Проблема выделения оснований для построения периодизаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема выделения оснований для построения периодизаций



 

Важная мысль – субъект самоопределения не появляется в «готовом» виде, а проходит определенные этапы развития (как и личность). Переход к каждому последующему этапу предполагает переосмысление человеком самого себя, своих ценностей и своего потенциала (возможностей), на основе чего и происходит поиск новых ценностей и развитие своих возможностей. Потребность в таком развитии и переосмыслении себя определяются внутренними противоречиями, когда прежний опыт не позволяет ответить на многие волнующие личность вопросы о самом себе (проблема идентичности, самоуважения и чувство собственного достоинства, выражающиеся в вопросах: «Кто же я на самом деле, и за что мне себя уважать?»). Также провоцируют развитие субъекта самоопределения противоречиями с внешним миром, когда имеющиеся опыт, знания и навыки не позволяют сориентироваться в постоянно меняющемся и усложняющемся мире. Новые впечатления и размышления нередко разрушают уже сложившийся образ мира и порождают новые вопросы, связанные с тем, «как жить дальше» (?), «каково мое место в мире (?)», и главное – «как мне относиться к себе и к миру, по-доброму, стремясь обогатить мир и окружающих людей, или наоборот, по-злому, лишь потребляя различные блага и обогащая только себя самого (?)».

Понятно, что основания для периодизации могут быть и более простыми, например, основания для выделения разных типов карьер (см. Раздел 1, Главы 7 и 15), или выделения интересных жизненных событий («событийный подход», или реализации жизненных «сценариев» и т.п. (см. Раздел 1, Главу 13). Нередко разные авторы строят свои периодизации на основе прохождения человеком основных этапов социализации. Например, наиболее известная в России периодизация Е.А.Климова (1998, С.165-172) включает следующие этапы (стадии):

1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение “основными смыслами” человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя..., что является важнейшим условием их будущей социализации. Заметим, что Д.Б.Эльконин, вслед за Г.В.Плехановым, писал о том, что «игра – это дитя труда», и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда (см. Эльконин Д.Б., 1978). Правда, в современном мире все чаще наблюдается ситуация, когда дети в своих играх все меньше воспроизводят деятельность взрослых (см. Карабанова О.А., 2005, С.197).. Вероятно, это связано с усложнением мира взрослых, когда утрачиваются прямые взаимосвязи качества и общественной полезности труда, с одной стороны, и уровня жизни работников, с другой стороны, когда даже деньги (в виде зарплаты) часто не отражают вложенного в них труда (см. Зарубина И.К., 2007).

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия “оптации” (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется “оптантом”. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации “оптанта” вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А.Климов, “оптация - это не столько указание на возраст” сколько на ситуацию выбора профессии.

5. Стадия «адепта» - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. Особенности самоопределения здесь связаны с уточнением специализации, выбором темы курсовых и дипломных работ, выбором места будущей работы и т.п. Важен также выбор активной или пассивной позиции в ходе самой учебно-профессиональной деятельности (см. подробнее Тему 33 настоящего пособия).

6. Стадия «адаптанта» - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия «интернала» – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уроне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член («интер-» и означает: вошел «внутрь», стал «своим»).

8. Стадия «мастера», когда о работнике можно сказать: «лучший» среди «нормальных», среди «хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия «авторитета» означает, что работник стал «лучшим среди мастеров». Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.

10. Стадия «наставника» – высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращает такого специалиста в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова. Остается вопрос: многие ли профессионалы стремятся именно к такому уровню своего профессионального развития?

В известной периодизации Д.Сьюпера (см. Михайлов, 1975) в целом отражается примерно такая же, как у Е.А.Климова и у других авторов (Ливехуд, 1994; Маркова 1996, Эриксон, 2000 и др.) логика развития «профессиональной зрелости»», но есть и своя специфика: акцент делается на развитие готовности к конкуренции со своими соперниками, некоторые периоды развития, например, период «разведки», больше соответствующей стадии «оптации» у Е.А.Климова, представлен как гораздо более продолжительный и др. Все это свидетельствует о том, что признанные в определенных обществах периодизации отражают реалии этих обществ. Поэтому, возникает особая проблема, разработки такой периодизации, которая не только учитывала бы особенности современной России, но и отражала бы ее культурно-этническое и региональное многообразие. Все это можно было бы представить и в закономерностях развития субъекта самоопределения (см. Тему 30).

И все же, говоря о выделении наиболее значимых оснований для периодизации, мы считаем, что именно изменение системы ценностей личности представляется наиболее важным основанием для выделения критерия развития субъекта самоопределения.

 

31.2.Кризисы «разочарования» и развития как основа становления субъекта профессионального самоопределения

 

Как известно, само развитие проходит через кризисы, когда прежний опыт оказывается не достаточным, чтобы решать задачи, поставленные новыми «социальными ситуациями развития». Освоение новой («ведущей») деятельности позволяет человеку вырабатывать новые навыки и качества («новообразования») для решения новых задач, что в итоге и ведет к позитивному изменению (развитию) личности. Вероятно, на каждом этапе развития субъекта самоопределения важно еще выделить свои подэтапы, отражающие уровни «вызревания» личности, начиная от первого осознания своей неготовности решать новые задачи до освоения новых средств деятельности в изменившейся ситуации, и кончая осознанием своих позитивных изменений. При этом сами эти новые средства (новообразования) должны быть поняты личностью именно в контексте уже имеющихся или новых смыслов и ценностей, т.е. как средства реализации ценностей и смыслов, которые могут быть конкретизированы и как средства достижения определенных жизненных и карьерных целей

