Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различные основания для типологии карьерСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Д.Сьюпер с сотрудниками, на основании обследования карьер 200 выпускников американских школ, выделил следующие основные варианты карьерного развития (развития «профессиональной зрелости»): 1) карьера стабильная, в рамках одной профессии, как «главное дело» жизни; 2) карьера обычная, совпадающая с нормативными стадиями развития «профессиональной зрелости» (как у большинства); 3) карьера нестабильная, имеющая более двух смен профессий; 4) карьера с множественными пробами; 5) карьера домохозяйки (для части женщин); карьера прерванная (для женщин в связи с рождением ребенка) (цит. по Психология труда, инженерная психология и эргономика, 2015, С.221). Заметим, что Д.Сьюпер проводил свое исследование 50 лет назад и к настоящему времени, в связи с повышением профессиональной мобильности людей и высокой динамикой изменения рынка труда, обычных и стабильных карьер становится все меньше. Появляются даже понятия «портфель работ» и «поливариативная («протейная») карьера, предполагающие не только частую смену работы, но и возможность одновременно работать по нескольким профессиям или на нескольких работах (см. подробнее – Главу 7 настоящего пособия). Е.Г.Молл предлагает следующие основания для типологии - по совокупности четырех основных параметров (цит. по Могилевкину, 2007, С.23-25): скорости продвижения, последовательности занимаемых позиций, проективной ориентации (перспективы, связанные с определенными достжениями) и личностного смысла продвижений. В итоге, автором предлагается следующая типология: 1) суперавантюрная карьера (очень быстрая, с пропуском множества важных этапов карьеры); 2) авантюрная (с пропуском одного-двух этапов); 3) традиционная (линейная); 4) последовательно-кризисная (с возможностью сдачи некоторых достигнутых позиций); 5) прагматичная (структурная, основанная на прочете карьерных ходов), предполагающая выбор достижимых целей и доступных средств, но при этом, часто ограниченная одним уровнем управления; 6) убывающая, «нулевая», когда человек просто довольствуется достигнутым («карьера завершена») и стремиться удержать достигнутые позиции; 7) преобразующая, часто предполагающая сопутствующие успехи и в иных сферах деятельности (на основе взаимодействия с партнерами, не связанными непосредственно с данной работой); 8) эволюционная (карьера строится вместе с развитием своего руководителя, коллектива или организации)… Возможны и другие основания для типологии карьер (см. Могилевкин, 2007; Зайцев, Черкасская, 2007): 1) По динамике: обычная, стабильная, нестабильная, комбинированная. 2) По критерию занятости/ незанятости: стабильная, нестабильная (в кризисных организациях), прекращенная или прекращающаяся, учебная… 3) По характеру перемещений работника (как разновидность горизонтальной карьеры): функционально-специализированная (перемещение в другую область деятельности, но в рамках одного иерархического уровня), институцонально-специализированная (перемещение в другие области деятельности и в другие организации). 4) По сферам деятельности: образовательная (преподавательская), научная, трудовая (гуманитарная, техническая, фермерская и др.), политическая и т.п. 5) По степени субъектности, активности самой личности: организационно определяемая, определяемая ближайшим окружением, определяемая самим человеком (самоопределение). 6) По скорости и формам продвижения: быстрая, средняя, медленная, прямая (без переходов в смежные сферы деятельности, близко – к линейной карьере), извилистая (с переходами в смежные сферы деятельности), спонтанная (неожиданная даже для самого человека)… 7) По психобиографическим характеристикам (по доминирующим социальным ролям): «хозяйственник», «директор», «прораб», «преподаватель», «партийный функционер» (как разновидность - «комсомолец»), «прагматик», «администратор»… 8) По месту в системе управленческих отношений (по Зайцеву, Черкасской, 2007, С.16): профессиональная, административная или менеджерская, предпринимательская… Заметим, что здесь возможны сочетания и взаимопереходы в разные типы карьер…. 9) По степени достижения целей: успешная, обычная, неуспешная… 10) По степени реализации: потенциальная (например, у подающего надежды студента, молодого специалиста или нового работника…), реальная.
Модели карьерных процессов В качестве разновидности типов самоопределения иногда выделяют модели карьерных процессов ( по Зайцеву, Черкасской, 2007, С.19-23): 1) Модель «трамплин», которая характеризуется следующим: последовательная, согласно существующим правилам; надежная (в зависимости от старательности работника); если человек выпадает из системы, то рушится «почти все» (примеры увольнении чиновников в советское время…); характерна для относительно стабильных эпох (или в стабильных организациях)… 2) Модель «лестница», для которой характерно слудующее: каждую новую должностную ступень человек занимает определенное время (например, 5 лет) и двигается дальше (часто после повышения квалификации); достигает определенного уровня и дальше, так же последовательно, двигается вниз (например, после директора становится замом, начальником отдела и т.д.) – и к пенсии обычно становится консультантом, референтом… 3) Модель «змея», характеризующаяся следующим: обычно подходит для руководителя или высококлассного специалиста; совмещает вертикально-горизонтальные перемещения (т.е. рост и должностной и профессиональный); возможны быстрые перемещения после продолжительного времени нахождения на определенном уровне организационной иерархии; для человека расширяются возможности вникнуть в работу («почувствовать вкус» определенной деятельности и в этом лучше самореализоваться); также расширяются возможности для повышения своего авторитета (как отличного мастера в решении определенных вопросов)… 4) Модель «перепутье», которая характеризуется следующим: после определенного времени – аттестация (комплексная оценка) работника; решается вопрос о его дальнейших перспективах; эффективна в рамках совместных предприятий и фирм, использующих трудовой договор только в форме срочного контракта (т.е. ограниченного временем)…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.007 с.) |