Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоопределени как результат и как процессСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В.Франклу): «…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность «выходить за рамки самого себя», а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни»… Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции… Известный философ Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечал, что еще «на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла» (Бердяев, 1990, С.74)… Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл, как нечто уже достигнутое, решенное (как некий результат поиска) тут же обесценивает жизнь и образуется как бы «пустота», когда не понятно, «ради чего» жить дальше, к чему стремиться. В лучшем случае, здесь остается лишь стремиться к выделенным целям (реализовать найденные смыслы), превращаясь скорее в исполнителя. Поэтому, не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»). Правда, по В.Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только «найти»… Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения… При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов… 26.3. Возможные смыслы самоопределения
Часто самоопределение связывают с выбором (принятием решения). Но остается вопрос, на основе чего принимается то или иное решение? И конкретные карьерные выборы, и профессиональные планы являются лишь средством реализации каких-то других целей, например, построения определенного образа жизни, повышение социального статуса, дохода, признания и т.п. Все это воплощается в вопросе: «Зачем мне это надо? Каков смысл той или иной деятельности?». При этом возможны разные ответы (разные смыслы), и в течение жизни эти ответы могут меняться у одного человека. В частности, самоопределение может быть связано примерно со следующими смыслами: 1) стремление к заработку, комфорту, льготам; 2) творческая самореализация (эгоистическая или альтруистическая); 3) престижные смыслы и ориентации (как самоутверждение в глазах окружающих, близких людей, в собственных глазах); 4) смысл конкретного профессионального труда как компенсация неуспеха в какой-либо другой деятельности (например, как «бегство» от досуга, или как попытка стать более успешных в другой профессии); 5) смысл труда как стремление к признанию и любви (см. например, Пряжникова, Пряжников, 2010, С.79-97); 6) смысл труда как удовлетворение извращенных потребностей (сексуальных, потребности во власти и доминировании, потребности в самокрасовании и т.п.); 7) криминальные смыслы (вымогательство, воровство и т.п.); 8) работа «по инерции» (бездумная реализация жизненных и карьерных стереотипов, общая жизненная пассивность – «усталость от жизни»); Но и эти возможные смыслы как бы имеют «общий знаменатель» и часто сводятся к тому, чтобы утвердить «чувство собственного достоинства» - этой «первичной ценности» по Дж.Ролзу (1995), когда и богатство, и карьерные достижения, и вклад в культуру, и даже криминальные смыслы, с точки зрения человека, помогают ему повысить самоуважение и статус в глазах других людей. Правда, и здесь возможны серьезные ошибки, например, в некоторых сообществах могут и не оценить бескорыстное творчество и наоборот, восхищаться предприимчивыми негодяями… Собственное достоинство предполагает развитие внутреннего цензора, называемого совестью… И тогда, важной задачей профориентации является формирование у самоопределяющейся личности такой совести, но не в директивном ориентировании на определенные ценности, а в готовности личности постоянно обращаться к совести, где само такое обращение – это постоянный процесс, поиск ответа на вопрос, в каком направлении развиваться, к каким идеалам стремиться? 26.4. Объективные и субъективные смыслы самоопределения
Объективные смыслы отражают закономерности тех природных, культурно-исторических, социальных, политических, экономических, технологических процессов, в которые включен (или может быть включен) самоопределяющийся человек, в том числе, и через свою профессию. Субъективные смыслы отражают степень осознания человеком своей включенности и уровень личностного принятие (участия) в этих процессах. Субъективным смысл становится тогда, когда он во многом соответствует системе ценностей данного человека, а также – когда его сознательное неучастие в каких-то глобальных процессах, опять же, связано с его неприятием этих процессов и он всячески стремится свести к минимуму (или вообще отказаться) от такого участия (см. подробнее – Пряжникова, Пряжников, 2010, С.71-79). При определенных обстоятельствах, и в обществе, и в конкретных организациях, степень вовлеченности населения (персонала) в общие проекты часто определяет успешность этих проектов, а также – особую удовлетворенность конкретной личности, доходящую до чувства гордости за причастность к этим проектам. Напомним, что гордость за причастность можно рассматривать и как разновидность «чувства собственного достоинства» - этой главной, «первичной» ценности (по Дж.Ролзу, 1995), которая часто и составляет смысловую основу самоопределения (см. подробнее Раздел 3, Главы 25 и 26 настоящего пособия). Это также близко к готовности личности рассматривать свое развитие в контексте более глобальных культурно-исторических процессов, т.е. видеть себя не только «культурологическим материалом», но и субъектом культуры. И здесь не важно, каков реальный статус или должность субъекта самоопределения, ведь в историю входят не только великие полководцы, цари и чиновники, но и не менее великие скромные труженики (строители и архитекторы, ремесленники, героические солдаты и т.п.). А сколько важных персон (начальников и даже Президентов) вошли в историю как ничтожества?... В конце-концов, величие – не в должностях, а в нравственной позиции личности, осознающей свою причастность к культуре и к истории. Вопросы и задания: 1.Приведите примеры профессионального самоопределении как результата и как процесса. 2.По какому принципу выделяются типы и уровни самоопределения? 3. Как взаимосвязаны типы и уровни самоопределения (покажите на примерах)? 4.Приведите примеры смыслов профессионального и личностного самоопределения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.01 с.) |