Появление молодежных центров по профориентации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Появление молодежных центров по профориентации



 

Такие центры на Западе появились еще в первой половине ХХ века. В СССР подобные центры возникли в 20-е годы, но при усилении сталинского режима, профориентацию в стране фактически запретили (см. подробнее в Главе 1 настоящего пособия). После долгого перерыва, Центры профориентации молодежи (ЦПОМы) стали появляться с середины 80-х годов и быстро приобрели статус региональных координационных центров, организующих взаимодействие школ, профессиональных учебных заведений, предприятий и научных заведений. К сожалению, псевдо-демократические реформы 90-х годов развалили высокотехнологичное производство и центры стали невостребованными.

В настоящее время наблюдается некоторое возрождение российской экономики, что побудило вновь более серьезно относиться к профориентации. Но до сих пор, к сожалению, не решена главная проблема – межведомственной разобщенности при организации и проведении профориентационной работы. Заметим, что помимо школьной (или молодежной профориентации), существуют Центры занятости для взрослого населения, службы управления персоналом (с множеством чисто профориентационных функций), миграционные службы и т.п. Вероятно, проблема координации всех служб и ведомств, так или иначе связанных с профориентацией разных возрастных и социально-профессиональных групп населения еще ждет своего решения.

Возможно, в перспективе, молодежные центры профориентации войдут в более обширную систему центров управления человеческими ресурсами на уровне крупных городов, регионов и всей страны (см. Пряжников, 2014б).

 

20.3. Разные варианты сотрудничества школ, вузов и предприятий

 

Продолжая тему координации профориентационной работы, можно кратко описать различные варианты взаимодействия основных социальных институтов, в этой работе участвующих – школ, учебных профессиональных заведений и предприятий:

1.Взаимодействие организовано на базе крупной организации, особенно, если это моногород, где такое предприятие является градообразующим. Но это может быть и крупное предприятие в мегаполисе. Обычно в близлежащих школах организована реальная проофриентационная работа (встречи со специалистами, экскурсии, праздники труда и т.п.). Кроме того, организация заинтересована в специализированной подготовке работников как на базе колледжей, так и в вузах. Например, в советское время были распространены «заводы-втузы» для молодых людей, которые одновременно уже работали в организации по рабочим профессиям и учились в вузах на льготных условиях (часто на факультетах, которые курировали кадровые службы данной организации). Это позволяло, во-первых, решать вопросы с реальной производственной практикой, и во-вторых, полностью снимало вопрос о трудоустройстве выпускников. Заметим, что сейчас все чаще вспоминают этот позитивный опыт и думают о том, как возродить его в новых условиях.

2. Специализированные классы по схеме «школа-ВУЗ» (например, «пси-классы» или «педагогические классы»). При всей привлекательности данной схемы, возникает много сомнений, в частности: 1) дети часто ставятся перед фактом («наш класс будет профильным!»); 2) многие представители вузов не знают, как работать с этими специализированными классами (доходит до того, что им просто читаются такие же лекции, как и студентам младших курсов…) и др. 

3. Курирование предприятиями и университетами наиболее талантливых школьников и студентов (со льготами при поступлении и распределении). К сожалению, эта в целом привлекательная схема пока почти не работает. Основные причины: 1) слабая законодательная основа при слабой самостоятельности вузов и организаций в организации такого курирования; 2) риск нечестного курирования, когда могут оказывать содействие родственникам влиятельных особ. Заметим, что в отличие поступления за взятки, попасть в число «наиболее талантливых» очень престижно и привлекательно для отпрысков начальничков, примерно так же, как стало престижно обучаться не на платной основе (якобы, для неудачников), а на бюджетных местах (якобы, для более «талантливых», хотя часто эта «талантливость» есть результат того же платного репетиторства).

