Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная диагностика
Другим важным направлением профориентационной работы является профессиональная диагностика. Часто здесь предполагается оценка готовности личности к будущей профессии, но забывается, что сама готовность может быть разной. Например, готовность к сдаче Единого государственного экзамена в школе (ЕГЭ), или готовность к поступлению в конкретный вуз (особенно, если там творческий конкурс и дополнительные экзамены), или готовность к обучению в конкретном вузе или колледже… Все это – разные типы готовности, и по ним не всегда проводится адекватная диагностика, предполагающая специальное изучение каждого вида деятельности, выделение его особенностей (параметров успешности) и разработка методик, позволяющих оценивать или прогнозировать эту успешность по выделенным параметрам. Например, можно быть успешным студентом, но плохим специалистом, или наоборот… К сожалению, часто наблюдается разрыв между школьным образованием, отбором студентов, их обучением в вузе и самой работой в организациях… Хорошая психодиагностика предполагает также формирование у самоопределяющейся личности готовности к самопознанию, самооцениванию (по сути, к самодиагностике). Заметим, что оценка личности по сложным параметрам (уровень личностного развития, нравственная готовность, уровень духовности, совесть и т.п.) не предполагает использование стандартизированных тестов, о чем пишут некоторые авторы (см., например, Дружинин, 1994). Познать другого человека в таких случаях можно только с его же помощью, когда он поймет задачу психодиагноста и объединит с ним свои усилия в целях самопознания самопознанию. Хотя, в менее сложных случаях, например, при оценке психофизиологических параметров человек может рассматриваться и как объект исследования, а часто даже и не должен знать, что именно у него исследуют (чтобы избежать вольного или невольного «подстраивания» под желаемые результаты).
Морально-эмоциональная поддержка самоопределяющейся личности
Морально-эмоциональная поддержка необходима в тех случаях, когда человек не уверен в своих силах, когда ближайшее окружение деморализует его, когда человек делает неординарные выборы, нуждающиеся в дополнительном осмыслении и др. Условно можно выделить основные формы и методы такой поддержки: 1) индивидуальный разговор с самоопределяющимся человеком (с использованием различных психотерапевтических техник, повышающих самопринятие личности, развитие чувства собственного достоинства и т.п.); 2) воодушевление различными примерами людей, которые смогли преодолеть внешние и внутренние трудности на пути к успеху; 3) создание атмосферы творчества и доброжелательности, способствующих самораскрытию личности, при обсуждении карьерных вопросов в групповой работе; 4) организация совместных размышлений о перспективах развития экономики страны и рынка труда; 5) рассмотрение сложных карьерных ситуаций с нахождением вариантов решения проблем самоопределения (принцип «проговаривания возможных трудностей»); 6) использование приема, когда самоопределяющийся человек оказывает помощь другому человеку, испытывающему похожие сложности (но при обязательном контроле со стороны психолог); 7) иногда – воодушевление на основе собственных примеров (но при условии, что консультант соблюдает «меру разумного откровения с клиентом») и др.
Воодушевление клиента на интересную и сложную жизненную перспективу является не только важнейшим условием эффективной профконсультации, но и важным вкладом в развитие общества (а может, и мировой культуры), когда в стране становится все больше людей, ориентированных не только на личное благополучие, но и на полноценную жизнь (для блага других людей) и достойное развитие.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.004 с.) |