Поскольку важнейшим критерием развития будущего гражданина (как человека трудящегося на благо общества) является изменение системы ценностей, то развитие субъекта самоопределения сопровождается определенным «разочарованием», когда старые ценности ставятся под сомнение (или не позволяют выстраивать гармоничную картину мира и себя в этом мире), а новые ценности пока еще не сформированы. На каждом этапе развития эти «кризисы разочарования» имеют свою специфику и даже индивидуальные особенности. Например, для ребенка-дошкольника сначала родители выступают как некий образец подражания и восхищения, но потом ребенок может обнаружить, что есть взрослые люди, намного более умные и сильные… На последующих этапах может быть разочарование в идеях справедливости, когда например, подросток, «вдруг» обнаруживает, что справедливость не всегда и торжествует, как это раньше было представлено в его сознании с помощью сказок, литературы и т.п. У студента это может быть разочарование в «любимом» вузе и его преподавателях, которые «оказывается» могут и взятки иногда брать, и пошло кокетничать с аудиториями, и изображать из себя «гениев», и терроризировать некоторых студентов на зачетах и экзаменах (явно самоутверждаясь) и т.п.

Во всех этих и подобных случаях самоопределяющемуся человека, находящемуся на определенном этапе развития очень нужна помощь в том, чтобы не впасть в отчаяние, а наоборот, мобилизовать свои силы и научиться главному – видеть мир позитивно, даже не смотря на различные обстоятельства (как внешние, так и внутренние), опошляющие этот мир и делающие его хуже. При этом важно еще побудить самоопределяющуюся личность направить свои усилия на улучшение мира, что предполагает в том числе, и умение конструктивно взаимодействовать и с сомнительными преподавателями, и с «не самыми умными» родителями, и даже с некомпетентными начальниками…

 

31.3.Гетерохронность и проблемность развития субъекта самоопределения

 

Может вполне оказаться и так, что в чем-то человек достаточно развит (опережает своих сверстников), а чем-то другом сильно отстает в развитии. Как известно, развитие гетерохронно, т.е. происходит неравномерно и неодновременно. Все это относится и развитию субъекта самоопределения, когда, например, его уровень информированности о мире профессий может сильно отставать от выраженности профессиональных намерений, или когда его желания отстают от его возможностей и т.п.

С одной стороны, это порождает особые сложности в развитии, что может привести к серьезным ошибкам в моменты принятия ответственных решений (не учет основных факторов ситуации самоопределения). С другой стороны, если субъект осознает и переживает эту гетерохронность, то для него это может стать стимулом для работы над собой и стремления к восстановлению гармонии. Кроме того, трудно представить, чтобы развитие вообще происходило равномерно и бесконфликтно… Поэтому, если говорить о психолого-педагогическом сопровождении развития субъекта самоопределения, то возможны случаи, когда такая гетерохронность и проблемность специально организуется профконсультантами и педагогами, но при обязательном условии – понимания ими сущности этих проблем и главное – возможности контролировать развитие самоопределяющейся личности. Понятно, что больше возможностей для такого психолого-педагогической работы имеется в школах, вузах и организациях (в зависимости от возраста самоопределяющейся личности), чем в рамках одноразовых (да еще и платных) консультаций…

Возможны и такие ситуации, когда человек сам выходит на осознание сложных проблем своего развития как субъекта самоопределения, и контроль со стороны профконсультантов за такими ситуациями, либо сильно ослаблен, либо вовсе отсутствует… Психолого-педагогическая помощь в подобных случаях может быть реализована через предварительную подготовку личности к самостоятельному решению сложных проблем, когда обсуждается сама возможность подобных проблем и возможные пути достойного их решения. Например, можно рассказать о непростых судьбах выдающихся людей, которые также во многом разочаровывались (и особенно, в самих себе), но находили в себе силы, чтобы обогащать окружающий мир и улучшать самих себя… Также помощь может быть организована через специальные пособия для школьников, студентов или взрослых, а также – через интерактивные компьютерные обучающие технологии, разработка которых имеет здесь определенную перспективу….

Вопросы и задания:

1.Покажите на примере зависимость периодизации развития субъекта самоопределения от культурно-исторической ситуации.

2.Какой главный критерий развития субъекта самоопределения выделяется в большинстве современных подходов?

3.Приведите примеры «кризисов разочарований» в профессиональном самоопределении.

4.Может ли кризис развития субъекта самоопределения рассматриваться позитивно? Почему?

5.Зачем вообще изучать кризисы и основные этапы развития субъекта самоопределения?

 

 

Глава 32. Основные модели профессионального самоопределения личности

32.1.Основания для выделения моделей самоопределения

 

Ранее уже были представлены разные модели, отражающие предмет проблематики профессионального самоопределения, в частности, «три кита» профориентации (по Е.А.Климову), «Восьмиугольник» основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову), схема построения «Личной профессиональной перспективы (по Е.А.Климову, Н.С.Пряжникову), типы и уровни самоопределения (по Н.С.Пряжникову) и др. (см. Раздел 1, Глава 1; Раздел 3, Главы 25, 26, 27, 28). Многие из этих моделей можно отнести к содержательно-процессуальным, отражающим саму логику выбора и планирование карьерных перспектив.

В данной теме будут представлены более конкретные модели, соотносимые как с содержанием самоопределения, так и с процессом организации самого взаимодействия консультанта с клиентом. При выделении собственно содержательных моделей мы обращаем основное внимание на ценностные основания самоопределения, а при выделении собственно процессуальных моделей взаимодействия консультанта и клиента – главное внимание обращаем на условия создания и развития диалога между ними.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.024 с.)