Мировоззренческий (воспитательный, идеологический) подход 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззренческий (воспитательный, идеологический) подход



Планирование жизненных и карьерных перспектив часто предполагает и формирование определенного «образа мира» (см. Климов, 1995), и формирование определенной «картины мира» (см. Павлова, 2010). Нередко в основе здесь лежит «общественный призыв», направленный на мобилизацию части ресурсов общества на решение приоритетных задач (война, экономический рывок, культурное возрождение и т.п.), предполагающий определенный уровень сознательности и чувства «долга» населения, способного откликаться на такие призывы. Обычно «общественный призыв» воплощается в кратких и понятных для большинства формулировках. Например, в дореволюционные времена это было - «Служение царю и отечеству», в первые десятилетия советской власти появились другие «призывы» - «Все – на стройки пятилетки!», «Все – на фронт!», «Все – на поднятие целины!» и т.п. Если раньше эти «призывы» вывешивали на лозунгах и заборах, то сейчас – они скорее существуют «виртуально», распространяясь в сознании населения через средства массовой пропаганды. Например, в 90-е годы прошлого столетия тогдашняя власть фактически власть призывала всех «идти в бизнес и обогащаться», и многие из тех, кто воспринял этот призыв за короткое время, действительно, стали богатыми, хотя у многих судьбы и здоровье оказались искалеченными. И наоборот, многие из тех, кто «не понял специфики исторического момента», не смогли «вписаться» в новые реалии и их карьеры оказались менее успешными. Правда, остается еще важный вопрос: как быть самоопределяющейся личности, если она внутренне не согласна с «призывами», исходящими от власти? – Возможна ситуация, когда человек сознательно отказываясь от сомнительной «успешной» карьеры будет впоследствии гордиться своим отказом и сохранением своего достоинства. И как могут помочь таким людям профконсультанты?

Важно признать, что такие «призывы» могут быть достаточно действенными. Также важно понять, какие призывы сейчас актуальны для социально-экономического возрождения страны. …Заметим, что в больших социальных и экономических системах большинство населения чувствует себя комфортнее, когда оно объединено какой-то идеей (включая и идеи «общественного призыва»), и наоборот, отсутствие таких идей оказывается губительным для больших систем, что подтверждается развалом недавним СССР. В малых системах власть и население обычно заимствуют такие идеи (и «призывы») у более сильных систем, от которых они зависят.

Учитывая важность «общественных призывов» как для развития страны, так и для полноценного самоопределения личности, следует еще изучить психолого-педагогические условия более эффективного использования подобных «призывов» в профориентационной работе. Но поскольку эта работа предполагает усиление трудового и патриотического воспитания и формирования полноценного мировоззрения еще с ранних лет, то данная парадигма также может быть отнесена к традиционалистским, поскольку во всех культурах традиционно, главным условием сохранения и развития общественной системы была понятная и привлекательная для большинства идеология, консолидирующая общество в целом и придающее смысл труда и всей жизни каждому гражданину данного общества.

При этом, надо понимать, что часть населения способна воспринимать (или отторгать) такие консолидирующие «призывы» осознанно, но немалая часть воспринимает их просто «на веру», как нечто, «само собой разумеющееся». Если для первых, «общественные призывы» выходят за рамки традиционалистской парадигмы (они думают своей головой и способны сами порождать новые традиции), то для вторых все это укладывается в существующую традицию, и они готовы быть ревностными исполнителями этих «призывов». Для стабильности общества важны и те, и другие люди (см. подробнее - Пряжников, 2012а, С. 49-65, 277-299).

Вопросы и задания:

1.Каковы лавные недостатки семейной парадигмы?

2.Приведите примеры общинного трудового воспитания в современных условиях.

3.Приведите современные варианты ремесленного трудового обучения и воспитания.

4.Почуму эксплуататорская парадигма популярна у определенной части населения в современных условиях?

5.Приведите примеры «вынужденных выборов» в профессиональном самоопределении.

6.Почему религиозно-мистическая парадигма больше соотносится с традиционалистскими подходами?

7.Приведите пример реализации мировоззренческой парадигмы самоопределения в современных условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.004 с.)