Самоопределени как результат и как процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоопределени как результат и как процесс



 

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В.Франклу): «…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность «выходить за рамки самого себя», а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни»… Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции…

Известный философ Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечал, что еще «на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла» (Бердяев, 1990, С.74)…

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл, как нечто уже достигнутое, решенное (как некий результат поиска) тут же обесценивает жизнь и образуется как бы «пустота», когда не понятно, «ради чего» жить дальше, к чему стремиться. В лучшем случае, здесь остается лишь стремиться к выделенным целям (реализовать найденные смыслы), превращаясь скорее в исполнителя. Поэтому, не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

Правда, по В.Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только «найти»… Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения… При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов…

26.3. Возможные смыслы самоопределения

 

Часто самоопределение связывают с выбором (принятием решения). Но остается вопрос, на основе чего принимается то или иное решение? И конкретные карьерные выборы, и профессиональные планы являются лишь средством реализации каких-то других целей, например, построения определенного образа жизни, повышение социального статуса, дохода, признания и т.п. Все это воплощается в вопросе: «Зачем мне это надо? Каков смысл той или иной деятельности?».

При этом возможны разные ответы (разные смыслы), и в течение жизни эти ответы могут меняться у одного человека. В частности, самоопределение может быть связано примерно со следующими смыслами: 1) стремление к заработку, комфорту, льготам; 2) творческая самореализация (эгоистическая или альтруистическая); 3) престижные смыслы и ориентации (как самоутверждение в глазах окружающих, близких людей, в собственных глазах); 4) смысл конкретного профессионального труда как компенсация неуспеха в какой-либо другой деятельности (например, как «бегство» от досуга, или как попытка стать более успешных в другой профессии); 5) смысл труда как стремление к признанию и любви (см. например, Пряжникова, Пряжников, 2010, С.79-97); 6) смысл труда как удовлетворение извращенных потребностей (сексуальных, потребности во власти и доминировании, потребности в самокрасовании и т.п.); 7) криминальные смыслы (вымогательство, воровство и т.п.); 8) работа «по инерции» (бездумная реализация жизненных и карьерных стереотипов, общая жизненная пассивность – «усталость от жизни»);

Но и эти возможные смыслы как бы имеют «общий знаменатель» и часто сводятся к тому, чтобы утвердить «чувство собственного достоинства» - этой «первичной ценности» по Дж.Ролзу (1995), когда и богатство, и карьерные достижения, и вклад в культуру, и даже криминальные смыслы, с точки зрения человека, помогают ему повысить самоуважение и статус в глазах других людей. Правда, и здесь возможны серьезные ошибки, например, в некоторых сообществах могут и не оценить бескорыстное творчество и наоборот, восхищаться предприимчивыми негодяями… Собственное достоинство предполагает развитие внутреннего цензора, называемого совестью… И тогда, важной задачей профориентации является формирование у самоопределяющейся личности такой совести, но не в директивном ориентировании на определенные ценности, а в готовности личности постоянно обращаться к совести, где само такое обращение – это постоянный процесс, поиск ответа на вопрос, в каком направлении развиваться, к каким идеалам стремиться?

26.4. Объективные и субъективные смыслы самоопределения

 

Объективные смыслы отражают закономерности тех природных, культурно-исторических, социальных, политических, экономических, технологических процессов, в которые включен (или может быть включен) самоопределяющийся человек, в том числе, и через свою профессию. Субъективные смыслы отражают степень осознания человеком своей включенности и уровень личностного принятие (участия) в этих процессах. Субъективным смысл становится тогда, когда он во многом соответствует системе ценностей данного человека, а также – когда его сознательное неучастие в каких-то глобальных процессах, опять же, связано с его неприятием этих процессов и он всячески стремится свести к минимуму (или вообще отказаться) от такого участия (см. подробнее – Пряжникова, Пряжников, 2010, С.71-79).

При определенных обстоятельствах, и в обществе, и в конкретных организациях, степень вовлеченности населения (персонала) в общие проекты часто определяет успешность этих проектов, а также – особую удовлетворенность конкретной личности, доходящую до чувства гордости за причастность к этим проектам. Напомним, что гордость за причастность можно рассматривать и как разновидность «чувства собственного достоинства» - этой главной, «первичной» ценности (по Дж.Ролзу, 1995), которая часто и составляет смысловую основу самоопределения (см. подробнее Раздел 3, Главы 25 и 26 настоящего пособия). Это также близко к готовности личности рассматривать свое развитие в контексте более глобальных культурно-исторических процессов, т.е. видеть себя не только «культурологическим материалом», но и субъектом культуры. И здесь не важно, каков реальный статус или должность субъекта самоопределения, ведь в историю входят не только великие полководцы, цари и чиновники, но и не менее великие скромные труженики (строители и архитекторы, ремесленники, героические солдаты и т.п.). А сколько важных персон (начальников и даже Президентов) вошли в историю как ничтожества?... В конце-концов, величие – не в должностях, а в нравственной позиции личности, осознающей свою причастность к культуре и к истории.

Вопросы и задания:

1.Приведите примеры профессионального самоопределении как результата и как процесса.

2.По какому принципу выделяются типы и уровни самоопределения?

3. Как взаимосвязаны типы и уровни самоопределения (покажите на примерах)?

4.Приведите примеры смыслов профессионального и личностного самоопределения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.005 с.)