Потенциальные риски личностной деградации профконсультанта в условиях коммерческого консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потенциальные риски личностной деградации профконсультанта в условиях коммерческого консультирования



 

Для каких-то профконсультантов, работающих в частных (коммерческих) центрах, возникают следующие риски, связанные с их возможной деградацией (см. подробнее – Пряжников, 2000б, С.115-127; Пряжников, 2004, С.348-363):

1. Ориентация не столько на интересную работу (помощь самоопределяющейся личности), сколько на гонорары от клиентов, когда работа превращается в игру, где главный выигрыш – деньги, полученные с клиентов.

2. Гонорары часто зависят от того, насколько консультант сумел очаровать клиента, и тогда, смысл работы может сместиться сторону постоянной манипуляции клиента, ведь в состоянии восторга консультантом клиент перестает быть субъектом самоопределения, превращаясь скорее в объект воздействий.

3. В условиях неизбежно ограниченного времени на каждую консультацию (как уже отмечалось выше, в коммерческих центрах действует принцип «время – деньги»), консультант часто лишается возможности осваивать и использовать более сложные и эффективные методы работы, требующие не только много времени, но и определенной сосредоточенности на проблемах клиента (или группы), когда вопрос о «гонорарах» просто не подразумевается… И тогда, профориентация превращается в «профанацию», а сам консультант – в «профанатора»… К счастью, на известны негосударственные центры, где руководство понимает данные риски, и все же, стремиться к расширению методического кругозора профконсультантов и поощряет освоение ими более сложных методик.

 

50.5.Компромиссные варианты взаимодополнения платной и бесплатной профконсультационной помощи

 

Учитывая все плюсы и минусы государственных и негосударственных центров профориентации (см. предыдущие разделы), можно было бы искать пути их интеграции и взаимообогащения. В условиях, когда власть явно недооценивает значимость профориентационной работы в ее обыденном, реальном, даже будничном варианте, и больше внимания уделяет эффектным показушным мероприятиям (форумам и т.п.), опыт коммерческих центров может оказаться достаточно полезным…

Но в условиях, когда государственная профориентация начнет интенсивно развиваться (а для этого есть все основания, но не хватает политической воли) и главное – адекватно финансироваться, что позволит даже значительно поднять зарплаты работающих там профконсультантов, то многие коммерческие центры окажутся на грани выживания, ведь они обеспечивают себя сами… Можно условно выделить следующие основные направления интеграции опыта государственных и негосударственных профориентационных центров:

1.На первых порах такой интеграции – разграничение функций между государственными и негосударственными центрами, с учетом их реальных возможностей и ограничений на данной территории.

2.Постепенное включение тех и других центров в общие государственные программы (проекты), финансируемые из бюджетов, что позволит, в том числе, и сократить разницу в зарплатах профконсультантов государственных и негосударственных центров, а для коммерческих центров повысит гарантии их востребованности и самого существования.

3.Разработка единых принципов и критериев оценки эффективности профориентационной работы.

4.Сохранение и расширение возможности для инновационной деятельности по проблемным вопросам практической профориентации с участием представителей науки.

5.Сохранение возможности для оказания ограниченной платной профориентационной помощи в негосударственных центрах и расширение такой возможности в государственных центрах, при условии, что основная помощь должна осуществляться на бесплатной основе как некая социальная гарантия со стороны государства. Это также обеспечило бы более справедливое сближение доходов консультантов государственных и негосударственных центров. При этом, мы видим определенную перспективу на будущее в том, чтобы постепенно вся помощь оказывалась бесплатно.

Вопросы и задания:

1.Почему консультанты частных профориентацинных центров получают больше, чем консультанты в государственных центрах?

2.Может ли быть эмпатия за деньги? Почему?

3.Каковы издержки платного профконсультирования?

4.Как быть, если благодарный клиент (например, родитель сложного подростка) готов подарить профконсультанту очень ценный подарок (золотое кольцо с бриллиантом и т.п.)?

5.Возможна ли ситуация, когда в конкретном профконсультационном центре какие-то услуги оказываются на платной основе, а какие-то услуги – бесплатные?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.004 с.)