4. В последнее время популярными стали так называемые «бизнес-инкубаторы», «малые академии», «школы юных…» и т.п. С одной стороны, школьники знакомятся с профессиональными сообществами («тусовками») как бы изнутри и их представления о будущей профессии становятся более реалистичными. Но, с другой стороны, сейчас это превращается в «кормушки» для части ученых и преподавателей, ведь все это нередко хорошо финансируется и нравится начальству (можно эффектно отчитываться за участие в подобных мероприятиях)... Уже даже появился термин – «мероприятийный подход», когда после эффектно организованного действия все быстро забывается до следующего раза. И все же, в условиях недостаточного развития настоящей системной профориентации (в ее не показном, а в реальном, «будничном» варианте), даже такие мероприятия имеют свою ценность., тем более, что у участников все же остается позитивное отношение к самой идее профориентации.

Вопросы и задания:

1.Обоснуйте необходимость специальной профориентационой работы в школе с учетом того, что вне школы существуют и развиваются специализированные центры профориентации.

2.В чьем подчинении реально находятся и должны были бы находится центры профориентации молодежи и школьников?

3.Как разводятся функции и ответственность молодежных центров профориентации и служб занятости в профориентационной помощи выпускникам школ?

4.Назовите основные варианты сотрудничества школ, вузов и предприятий (организаций) в вопросах профориентации.

 

 

Глава 21. Организационно-управленческие подходы (системная парадигма)

 

Предварительные замечания (см. подробнее – Раздел 7 настоящего пособия):

1.Под системностью понимается ориентация всех участников данной работы (или представителей всех задействованных социальных институтов) на общую цель.

2. Общая цель позволяет выделить основные направления и задачи работы, а также – определить по каждой задаче критерии и показатели эффективности каждого направления и всей системы в целом.

3. Система предполагает координирующий центр.

4. На основе координации выстраивается реальное взаимодействие всех участников системы, а также – взаимодействие профориентаторов-специалистов с самоопределяющимися людьми.

 

21.1. Система профориентационной работы на уровне конкретного учреждения (школы, центра, организации…)

Условно можно выделить следующие основные особенности профориентационной работы в школе:

- разные направления работы (не только психодиагностика и профинформирование, но и морально-эмоциональная поддержка личности, помощь в конкретных выборах и планировании карьеры), т.е. комплексность профориентации;

- системная работа предполагает, что профориентацией должны заниматься разные специалисты данной школы (психологи, педагоги, администрация…);

- важным участником системной работы являются родители учащихся;

- реальное взаимодействие школьных профориентаторов с представителями власти и социальных институтов, расположенных поблизости);

- школьный профконсультант (педагог-психолог) должен выступать как реальный координатор всей профориентационной работы и соответственно, должен обладать управленческими навыками (программы подготовки профориентаторов должны включать управленческие дисциплины);

- работа должна охватывать все возрастные группы и проводиться с учетом специфики каждого возраста (см. подробнее – Раздел 3 настоящего пособия);

- школьный профконсультант (педагог-психолог) должен иметь достаточно высокий статус и оплату труда (не меньшую, чем у педагогов)..

Системная работа на уровне конкретного центра профориентации имеет следующие основные особенности:

- профориентационный центр должен рассматриваться как реальный координатор всей работы (на уровне города, района);

- центр должен взаимодействовать со школами и основными социальными институтами (организациями, колледжами, вузами, СМИ и др.);

- на базе центра, по сравнению со школами, должна проводиться специализированная помощь (углубленная комплексная работа);

- сотрудники центра не должны дублировать работу школьных профконсультантов, что предполагает распределение функций и ответственности между школой и центром…

Системная профориентация в организации имеет следующие особенности (более подробно – в Разделе 7 настоящего пособия):

- основные направления работы с персоналом должны рассматриваться как средство решение профориентационных (карьерных) задач сотрудников, а не только служить интересам самой организации;

- должен быть обеспечен высокий статус менеджеров по персоналу (при реальной поддержке высшего руководства);

- организация может рассматриваться как координатор профориентационной работы в моногороде или крупном районе большого города, если отсутствует реально действующий центр профориентации (при наличии такого центра между организацией и центром должны быть разумно распределены функции и ответственность);

- в крупных организациях обычно развита социальная ответственность, проявляющаяся, в том числе, и в профоринетационной работе с учащимися из близлежащих школ;

- обычно уровень профориентационной работы очень высокий, что объясняется востребованностью этой работы, особенно, в условиях реального производства (это как условие конкурентоспособности организации).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.01 с.)