового, даже н стремясь что-то изменить в себе и в окружающем мире. При этом он стремится получить наслаждение (удовольствие) от ситуации, в которой находится, часто живя иллюзиями. Способов организации иллюзорного удовольствия много: 1) чтение романов и идентификация с главными героями, а позже – уход в иллюзорный мир театра и кино; 2) более современный способ – увлечение телесериалами; 3) еще более современный способ – уход в виртуальный мир компьютерных развлечений; 4) и ранее, и сейчас в качеств таких способов используются алкоголизм и наркомания; 5) это может быть также и псевдо-общение на бестолковые темы, когда все вокруг объявляются «дураками» и только сами общающиеся считают себя «умнее всех» и т.п. Главное здесь – отрыв от реальности, даже когда люди формально работают в каких-то организациях, но лишь для того, чтобы иметь средства к существованию. Парадокс в том, что в условиях повышения благосостояния жизни во многих странах появилась возможность лучшие свои силы и даже таланты расходовать впустую, уходя в различные иллюзии и виртуальность…

5. Жизнь по правилам. Данный вариант в наибольше степени близок к сценарному подходу. Здесь успех человека (в обществе, в организации, в конкретных компаниях) зависит от того, насколько он адекватен, т.е. соответствует ожиданиям окружающих. Правда, у человека сохраняется право выбора таких правил. И все же, даже выбрав для себя правила подходящие, он часто становится рабом этим правил, но при этом он становится и «нормативной личностью», обеспечивающей социальную (или организационную, или групповую, или семейную) стабильность…

6. Жизнь как трата времени. Это, по сути, прожигание жизни, когда все усилия, направленные на организацию своего безделья или увеселений порождают ситуацию, когда «ничего существенного не происходит». К сожалению, такой вариант становится все более популярным в «эпоху потребления», в эпоху «массового человека», в эпоху «массовой культуры» (см. Ортега-и-Гассет, 1991; Московичи, 1996 и др.).

7. Жизнь против жизни. Такие люди часто всю жизнь «мстят» за свои прежние унижения, когда они из жертв сами становятся палачами. К сожалению, обиды часто становится причиной деградации не только людей, но и целых народов, приводя к страшным войнам и прочим вариантам «выяснения отношений»… И все же, человечество постепенно вырабатывает правила компромиссов, договоренностей, уступок, позволяющих переводить накопившиеся обиды в конструктивную энергию и использовать ее для устранения общих проблем, волнующих и обидчиков, и обиженных. Здесь и у конкретной личности появляется возможность выбора, либо стать «мстителем» (реализуя вариант «жизнь против жизни»), либо стать творцом-преобразователем, использующим свою энергию (как результат предшествующих переживаний) для блага окружающего мира…

 

14.3. Идеи самоопределения, самореализации и самотрансценденции в работах авторов, ориентированных на гуманистические идеи

 

А.Маслоу (1996), вводя понятие «самоактуализация», подчеркивал, что этот уровень личностного развития достаточно сложен и претендовать на него могут не более 1% людей… Соответственно, не всегда в практической профконсультации было бы правильно ориентировать людей на такой вариант развития. По А.Маслоу получается, что выход на уровень самоактуализации возможен лишь при условии удовлетворения потребностей на более низших уровнях, за что А.Маслоу до сих пор пытаются критиковать. В профконсультировании возникает реальная проблема, выражающаяся в сложнейшем вопросе: возможен ли выход на такой высокий уровень развития (включая и карьерное развитие), когда человек сам, добровольно отказывается от многих благ, ряди идей более высокого порядка? Проблема даже не в том, что это в принципе возможно (и в истории – множество примеров самоотверженных людей), а в том. Насколько это приемлемо для данного клиента? Решать проблему следует не только, «учитывая» особенности клиента, но и как-то воздействуя на него, т.е, меняя эти особенности. И тогда, возможно, изначально клиент не готов к такому варианту своего развития, но при определенной подготовительной работе его готовность может и измениться… А может, и не измениться…

Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм. Он выделил два основных типа характера (типа ориентаций) человека: 1) - плодотворную ориентацию и 2) - неплодотворную. При этом сам “характер - это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера” (Фромм, 1992, С.63).

1. Неплодотворные ориентации подразделяются на следующие виды:

1) рецептивная ориентация: источник всех благ человека - вовне и главное для такого человека - получить его, чтобы человека “одаривали”, “любили” и т.п.; отсюда - вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе по важным вопросам человек проявляет пассивность и т.п.;

2) эксплуататорская ориентация: источник благ - вовне и главное для такого человека - забрать эти блага силой или хитростью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в таких благах не нуждается; для эксплуататорского человека важен девиз: “краденый плод - самый сладкий”;

3) стяжательская ориентация: благо - у самого себя, в себе и главное для “стяжателя” - это сохранить свое благо от других, сэкономить; “сохранить” означает также и память о прошлом и бережное отношение к существующим привязанностям...;

4) рыночная ориентация, которой Э.Фромм посвящает значительное место в своих работах, может быть охарактеризована следующими высказываниями:

- важно не само благо, а его “меновая стоимость” на “рынке личностных ценностей”; 

- материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а “от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование”...;

- “Человек заботиться не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например, с чувством сумок на прилавке, если бы они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно “привлекательнее”, чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтобы получить цену выше, чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая “ценная” из сумок; а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды”...

