Типология по особенностям технологии использования методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология по особенностям технологии использования методов



 

Технологии предполагают степень такой проработанности методики, когда она становится доступной для большинства практиков-пользователей. Условно здесь можно выделить следующие типы:

Низкотехнологизированные методики с нечеткой, а часто и с разновариантной процедурой использования, которые предполагают высокую степень импровизации психолога и его богатый практический опыт. Такие методики могут быть очень эффективны, при условии, что консультант творчески подходит к своей работе (может хорошо провести даже слабую в процедурном отношении методику), или же при условии, что конкретный консультант постепенно выработал свой, индивидуальный стиль проведения данной методики, недоступный для многих других психологов…

Среднетехнологизированые методики, предполагающие доступность процедуры для части психологов-практиков. Такие методики предполагают также, что их освоения необходима специальная подготовка профконсультантов, желательно с получением сертификата на право использовать данную методику.

Высокотехнологизированные методики, предполагающие, что их процедура настолько хорошо отработана, что доступна для большинства пользователей. Часто эти методики даже не предполагают специальной подготовки профоконсультантов, когда процедура как бы «работает сама по себе», а от консультанта просто требуется лишь грамотно использовать инструкцию. Правда, и здесь иногда возникают сложности, связанные с интерпретацией полученных результатов (если это диагностическая методика), когда «не технологизированными» оказываются сами схемы интерпретации. И тогда подготовка консультантов может занять много времени и проводиться в режиме реальной супервизии или стажировки.

 

51.3.Типология по требованиям к подготовке пользователей и их сертификации

 

Как уже отмечалось, выше, есть методики, для освоения которых обычно не требуется много времени и сил, а есть такие, которые предполагают серьезную подготовку или самоподготовку профконсультанта. подготовка. При этом, серьезная подготовка, помимо обучения грамотной интерпретации результатов, может быть направлена на готовность использовать данную методику в рамках определенных программ, а также на формирование готовности консультанта модифицировать методику, в зависимости от решаемых задач.

1.Методики, не требующие серьезной подготовки. Иногда это может быть связано с опытом консультанта, т.е. консультанты с большим опытом чаще осваивают новые методики самостоятельно, а начинающим специалистам желательно пройти специальную подготовку даже по внешне простым методикам. Сертификация здесь может быть не обязательной, но учитывая общую бюрократизацию науки и образования, лучше какие-то «бумажки» обучающимся все таки вручать…

2.Методики, требующие специальной подготовки с обязательной сертификацией, особенно, если эти методики предполагают выход на патопсихологические проблемы или затрагивают проблематику смежных научно-практических направлений (психофизиология, эргономика и др.).

3.Методики, требующие либо индивидуальный подход к подготовке консультанта, с учетом формирования его индивидуального стиля трудовой деятельности, либо предполагающие его самоподготовку. Такая подготовка и самоподготовка обычно проводится для консультантов, стремящихся повысить свой уровень мастерства. Сертификация здесь может быть лишь условной (типа, сертификаты не помешают), т.к. сложно официально отразить развитие уникального мастерства профконсультанта, его профессиональное развитие как Личности и т.п. Иногда вместо сертификата такой специалист может получить рекомендательное письмо от Мастера, у которого данный специалист прошел сложную стажировку и сумел не разочаровать своего Учителя…

 

51.4.Проблема передачи профориентационных методов смежным специалистам (не имеющим специальной подготовки)

 

Данная проблема определяются следующими обстоятельствами: 1) авторским правом на методики, когда разработчики очень придирчиво относятся к тому, насколько правильно их методики используются и каковы риски потери репутации автора-разработчика при неправильном использовании; 2) стремлением заработать на передаче методики самих авторов-разработчиков или каких-либо посредников (пусть даже и с согласия автора); 3) повышением статуса методики (ее престижности), когда само ее освоение и передача обставлена определенными (иногда даже и искусственными) сложностями; 4) реальной сложностью методики, объективно требующей специального обучения профконсультантов-пользователей; 5) профессиональным уровнем и опытом профориентационной работы конкретных специалистов, которым передается методика (если уровень и опыт – высокие, то условия передачи методики упрощаются, и наоборот).

Заметим, что иногда конкретные профконсультанты или целые центры «монополизируют» какие-то методики или опыт их использования, особенно, если их разработал сам консультант или работники данного центра, никому не передавая свои методики. Таким образом, достигается уникальность оказываемой помощи, когда консультант или центр могут позиционировать себя как «неповторимые» и «единственные», что может привлечь к ним дополнительных клиентов, или позволил повышать цену за оказываемые услуги. Понятно, что при государственном подходе такая монополизация в целом оказывается вредной для развития и репутации профконсультирования, хотя надо помнить и об интересах самих разработчиков уникальных методик. Например, можно было бы патентовать ценный опыт (что для отечественной профориентации пока еще большая редкость), когда методика распространяется, а авторы-разработчики получают не только определенное (лучше разовое) вознаграждение, но и определенные репутационные радости-почести…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.006 с.)