Общая схема возможного нормирования труда профконсультантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая схема возможного нормирования труда профконсультантов



Качественное нормирование труда профконсультантов, основанное на традиционных подходах (см., например, Капелюк, 2006, С.81; Кибанов и др., 2009,С.222-225), могло бы включать следующее:

1) профессиографирование и психографирование деятельности профконсультантов, с обязательным выделением особо сложных проблем в их труде;

2) также желательно учесть при составлении профессиограмм и психограмм мнения экспертов-медиков, физиологов, экономистов и юристов;

3) оценка трудоемкости типичных профессиональных задач, решаемых профконсультантами и соответствующих трудовых действий, а также – средних временных затрат при использовании тех или иных форм и методов работы;

4) специальные исследования по оптимально допустимым нервно-психическим нагрузкам профконсультантов (с соответствующей разработкой критериев и показателей подобных нагрузок);

5) разработка рекомендаций по оптимальному нормированию труда профконсультаций с учетом особенностей конкретных учреждений и организаций, где ведется профориентационная работа;

6) изучение передового опыта в нормировании труда профконсультантов, оценка приемлемости такого опыта и определение путей его экспериментальной проверки (апробации) и внедрения, если опыт окажется полезным;

7) готовность постоянно совершенствовать нормативы в соответствии с меняющимися условиями; 

8) разработка нормативов труда профконсультантов с учетом развития их профессионального уровня, отраженного в различных категориях (для каждой категории – свои нормативы);

9) оптимальная соотнесенность уровня сложности и ответственности труда профконсультантов с уровнем вознаграждения (а также – с оптимальными формами и методами вознаграждения) на справедливой основе (чем выше сложность и ответственность, тем выше вознаграждение);

10) желательно – обсуждение нормативов с трудовыми коллективами (или с их представителями), причем, такие обсуждения можно проводить на разных этапах нормирования, каждый раз предлагая понятные для консультантов проекты и быть готовым к их значительной корректировке (на основе обобщения предложений самих профконсультантов).

Остается вопрос, кто будет заниматься таким нормированием труда профконсультантов? Понятно, что было бы лучше, если это стало бы заботой соответствующих «инстанций» на уровне Правительства РФ, Министерства образования и Министерства труда и Министерства финансов. Но ждать можно долго, поэтому предлагаем несколько нетрадиционный вариант такого нормирования, когда это можно сделать учебной задачей на занятиях со студентами и слушателями системы повышения квалификации. Естественно, само такое «учебно-познавательное» нормирование будет сделано по упрощенной форме. Также можно воспользоваться игрой-дискуссией с символическим названием «Заработная плата работника – ЗПР» (см. Пряжников, 2010, С.494-503). А главный смысл обсуждения этой проблемы со студентами и слушателями (педагогами и психологами) в том, чтобы актуализировать данную проблему, познакомиться с основами нормирования труда, показать принципиальную решаемость проблемы нормирования и вооружить обучающихся хотя бы общими средствами для отстаивания своих прав в вопросах снижения нагрузок и увеличения вознаграждения…

Рекомендации специалистам-профориентологам по развитию навыков саморегуляции и профилактике в труде

 

1.Общее правило таково: «если о тебе никто не заботится, то надо заботиться о своем здоровье самим». Ниже в кратком виде представлены общие советы-рекомендации профконсультантам по оптимизации своего труда и сохранению здоровья:

2.Выделять приоритеты в работе, т.е. сортировать более важные задачи и менее важные. При этом неизбежно придется соотносить все это и официальными планами работы, ведь рано или поздно, по ним придется отчитываться.

3.Учитывая интенсивность и многоплановость работы консультанта, желательно использовать записные книжки, где по часам (а иногда и по минутам) планировать свой рабочий день. Основные мероприятия можно планировать и на неделю, и на месяц, и даже на учебный год. Естественно, все это желательно компактно фиксировать. Здесь принцип: лучше «загрузить» планы, чем все это носить в голове (загружать память).

4.Относиться к нелепым (бесполезным для работы) заданиям философски, т.е. не скандалить каждый раз, а постараться найти способ наиболее быстрого их выполнения. Например, написание учебно-методических комплексов (УМК) по постоянно меняющимся форматам, которые в том виде, что требует начальство и различные «проверяющие», редко кто из преподавателей используют в своей работе. Здесь помогут образцы УМК, уже сделанные кем-то, а также – отношение к написанию таких УМК как к некой игре, когда за короткое время нужно написать «правильные» слова в соответствующих ячеечках, да еще так, чтобы все были довольны. Следует признать, что для начинающих педагогов и профконсультантов даже такие УМК иногда бывают полезны для организации своего труда, но опытными специалистами УМК по строго определенным форматам часто воспринимаются как некое унижение, ведь настоящий специалист постоянно импровизирует в своей работе… 

5.Меньше конфликтовать по пустякам. Соответственно, выделить для себя принципиальные вопросы, по которым можно и поспорить (желательно убедительно и корректно, чтобы потом не было стыдно за невоспитанность и не убедительность…). Также желательно, заранее готовиться к ответственным разговорам и спорам, т.к. не всегда импровизации бывают достойными.

6.Чередовать различные формы и методы работы, одновременно, выделяя для себя наиболее эффективные и интересные (чтобы работать было приятно). Так вырабатывается индивидуальный стиль труда (как показатель высокого профессионализма) и подбирается свой набор методик, в которых Вы можете проявить себя лучше других (это важно для повышения статуса и самоуважения).

7.Желательно осваивать новые методы работы, которые во многом огородят Вас от обвинений в отсутствии «инновационности», т.е. позволят работать более спокойно. Понятно, что если освоение каких-то новых методов потребует больших временных и прочих затрат, то следует поискать другие, более доступные новые методы.

8.Часто помогают кратковременные перерывы в работе, которые можно организовывать, не согласовывая это с руководством (вовремя попить чаю, отдохнуть с закрытыми глазами в течение 3-5 минут и т.п.).

9.Овладение приемами нервно-мышечной релаксации (смена поз на стуле, разнообразие движений, незаметные массажи с воздействиями на биологически активные участки лица и рук, переключение внимания на позитивные моменты работы и т.п.). Эти методы очень просты, но требуют индивидуального подбора, т.е. можно попробовать разные методы и остановиться лишь на самых подходящих для конкретного консультанта.

Вопросы и задания:

1.Назовите основные факторы «эмоционального выгорания» в деятельности профконсультанта.

2.Какая общая логика научно-обоснованного нормирования труда (применительно к работе психологов и педагогов, занимающихся профориентацией)?

3.Каковы основные правила профессионального поведения психолога-консультанта со склочными коллегами и невоспитанными руководителями (на базе психологического центра, школы, организации)?

4.Какие рекомендации можно дать психологу-профконсультанту, если ему часто приходится сталкиваться с бюрократическим произволом начальства, не способного оптимально организовать труд своих подчиненных?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.)