- Э.Фромм по-новому ставит проблему идентичности самому себе,  где идентичность понимается как единство человека и его дела: “я то, что я делаю”; идентичности противопоставляется отчуждение как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделаются: “я то, чего изволите” (здесь уже неустойчивая идентичность черпается не в самой себе, а в мнениях окружающих...). Когда всеобщее мнение становится над индивидуальным “я”, отношения между людьми становится поверхностными, поскольку общаются уже ”не сами люди, а взаимозаменяемые товары”;

- сущность “рыночной личности” - это “пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым свойством”... В итоге - “проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи”).

 2. Плодотворная ориентация представлена у Э.Фромма не столь четко, как ориентации неплодотворные. При этом сам автор замечает, что ХХ “блистает отсутствием” образов “достойного человека в достойном обществе, какими они должны быть”, в ХХ веке все сосредоточились на “критическом анализе человека и общества”, поэтому трудно предложить что-то конструктивное в обществе, где любая попытка хотя бы “помечтать” о достойном часто подвергается осмеянию и весьма циничному отношению.

По Э.Фромму, плодотворность (плодотворная ориентация) рассматривается не как активность, приводящая к практическим результатам, и не как ориентация на “успех”, а именно “как установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни... Мы имеем в виде характер человека, а не его успех”. В итоге, главная ориентация - это ориентация на самого человека, на самого себя... При этом сама плодотворная ориентация подразделяется на деятельную ориентацию, любящую и разумную. Например, Э.Фромм пишет, что “человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит” (см. Фромм, 1992, С.66-111).

В.Франкл, вводя понятие «самотрансценденция», отличает его от «самоактуализации» (Франкл, 1990). При самотрансценденции человек пытается расширить свои возможности и реализует не то, что у него изначально имелось, а возможности себя уже изменившегося, а при самоактуализации человек реализует лишь имеющиеся возможности, не сильно стремясь улучшить их. Главную линию развития личности В.Франкл связывает с поиском смысла своей жизни. При этом сам смысл рассматривается им как изменение отношения к себе и окружающему миру, готовность увидеть даже страшные события в позитивном контексте. Он приводит примеры, когда, даже в страшных условиях фашистского концлагеря, люди не отчаивались и надеялись на освобождение. Но при этом возникало множество соблазнов (стать стукачом, кого-то предать, что-то украсть у других заключенных и т.п.). Сохраняли себя как личности те, кто не утрачивал связи со своим прошлым (когда они были порядочными и уважаемыми людьми) и со своим предполагаемым будущим (когда человек надеялся опять стать уважаемым). Малодушие в сложных условиях разрывало связь человека и с прошлым, и с будущим, он жил лишь сегодняшним днем, деградировал и вызывал презрение даже у эсесовцев… (Франкл, 1990, С.137-155). В профконсультации нередко возникают ситуации, когда человек впадает в отчаяние, оправдывая свою пассивность и малодушие сложными условиями, неразрешимыми проблемами и т.п. В свое время Е.А.Климов часто говорил на своих лекциях: «Нечего на время пенять. В любую эпоху можно прожить достойную жизнь». В таких случаях задача профконсультанта – воодушевить клиента на достойный путь развития.

Интересную типологию самоопределения предложил отечественный психолог М.Р.Гинзбург, который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как “совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального, - охватывающего прошлое, настоящее и будущее” (Гинзбург, 1995, С.21-22).

“Психологическое настоящее, - отмечает далее М.Р.Гинзбург, - существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой сомопознание - т.е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)” (там же, С.23).

Аналогично выделяются психологические пространства для прошлого и будущего. В частности прошлое, существующее как “опыт”, по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании. Соответственно, психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости - конкретным планированием своей жизни во времени, т.е. жизненными и профессиональными планами (там же, С.23).

На основании этого М.Р.Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения (там же, С.26-28):

1) гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется);

2) стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);

3) беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить “само собой”);

4) бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности, как “вынужденное”);

5) негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности);

6) защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; “бегство в будущее”);

7) фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; “бегство в грезы о будущем”);

8) прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; “адаптивность”, проекция в будущее заимствованных ценностей);

9) гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);

10) зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);

11) бездуховное (успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем; практичность, “эмоциональная уплощенность”);

12) пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем);

13) невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы);

14) бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний);

15) отсроченное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; отсрочка реализации нереализованных ценностей).

Интересную типологию людей предложил отечественный психолог Б.С. Братусь, использовав для этого такой критерий как способ отношения к другим людям (см. Братусь, 1994): 1) эгоцентрический человек (другой человек для него рассматривается как вещь); 2) группоцентрический человек (другие люди делятся для него на “своих” или “не своих”); 3) гуманистический человек (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; здесь принцип - самоценность человека становится всеобщей, откуда следует и другой принцип: нравственность - это основа существования человека); 4) духовный, эсхатологический человек, связанный с проблемой конечности и бесконечности жизни; осознание себя и других как существ особого рода, что в итоге приближает человека к божественному, к единению с богом...

Вопросы и задания:

1.По каким признакам можно определить, что человек относится к своему профессиональному будущему творчески?

2.Как быть с клиентом, который сам отказывается от творческих размышлений о карьере и требует готовых советов?

3.Приведите пример варианта «прожигания жизни» (по В.Н.Дружинину).

4. Приведите пример варианта «погони за горизонтом» (по В.Н.Дружинину).

5.Приведите пример проявления «пассионарности» (по Л.Н.Гумилеву) в карьере.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.043 с.)