Пути профилактики и преодоления деструкций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути профилактики и преодоления деструкций



 

Многие пути преодоления и профилактики профессиональных деструкций во многом схожи с такими же путями, относящимися к профессиональным кризисам (см. тему 44) и психологическим «барьерам» в развитии (см. Тему 46). Поэтому, чтобы не повторяться, мы лишь выделим наиболее важные, на наш взгляд пути:

1.Психологическое просвещение, в ходе которого важно знакомиться будущих профконсультантов с сущностью деструкций, с основными факторами их возникновения, и главное – показывать их негативные следствия (как уже отмечалось выше, к сожалению, часто деструкции воспринимаются как некое личностное «приобретение»). Нужно приводить примеры деструкций, анализировать конкретные ситуации, в которых кто-то из обучающихся, возможно, узнает и самого себя, но нельзя персонализировать эти ситуации, т.е. обсуждать конкретных участников занятий. Пусть сами делают выводы за рамками занятий…

2.Смена работы даже в рамках самой профориентации (освоение новых методик, новых участков работы и т.п.), т.к. именно многолетнее выполнение одной и той же работы – главный фактор развития деструкций.

3. Культивирование в коллективах атмосферы творческой рефлексии своего труда, самокритичности, умения выделять значимые проблемы и искать пути их решения. Мы здесь исходим из того, что главным основанием для гордости профконсультанта может быть умение, во-первых, рефлексировать свои недостатки, и во-вторых, умение эти недостатки преодолевать, а также – искреннее отчаяние профконсультанта от того, что недостатков вообще нет, т.е. и развиваться больше некуда (типа, «развитие закончилось»…).

Вопросы и задания:

1.В чем суть профессиональных деструкций?

2.Назовите основные причины профессиональных деструкций в деятельности профконсультанта в школе (в организации).

3.Приведите примеры профессиональных деструкций профконсультанта в школе (в психологическом центре, в организации)?

4.Назовите возможные пути профилактики и преодоления деструкций (с учетом специфики деятельности профконсультанта).

5.Могут ли деструкции быть предметом гордости конкретного профконсультанта? Почему?

 

 

Глава 46. Возможные психологические барьеры в деятельности специалиста-профориентолога

Понятие «психологический барьер» в трудовой деятельности

 

Под «барьерами» в данном случае понимается, все что, так или иначе, препятствует полноценной самореализации профконсультанта в своем труде. Имея много общего и с профессиональными кризисами (см. Тему 44), и с профессиональными деструкциями (см. Тему 45), «психологические барьеры» имеют и свою специфику, выражающуюся в том, что «барьеры» носят более конкретный характер, следовательно, они могут быть лучше локализованы, поняты и преодолены. Кроме того, «психологические барьеры» больше подразумевают внутренние препятствия на пути самореализации профконсультанта. Такие «барьеры» не всегда могут осознаваться специалистом, но обычно сильно переживаются и мешают в работе (см. Сыманюк, 2005).

«Психологические барьеры» у профконсультанта могут быть связаны с неуверенностью в себе как профессионале, в чрезмерной акцентуации на своих недостатках (профессиональных и личностных), со слабой самооценкой и т.п. Причины могут быть многообразными, начиная от нездоровых отношений в психолого-педагогических коллективах, когда коллеги презрительно относятся к данному профконсультанту, и кончая его неспособностью планировать свою работу (неумение разбить сложную задачу на более простые составляющие действия и выстроить оптимальную последовательность этих действий, позволяющих работать легко и с удовольствием, когда сложные цели буквально парализуют консультанта и он начинает «бояться работы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.007 с.)