Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и обучение в специальных «трудовых школах»
Идеи развития новой, «трудовой» школы, предполагающей, что уже школьник должен более основательно знакомиться с трудом и даже осваивать некоторые доступные виды работ становится популярной в Х1Х веке и по времени совпадает с «промышленным бумом» в Западной Европе и чуть позже – в Северной Америке. Во второй половине Х1Х века эти идеи все более популярными становятся и в России, хотя первые народные училища возникли еще в 1786 г., под впечатлением идей Просвещения, популярных в тогдашней Европе, но в них больше внимания уделялось общеобразовательной подготовке. Позже появляются новые типы учебных заведений разного уровня: ремесленные училища, техникумы (нынешние колледжи), университеты, постепенно развивается и дополнительное образование… Возникает проблема выбора и для самого подростка, хотя для большинства эта проблема возникает в последующие эпохи. При этом сохраняется сильное влияние родителей. Во многих училищах и техникумах (часто для выходцев из менее привилегированных слоев общества) обучение носит очень специализированный характер, тогда как в университетах студентам дается более разносторонняя, «универсальная» подготовка, значительно расширяющая дальнейшие карьерные возможности. Интересно, что в техникумы и училища обычно поступали подростки, закончившие так называемые «реальные школы», где большее внимание уделялось предметам, близким к специальностям техникумов и училищ, что чем-то напоминает «предпрофильную подготовку» (см. подробнее – предыдущую Главу 18). А в университеты чаще поступали молодые люди, закончившие «классические гимназии», где по всем предметам давалась хорошая подготовка, что значительно расширяло возможности для их будущего самоопределения и выбора будущей специальности.
19.3. Варианты соединения общеобразовательной и трудовой (профессиональной) подготовки в одном учебном заведении Ранее обозначенный проблемный вопрос о возможности получения профессионального образования еще в период школьного обучения, в последующие эпохи (уже в ХХ веке) получает разные варианты ответов: 1. Например, в СССР такое соединение реализовывалось в разные периоды через: 1) самая распространенная система – уроки труда в школах, которые при грамотной организации знакомили учащихся с первого по десятый класс основам самообслуживаниЯпонияя, столярному делу, слесарному делу, работе на станках (для мальчиков) или кулинарии и санитарному делу (для девочек); 2) систему средних профессионально-технических училищ с восьмилетним общим образованием (ПТУ) или с полным десятилетним (СПТУ); 3) через систему производственного обучения и производственной практики, когда старшеклассники один день в неделю занимались в цехах близлежащего предприятия; 4) через систему межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК), когда школьники осваивали в течение двух лет конкретную рабочую специальность, к сожалению, часто в обязательном порядке…; 5) иногда и через летние трудовые лагеря для старшеклассников в близлежащих колхозах и совхозах, осваивая уже сельскохозяйственные специальности, к сожалению, тоже в обязательном порядке, хоть и на свежем воздухе…
Из зарубежного опыта следует выделить систему «Фукуяма-тест» (см. Фукуяма, 1989). В старших классов все учащиеся в обязательном порядке знакомятся с основными сферами японского экономики (от электроники до рыбного хозяйства) и проходят обучение в специализированных мастерских на профильных предприятиях через так называемые «профессиональные пробы». Там в специальных дневниках они фиксируют свои впечатления и успехи, и то же самое делают их воспитатели. В итоге, к концу школы у выпускника есть полное представление об основных сферах производства и соответствующих профессиях. К сожалению, такая работа очень затратна для предприятий, что не позволяет распространять этот опыт в странах, с меньшими возможностями, чем в Японии… И все же мы считаем, что при должном отношении государства и руководителей организаций, следует так организовать работу со школьниками, чтобы абитуриенты имели возможность получать по нескольку рабочих специальностей. Среди таких возможных специальностей, как минимум следует выделить: водительские специальности (заметим, что в сельской местности обычно многие дети с ранних лет знакомятся с техникой), минимальное медицинское образование (для оказания первичной помощи), специальности, связанные с различными домашними работами (по ремонту квартиры, дома, сантехники и т.п.), а также - специальности, востребованные в данном городе и регионе. Мы часто недооцениваем потенциал школьников и их желание осваивать то, что реально необходимо для жизни. Например, в армии мы часто наблюдали, как солдаты осваивали самые разные работы, которые приходилось выполнять в части (укладка асфальта, ремонт в казармах, участие в строительстве, работа в мастерских автобата, где мы служили…). Более того, не раз обычные солдаты, особенно, из сельской местности, буквально «консультировали» наших офицеров – выпускников высших военных училищ по вопросам ремонта техники. Понятно, что все это пока лишь пожелания, но перспектива обозначена....
В завершение данной темы можно обозначить важную закономерность: если детям предстоит выполнять во взрослой жизни довольно простой труд, то задачи трудового воспитания, обучения и профориентации легко решаются в рамках многих традиционалистских парадигм (семейной, общинной, ремесленной…). Но если будущий труд усложняется, то требуется специальное профессиональное образование, воспитание и профориентация, уже начиная с ранних лет (даже с дошкольного периода и далее, на протяжении всей жизни). При этом, по мере усложнения труда, речь идет не о скорейшем выборе специальности и углубленном ее изучении, а на постепенном (поэтапном) формировании субъекта профессионального самоопределения, путем знакомства с разнообразными вариантами построения будущей жизни и карьеры, и уже потом, на основе расширения своего кругозора и приобретения разнообразных начальных трудовых навыков, осознанный и самостоятельный выбор наиболее подходящей профессии и ее дальнейшее освоение. Вопросы и задания: 1.Какой главный недостаток современного школьного образования в плане формирования будущего субъекта труда? 2. В чем сущность «трудовых школ» в плане подготовки будущего субъекта труда и профессионального самоопределения? 3.Приведите аргументы «за» и «против», по поводу того, что выпускник школы может иметь несколько рабочих профессий…
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.005 с.) |