Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Появление молодежных центров по профориентации
Такие центры на Западе появились еще в первой половине ХХ века. В СССР подобные центры возникли в 20-е годы, но при усилении сталинского режима, профориентацию в стране фактически запретили (см. подробнее в Главе 1 настоящего пособия). После долгого перерыва, Центры профориентации молодежи (ЦПОМы) стали появляться с середины 80-х годов и быстро приобрели статус региональных координационных центров, организующих взаимодействие школ, профессиональных учебных заведений, предприятий и научных заведений. К сожалению, псевдо-демократические реформы 90-х годов развалили высокотехнологичное производство и центры стали невостребованными. В настоящее время наблюдается некоторое возрождение российской экономики, что побудило вновь более серьезно относиться к профориентации. Но до сих пор, к сожалению, не решена главная проблема – межведомственной разобщенности при организации и проведении профориентационной работы. Заметим, что помимо школьной (или молодежной профориентации), существуют Центры занятости для взрослого населения, службы управления персоналом (с множеством чисто профориентационных функций), миграционные службы и т.п. Вероятно, проблема координации всех служб и ведомств, так или иначе связанных с профориентацией разных возрастных и социально-профессиональных групп населения еще ждет своего решения. Возможно, в перспективе, молодежные центры профориентации войдут в более обширную систему центров управления человеческими ресурсами на уровне крупных городов, регионов и всей страны (см. Пряжников, 2014б).
20.3. Разные варианты сотрудничества школ, вузов и предприятий
Продолжая тему координации профориентационной работы, можно кратко описать различные варианты взаимодействия основных социальных институтов, в этой работе участвующих – школ, учебных профессиональных заведений и предприятий: 1.Взаимодействие организовано на базе крупной организации, особенно, если это моногород, где такое предприятие является градообразующим. Но это может быть и крупное предприятие в мегаполисе. Обычно в близлежащих школах организована реальная проофриентационная работа (встречи со специалистами, экскурсии, праздники труда и т.п.). Кроме того, организация заинтересована в специализированной подготовке работников как на базе колледжей, так и в вузах. Например, в советское время были распространены «заводы-втузы» для молодых людей, которые одновременно уже работали в организации по рабочим профессиям и учились в вузах на льготных условиях (часто на факультетах, которые курировали кадровые службы данной организации). Это позволяло, во-первых, решать вопросы с реальной производственной практикой, и во-вторых, полностью снимало вопрос о трудоустройстве выпускников. Заметим, что сейчас все чаще вспоминают этот позитивный опыт и думают о том, как возродить его в новых условиях.
2. Специализированные классы по схеме «школа-ВУЗ» (например, «пси-классы» или «педагогические классы»). При всей привлекательности данной схемы, возникает много сомнений, в частности: 1) дети часто ставятся перед фактом («наш класс будет профильным!»); 2) многие представители вузов не знают, как работать с этими специализированными классами (доходит до того, что им просто читаются такие же лекции, как и студентам младших курсов…) и др. 3. Курирование предприятиями и университетами наиболее талантливых школьников и студентов (со льготами при поступлении и распределении). К сожалению, эта в целом привлекательная схема пока почти не работает. Основные причины: 1) слабая законодательная основа при слабой самостоятельности вузов и организаций в организации такого курирования; 2) риск нечестного курирования, когда могут оказывать содействие родственникам влиятельных особ. Заметим, что в отличие поступления за взятки, попасть в число «наиболее талантливых» очень престижно и привлекательно для отпрысков начальничков, примерно так же, как стало престижно обучаться не на платной основе (якобы, для неудачников), а на бюджетных местах (якобы, для более «талантливых», хотя часто эта «талантливость» есть результат того же платного репетиторства). 4. В последнее время популярными стали так называемые «бизнес-инкубаторы», «малые академии», «школы юных…» и т.п. С одной стороны, школьники знакомятся с профессиональными сообществами («тусовками») как бы изнутри и их представления о будущей профессии становятся более реалистичными. Но, с другой стороны, сейчас это превращается в «кормушки» для части ученых и преподавателей, ведь все это нередко хорошо финансируется и нравится начальству (можно эффектно отчитываться за участие в подобных мероприятиях)... Уже даже появился термин – «мероприятийный подход», когда после эффектно организованного действия все быстро забывается до следующего раза. И все же, в условиях недостаточного развития настоящей системной профориентации (в ее не показном, а в реальном, «будничном» варианте), даже такие мероприятия имеют свою ценность., тем более, что у участников все же остается позитивное отношение к самой идее профориентации.
