Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Помощь безработным и незанятым
В работе с безработным и незанятым населением существующая служба занятости достаточно успешно выполняет многие свои задачи, часто не уступая соответствующим зарубежным службам. Заметим, что эффективность службы занятости во многом была обеспечена государственной поддержкой (организационной, нормативно-правовой и др.), а также - соответствующим финансированием. Соответственно, и в вопросах психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения необходимо воспользоваться подобным опытом государственной поддержки и последующего регулирования уже применительно к школам и профессиональным учебным заведениям. К сожалению, и на базе службы занятости не удается решать многие вопросы. В частности, недостаточно проводится работа с учащимися школ, со студентами вузов и колледжей. Кроме того, службы занятости часто не обладают необходимыми полномочиями для решения вопросов координации и взаимодействия профориентационной работы в своем регионе. Все это также требует перехода психолого-педагогического сопровождения самоопределяющейся личности на новый системный уровень, где и служба занятости становится одним из важных элементов такой системы. Тем более, что, по прогнозам», усиливаются тенденции «негарантированной занятости» и сами безработные постоянно усложняются, оказываясь перед особым «ненормативным профессионально-обусловленным кризисом» (Бендюков, 2006, С.151-153). Нередко люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в особой помощи в переосмыслении своей жизни и поиска новых вариантов профессионального самоопределения. В концепции Р.Лазаруса разделяются «физиологический» и «психологический» стресс, где в центре внимания последнего – совладающее поведение, осмысление когнитивных оценок сложной ситуации и возможных копинг-стратегий (стратегий выхода из сложной ситуации). Задача профконсультанта при таком подходе – помочь выбрать оптимальную стратегию. В теории атрибутивного стиля М.Зелигмана рассматриваются варианты объяснения своей изменившейся жизненной ситуации с позиций «оптимиста» и «пессимиста», где задача профконсультанта – определить доминирующий стиль объяснения и скорректировать этот стиль в сторону оптимизма. В подходе Лэтека и Дозье главный принцип – помочь безработному идентифицироваться не с конкретным видом работы (а для безработного часто альтернативы не очень привлекательные), а с карьерой в целом, вера в то, что трудности носят временный характер и скоро наступят лучшие времена (см. Психология труда, инженерная психология, 2015, С.219-220).
Интересный опыт помощи безработным накоплен также в «социально-психологической концепции латентных функций труда» М.Яходы, согласно которой люди не осознают ценности труда, пока не потеряют работы, что может стать отправной точкой для переосмысления своей жизни и дальнейшего развития. В концепции «социальной драматургии» (другое название – концепция «символического интеракционизма») И.Гоффмана предполагается, что интеракции (взаимодействия) осуществляются с помощью правильного поведения (символов), отражающего намерения человека к определенным жизненным изменениям (в том числе, в плане карьерных достижений), что может повлиять на восприятие данного человека людьми, от которых зависит его благополучие… В «витаминной» теории П.Уорра исследуются межролевые переходы, когда безработному приходится осваивать новый социально-профессиональный статус. Анализируются «издержки» и «выгоды» новых социально-профессиональных ролей, а само состояние безработицы рассматривается как «временная пауза», позволяющая переосмыслить свою жизнь и карьеру, на основе чего сделать новые выборы (см. Психология труда, инженерная психология, 2015, С.213-215). Обозначенные подходы были разработаны на примере исследования безработных в периоды экономических кризисов в Европе и США, но могут быть применимы и к мигрантам, и к освободившимся из заключения лицам, и к другим категориям людей, попавшим в сложные жизненные ситуации (см. ниже).
Помощь мигрантам
Перспективным направлением может стать помощь мигрантам, для которых вопросы профессионального самоопределения являются кране актуальными. Понятно, что здесь предполагается организация взаимодействия с Федеральной миграционной службой, которая также может рассматриваться как один из элементов общей системы психолого-педагогической поддержки личности в профессиональном самоопределении.
Еще одним перспективным вариантом (направлением работы) может стать участие наших профкоснультантов в системе международного разделения труда. Речь идет о помощи для части наших сограждан искать работу в других странах (временную или постоянную). Это направление может стать особенно актуальным, если страна возьмет курс на освоение перспективных зарубежных технологий и будет направлять часть своих специалистов (а также – студентов и аспирантов) для длительной стажировки в соответствующих зарубежных организациях. Понятно, что здесь придется развивать взаимодействие с отечественными организациями, научными центрами и учебными заведениями, заинтересованными в подробной работе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.004 с.) |