Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционалистские модели (основаны на религиозных, национально-этнических, исторических, семейно-клановых и др. Традициях)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
О традиционалистских парадигмах в трудовом воспитании, обучении и профориентации уже говорилось в Главе 2-ой настоящего пособия (Тема 17). В целом, для них характерна большая определенность будущего, опора на традиции, гарантированность определенного успеха (признаваемого в данной социально-профессиональной группе) и др. Главным сомнением при реализации этой модели является ограниченность самостоятельности и свободы выбора для личности, которая должна следовать определенным традициям и правилам. Смысл профориентационной помощи заключается в том, чтобы разобраться, насколько данная (традиционалистская) модель окажется адекватной для конкретного клиента (а таких людей немало), а также в том, чтобы помочь, подсказать более эффективные пути достижения карьерных целей, заложенных в эту модель. Предполагается, что сам профконсультант должен знать особенности тех традиций, в рамках которых самоопределяется данный человек, а также – быть готовым к реальному взаимодействию ближайшего окружения консультируемого человека, ведь такое окружение обычно бывает хорошо осведомленным в данных традициях. И здесь консультанту важно разобраться, как распределить ответственность в работе с клиентом, между собой, его окружением и самой самоопределяющейся личностью.
48.13.Сомнительные модели (обмана и самообмана) Стратегия “обмана” В консультационной практике нередко возникает проблема: кого «обманывать», клиента или начальника-заказчика (которые «обязывают» психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)?... – Если не удается «переубедить» (или «просветить») такого заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах «рапортовать», что работа выполнена «как положено»… Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, т.к. он соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно… Стратегии «самообмана». Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является «полное удовлетворение» клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы. Восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т.п. Можно выделить некоторые варианты «самообмана»: а) Директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но сам про себя думает: «Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу»… Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из него веревки»… при этом сам клиент бывает очень, что работает с таким «знающим» и «приятным» специалистом… б) Игра в “терапию ”. Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после группы подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней…». Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: «Спросите у детей, они вам скажут, понравилось им моя помощь или нет…»). в) “ Деструктивно-рекомендательная ”, выражается в стремлении «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться, таким образом, самому (типично для начинающих профконсультантов); г) «Адаптивно-манипулятивная». Главная проблема здесь: как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случаях, когда клиент или мама клиента уже решили для себя сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу – это скорее подтверждение своей правоты и, одновременно, перенесение ответственности на самого психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом). Отдельно можно также было бы выделить формальную и неформальную стратегии профоориентационной помощи. При формальной профориентации клиентов ориентируют на те выборы, которые поощряются данным правительством или местными органами власти (например, всех ориентируют на «фермерство» или на «малый бизнес» или просто на банальное «челночничество»). При формальной профориентации на первый план выходит проблема отчетности перед различными проверяющими структурами и инспекторами. Реальная профориентация больше ориентирована на потребности клиентов. Но при этом сами такие потребности могут быть не всегда просоциальны (например, клиент стремиться строить свое благополучие за счет других людей или за счет общественных интересов)… При реальной профориентации возникает проблема соотнесения различных «реальностей»: сегодняшней и реальности предполагаемого будущего, поскольку ориентация лишь на интересы сегодняшнего дня далеко не всегда создают основу для личностного развития в перспективе. А для самого психолога-профконсультанта ориентация лишь на сегодняшние проблемы клиента также порождает опасность «идти на поводу» у своих клиентов, особенно когда они хорошо оплачивают такие услуги (а платят часто не столько за реальные советы, сколько за моральную поддержку примитивных или даже антисоциальных ориентаций). Так или иначе, осознание доминирующей стратегии, которой консультант придерживается в каждом конкретном случае, помогает психологу-профконсультанту лучше рефлексировать свой, а также лучше рефлексировать свое развитие (или деградацию) в своей нелегкой работе… Вопросы и задания: 1.Приведите примеры реализации рационалистическогй модели профконсультационой помощи. 2.Приведите примеры реализации мировоззренческой модели профориентационной помощи. 3.В чем основной смысл и преимущества интуитивистской модели профориентационой работы? 4.Какие основные сомнения возникают по поводу интуитивистской модели профориентационной помощи? 5. Как профконсультанту относится к клиентам, опирающимся в своих профессиональных намерениях на традиции своей семьи, рода, национальности, с которыми он себя идентифицирует, если сам профконсультант во многом с этими традициями не согласен?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.008 с.) |