Вопросы и задания: 1.Обоснуйте необходимость специальной профориентационой работы в школе с учетом того, что вне школы существуют и развиваются специализированные центры профориентации. 2.В чьем подчинении реально находятся и должны были бы находится центры профориентации молодежи и школьников? 3.Как разводятся функции и ответственность молодежных центров профориентации и служб занятости в профориентационной помощи выпускникам школ? 4.Назовите основные варианты сотрудничества школ, вузов и предприятий (организаций) в вопросах профориентации.
Глава 21. Организационно-управленческие подходы (системная парадигма)
Предварительные замечания (см. подробнее – Раздел 7 настоящего пособия): 1.Под системностью понимается ориентация всех участников данной работы (или представителей всех задействованных социальных институтов) на общую цель. 2. Общая цель позволяет выделить основные направления и задачи работы, а также – определить по каждой задаче критерии и показатели эффективности каждого направления и всей системы в целом. 3. Система предполагает координирующий центр. 4. На основе координации выстраивается реальное взаимодействие всех участников системы, а также – взаимодействие профориентаторов-специалистов с самоопределяющимися людьми.
21.1. Система профориентационной работы на уровне конкретного учреждения (школы, центра, организации…) Условно можно выделить следующие основные особенности профориентационной работы в школе: - разные направления работы (не только психодиагностика и профинформирование, но и морально-эмоциональная поддержка личности, помощь в конкретных выборах и планировании карьеры), т.е. комплексность профориентации; - системная работа предполагает, что профориентацией должны заниматься разные специалисты данной школы (психологи, педагоги, администрация…); - важным участником системной работы являются родители учащихся; - реальное взаимодействие школьных профориентаторов с представителями власти и социальных институтов, расположенных поблизости); - школьный профконсультант (педагог-психолог) должен выступать как реальный координатор всей профориентационной работы и соответственно, должен обладать управленческими навыками (программы подготовки профориентаторов должны включать управленческие дисциплины); - работа должна охватывать все возрастные группы и проводиться с учетом специфики каждого возраста (см. подробнее – Раздел 3 настоящего пособия);
- школьный профконсультант (педагог-психолог) должен иметь достаточно высокий статус и оплату труда (не меньшую, чем у педагогов).. Системная работа на уровне конкретного центра профориентации имеет следующие основные особенности: - профориентационный центр должен рассматриваться как реальный координатор всей работы (на уровне города, района); - центр должен взаимодействовать со школами и основными социальными институтами (организациями, колледжами, вузами, СМИ и др.); - на базе центра, по сравнению со школами, должна проводиться специализированная помощь (углубленная комплексная работа); - сотрудники центра не должны дублировать работу школьных профконсультантов, что предполагает распределение функций и ответственности между школой и центром… Системная профориентация в организации имеет следующие особенности (более подробно – в Разделе 7 настоящего пособия): - основные направления работы с персоналом должны рассматриваться как средство решение профориентационных (карьерных) задач сотрудников, а не только служить интересам самой организации; - должен быть обеспечен высокий статус менеджеров по персоналу (при реальной поддержке высшего руководства); - организация может рассматриваться как координатор профориентационной работы в моногороде или крупном районе большого города, если отсутствует реально действующий центр профориентации (при наличии такого центра между организацией и центром должны быть разумно распределены функции и ответственность); - в крупных организациях обычно развита социальная ответственность, проявляющаяся, в том числе, и в профоринетационной работе с учащимися из близлежащих школ; - обычно уровень профориентационной работы очень высокий, что объясняется востребованностью этой работы, особенно, в условиях реального производства (это как условие конкурентоспособности организации).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.01 с.) |