Самоопределение выпускников школ и абитуриентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоопределение выпускников школ и абитуриентов



В работе с учащимися выпускных классов основной акцент переносится на конкретные выборы, когда после выделения и рассмотрения возможных вариантов выбирается окончательный вариант (через специально организованные индивидуальные и групповые профкоснультации) (Бендюков, 2000; Пряжников, 2014б). Нередко выборы выпускники сделали еще раньше, и тогда, эти выборы можно перепроверить.

В работе с абитуриентами (уже выбравшими профессию и профессиональное учебное заведение) главный акцент должен быть сделан на знакомстве со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей (кафедр, факультетов и т.п.). Специфика профориентационной работы с данной группой часто определяется ограниченным временем собеседований или экспресс-диагностикой (если такая работа где-то вообще проводится). Опыт показывает, что лучше такую работу проводить силами самих преподавателей и психологов данного учреждения, которые хорошо знают его особенности и имеют опыт подобных собеседований.

 

33.7. Самоопределение на этапе получения профессионального образования

 

В работе со студентами главные акценты связаны с продолжающими выборами: специализации (во многих вузах – к третьему курсу), выбору темы курсовой и дипломной работы, места стажировки и производственной практики (нередко студенты сами вынуждены искать соответствующие организации), и особенно – выбор места будущей работы и трудоустройство по специальности. К сожалению, именно по этим направлениям много стихийности. Кроме того, важно понимать, что не во всем могут помочь и руководители конкретных вузов и колледжей (из-за пока еще слабых связей с профильными организациями). Не все проблемы могут непосредственно решить и профконсультанты, работающие со студентами и выпускниками вузом. В данном случае, сущность помощи заключается, во-первых, в подготовке к самоопределению, и во-вторых, в развитии взаимодействия вузов с соответствующими организациями (и по вопросам стажировок, и по вопросам производственной практики и по вопросам возможного трудоустройства как после окончания вуза, так и для еще обучающихся студентов…).

Важнейшей особенностью самоопределения студента является его активная или пассивная позиция в ходе организации и выполнения своей учебно-профессиональной деятельности. Активная позиция предполагает не только выполнение учебных обязанностей (подготовка к занятиям и экзаменам, само посещение занятий…), но и инициатива в построении конструктивных отношений с преподавателями, побуждение их к раскрытию своего богатого опыта перед студенческими аудиториями. Хороший студент должен уметь слушать даже скучного преподавателя… Правда, и сами преподаватели должны уметь работать и с пассивными студентами. Пассивный студент просто «потребляет» знания, не утруждая себя сложностями, связанными с построением особых отношений с преподавателями, т.е. не используя возможность получить от них как можно больше через неформальное общение, через интересные (заранее подготовленные вопросы) и т.п. (см. подробнее – Вачков, Гриншпун, Пряжников, 2015, С.378-428). Выбор активной или пассивной позиции во многом определит и дельнейшие карьерные успехи студента как будущего специалиста…

Как и у подростков, у многих студентов еще не завершился процесс гармонизации с окружающим миром, поскольку их реальная (активная и ответственная) трудовая деятельность еще не началась. Важную роль в такой гармонизации играет развитие «Образа-Я», «Образа мира» и «Образа себя в мире» (Климов, 1995). Перспективными, но мало используемыми методами формирования таких образов, являются групповые дискуссии и тренинги по сложным мировоззренческим вопросам (см. Павлова, 2010, С.135-139).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.005 с.)