Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы взаимосвязи и доминирования парадигм в профориентации
Понятно, что в разные исторические эпохи и в странах с разной социально-экономической ситуацией на первый план будут выходить те или иные парадигмы. Понятно также, что в странах, где проживают представители разных религий, национальных традиций и различным историческим опытом различные парадигмы могут не только конфликтовать, но и взаимодополнять, взаимообогащать друг друга, давая конкретной личности простор для более серьезного, но одновременно, и более сложного выбора. В первую очередь это относится к многонациональной России, для которой характерно также и то, что представители разных культур нередко живут на одной территории и в одном городе. Соответственно, для организаторов профориентационной работы и конкретных профконсультантов важно знать специфику факторов, определяющих «популярность» и доминирование тех или иных парадигм в конкретной социокультурной ситуации (см. Таблицу 2.1.). К числу основных таких факторов можно отнести следующие: 1.Изменение и развитие характера производства (производительных сил), появление новых технологий, изменение структуры производства. Например, появление компьютерной техники сразу сделало популярными профессии, связанные с информационными технологиями. Можно предположить, что со временем, информационные технологии станут более доступными и привычными, немного спадет ажиотаж вокруг них, и соответствующие профессии станут даже менее популярными. В истории такое уже происходило не раз (мореплавание, железнодорожный транспорт, космонавтика, военные специальности, разведка, журналистика и др.). Интересно и то, что некоторые сферы труда могут вновь обрести свою популярность, например, геология, которая в 60-е годы прошлого столетия была на пике популярности (даже бардовское движение во многом воспроизводило романтику костров, походов, ухода из городов «на природу»), в 80-90-е годы геология во многом утратила свою популярность (на фоне развала экономики и др.), то уже в «нулевые» годы настоящего столетия геология вновь стала популярной (в первою очередь с возрождением нефтегазовой сферы и соответствующей геологоразведкой)… Соответственно, менялись и доминирующие парадигмы: в 60-е годы – доминировали системные парадигмы, основанные на регулировании рынка труда, в 80-90-е годы – стали доминировать традиционалистские и стихийные и коммерческие парадигмы, в «нулевые» годы, по мере усиления государственной власти, вновь стали возрождаться системные и образовательные парадигмы.
2.Развитие общественных и производственных отношений (включая и культурные традиции, и доминирующую идеологию, и общее отношение к труду и его вознаграждению). Например, те виды труда, которые в сегодняшней ситуации позволяют зарабатывать больше, чем даже в традиционных творческих профессиях, становятся для большинства достаточно популярными среди большинства молодых людей и их родителей. В частности, если на фоне пропаганды «рыночных отношений» в 90-е годы прошлого столетия многие молодые мечтали о «своем бизнесе», то уже в «нулевые» годы нынешнего столетия наблюдается постепенная переориентация на «чиновничьи» профессии, что связано с укреплением вертикали власти… 3.Глобальный субъективный фактор (реформы руководства в области труда, его стимулирования и получения образования). К сожалению, объективные прогнозы успешного развития отечественной экономики нередко перечеркиваются неудачными управленческими решениями, приводящими к развалу и деградации тех отраслей и соответствующих профессий, где должен быть рост и процветание… Например, развал оборонного сектора в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия, хотя отечественная оборонная промышленность, даже при гораздо меньшем финансированием (по сравнению с оборонными предприятиями США), по качеству разработок практически не уступала зарубежным, и имела все шансы на дальнейшее развитие. К сожалению, многие молодые люди, которые во второй половине 80-х годов прошлого столетия избрали для себя высокотехнологичные профессии, потом, в 90-е годы оказались невостребованными на рынке труда. И если до развала экономики господствовали парадигмы, связанные с целенаправленным регулированием рынка труда, то по мере развития извращенных рыночных отношений в 90-е годы стали господствовать парадигмы, основанные на семейном воспитании и связанные с «вынужденными» выборами…
4.Личная позиция конкретного самоопределяющегося человека и его ближайшего окружения (рассмотрение конкретного труда как ценности или, наоборот, различные разочарования в ценностном отношении к труду). Даже несмотря на неблагоприятное проявление вышеперечисленных факторов (примитивизация экономики и рынка труда, несправедливая оплата труда, неэффективный менеджмент и др.), находятся люди, способные к успешному и полноценному самоопределению. В основе здесь могут быть и традиционалистские парадигмы (удачное семейной воспитание, спасительные религиозные традиции и др.), и удачная профконсультация (консультационные парадигмы), и удачное образование, когда говорят, что «повезло с учителем» (образовательная парадигма), и даже «везенье» и «надежда на удачу» (интуитивистская парадигма)…
Таблица 2.1.
Взаимосвязь социо-культурных факторов и доминирующих парадигм трудового воспитания, обучения и профориентации. Знаками «+» отмечена примерная степень взаимосвязи (чем больше плюсов, тем значительнее взаимосвязь).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.005 с.) |