Воспитание и обучение в специальных «трудовых школах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и обучение в специальных «трудовых школах»



 

Идеи развития новой, «трудовой» школы, предполагающей, что уже школьник должен более основательно знакомиться с трудом и даже осваивать некоторые доступные виды работ становится популярной в Х1Х веке и по времени совпадает с «промышленным бумом» в Западной Европе и чуть позже – в Северной Америке. Во второй половине Х1Х века эти идеи все более популярными становятся и в России, хотя первые народные училища возникли еще в 1786 г., под впечатлением идей Просвещения, популярных в тогдашней Европе, но в них больше внимания уделялось общеобразовательной подготовке. Позже появляются новые типы учебных заведений разного уровня: ремесленные училища, техникумы (нынешние колледжи), университеты, постепенно развивается и дополнительное образование…

Возникает проблема выбора и для самого подростка, хотя для большинства эта проблема возникает в последующие эпохи. При этом сохраняется сильное влияние родителей. Во многих училищах и техникумах (часто для выходцев из менее привилегированных слоев общества) обучение носит очень специализированный характер, тогда как в университетах студентам дается более разносторонняя, «универсальная» подготовка, значительно расширяющая дальнейшие карьерные возможности. Интересно, что в техникумы и училища обычно поступали подростки, закончившие так называемые «реальные школы», где большее внимание уделялось предметам, близким к специальностям техникумов и училищ, что чем-то напоминает «предпрофильную подготовку» (см. подробнее – предыдущую Главу 18). А в университеты чаще поступали молодые люди, закончившие «классические гимназии», где по всем предметам давалась хорошая подготовка, что значительно расширяло возможности для их будущего самоопределения и выбора будущей специальности.

 

19.3. Варианты соединения общеобразовательной и трудовой (профессиональной) подготовки в одном учебном заведении

Ранее обозначенный проблемный вопрос о возможности получения профессионального образования еще в период школьного обучения, в последующие эпохи (уже в ХХ веке) получает разные варианты ответов:

1. Например, в СССР такое соединение реализовывалось в разные периоды через: 1) самая распространенная система – уроки труда в школах, которые при грамотной организации знакомили учащихся с первого по десятый класс основам самообслуживаниЯпонияя, столярному делу, слесарному делу, работе на станках (для мальчиков) или кулинарии и санитарному делу (для девочек); 2) систему средних профессионально-технических училищ с восьмилетним общим образованием (ПТУ) или с полным десятилетним (СПТУ); 3) через систему производственного обучения и производственной практики, когда старшеклассники один день в неделю занимались в цехах близлежащего предприятия; 4) через систему межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК), когда школьники осваивали в течение двух лет конкретную рабочую специальность, к сожалению, часто в обязательном порядке…; 5) иногда и через летние трудовые лагеря для старшеклассников в близлежащих колхозах и совхозах, осваивая уже сельскохозяйственные специальности, к сожалению, тоже в обязательном порядке, хоть и на свежем воздухе…

Из зарубежного опыта следует выделить систему «Фукуяма-тест» (см. Фукуяма, 1989). В старших классов все учащиеся в обязательном порядке знакомятся с основными сферами японского экономики (от электроники до рыбного хозяйства) и проходят обучение в специализированных мастерских на профильных предприятиях через так называемые «профессиональные пробы». Там в специальных дневниках они фиксируют свои впечатления и успехи, и то же самое делают их воспитатели. В итоге, к концу школы у выпускника есть полное представление об основных сферах производства и соответствующих профессиях. К сожалению, такая работа очень затратна для предприятий, что не позволяет распространять этот опыт в странах, с меньшими возможностями, чем в Японии…

И все же мы считаем, что при должном отношении государства и руководителей организаций, следует так организовать работу со школьниками, чтобы абитуриенты имели возможность получать по нескольку рабочих специальностей. Среди таких возможных специальностей, как минимум следует выделить: водительские специальности (заметим, что в сельской местности обычно многие дети с ранних лет знакомятся с техникой), минимальное медицинское образование (для оказания первичной помощи), специальности, связанные с различными домашними работами (по ремонту квартиры, дома, сантехники и т.п.), а также - специальности, востребованные в данном городе и регионе. Мы часто недооцениваем потенциал школьников и их желание осваивать то, что реально необходимо для жизни. Например, в армии мы часто наблюдали, как солдаты осваивали самые разные работы, которые приходилось выполнять в части (укладка асфальта, ремонт в казармах, участие в строительстве, работа в мастерских автобата, где мы служили…). Более того, не раз обычные солдаты, особенно, из сельской местности, буквально «консультировали» наших офицеров – выпускников высших военных училищ по вопросам ремонта техники. Понятно, что все это пока лишь пожелания, но перспектива обозначена....

В завершение данной темы можно обозначить важную закономерность: если детям предстоит выполнять во взрослой жизни довольно простой труд, то задачи трудового воспитания, обучения и профориентации легко решаются в рамках многих традиционалистских парадигм (семейной, общинной, ремесленной…). Но если будущий труд усложняется, то требуется специальное профессиональное образование, воспитание и профориентация, уже начиная с ранних лет (даже с дошкольного периода и далее, на протяжении всей жизни). При этом, по мере усложнения труда, речь идет не о скорейшем выборе специальности и углубленном ее изучении, а на постепенном (поэтапном) формировании субъекта профессионального самоопределения, путем знакомства с разнообразными вариантами построения будущей жизни и карьеры, и уже потом, на основе расширения своего кругозора и приобретения разнообразных начальных трудовых навыков, осознанный и самостоятельный выбор наиболее подходящей профессии и ее дальнейшее освоение.

Вопросы и задания:

1.Какой главный недостаток современного школьного образования в плане формирования будущего субъекта труда?

2. В чем сущность «трудовых школ» в плане подготовки будущего субъекта труда и профессионального самоопределения?

3.Приведите аргументы «за» и «против», по поводу того, что выпускник школы может иметь несколько рабочих профессий…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.005 с.)